Италия и я. часть 8. сан-марино

    
     "Сейчас мы выйдем из автобуса и в течение 45 минут будем подниматься по склону этой крутой горы", - сказала Оля, и вся наша тургруппа настроилась на взятие Сан-Марино штурмом. По крайней мере никто не удивился и никто не возражал: подниматься так подниматься, не Эверест, осилим. Тогда, удивленная нашей покорностью, Оля сказала, что это шутка, и наверх нас подвезет автобус. Опять никакой реакции - да мы могли бы и пешочком, народ не избалованный.
     Основатель этого крошечного государства Святой Марино предсказал, что государство никогда не будет захвачено врагом - так и получилось, хотя недруги частенько покушались. Сан-Марино - это трехглавая гора, каждая "голова" увенчана башенкой наподобие крымского Ласточкиного Гнезда. Государством правят два человека, которых переизбирают каждые полгода. Мы медленно едем по серпантину и видим, как прямо из скал вырастают крепостные стены. Выходим из автобуса. Друзья! Я никогда не видела такого синего неба! Это что-то необыкновенное, это какой-то цвет свободы! А вот, кстати, и Сан-Маринская Статуя Свободы, а рядом, на углу дома уютно пристроилась фигурка Святого Марино, древняя, милая и домашняя. На фоне скал светло и радостно живут современные скульптуры, впрочем, такие были бы уместны где угодно - это вам не Церетели.
     Архитектура Сан-Марино восхищает. Нет, не потому, что это что-то необыкновенное, скорее наоборот - новое там строится в настолько выраженном традиционном стиле, оно настолько по-хорошему "обыкновенно", органично, что создается ощущение единства времени и целостности всего городского ансамбля. Идешь по городу и гадаешь: когда сооружено это здание с портиком - в шестнадцатом веке или в двадцатом. И здесь, и в Италии чрезвычайно осторожно относятся к новым веяниям. В результате их почти нет, также как нет многоэтажных построек, и, тем более, (и не дай Бог!) небоскребов. Правда, в Неаполе мы видели из окна автобуса один серый (во всех смыслах) сейсмостойкий параллелепипед, сооружённый знаменитым японцем под деловой центр. Уж каких только проклятий в его адрес мы ни слышали от наших гидов! Представляю, что по этому поводу думают местные жители, которые даже не пользуются этим монстром. Я восхищаюсь бережным отношением итальянцев не только к своим памятникам, но и к городским ландшафтам в целом, и с болью вспоминаю хамское вторжение в живую ткань города наших горе-новаторов: то гигантскую "сосулю" напротив Смольного Собора затеют, то смятый дуршлаг для театра Фроси Бурлаковой на Васильевском. Печально.   
     Поднимаемся выше, ветер продувает насквозь, солнце ослепляет пронзительно-белыми лучами, открывается панорама и вдалеке мы видим мутно-лиловую полоску моря. Красота! Идем по наклонной дороге к башне, оказалось "Музей пыток". Ха, наивные беспечные сан-маринцы! Думают, что средние века давно прошли! Посмотрели бы они наше телевидение, наверное, устыдились бы и закрыли свой жалкий музейчик. 
     Случайно попадаем на улочку-дворик - над мостовой цветущий виноград, около домиков кадки с лимонными и апельсиновыми деревцами, горшки с цветами. Хозяйка тряпкой моет мостовую, улыбается: "Buon giorno". Здесь всё немножко по-деревенски: люди приветливые, домики уютные, чистота невероятная. Тут хочется остаться, и я не удивляюсь, что среди сан-маринцев много русских. В основном, это, конечно, наши красотки. Они работают в местных магазинчиках, зазывают русских туристов. В магазинчиках всё блестит стразами, наверное, считается, что русским такое должно нравиться. Я захожу в сувенирную лавку и вижу фигурку дуче. Купить, что ли?
    


Рецензии