Глава 19. 1970 год. Болезни дочек

                12 октября. Власта. Рост 65 см. Вес 7500.

 За месяц прибавила всего лишь 100 гр. Плохо поправляется, а выросла на два сантиметра. За последний месяц у неё поразительные успехи: начала хорошо сидеть, сама поднимается в коляске и садится. Любит стоять и ходить. Сегодня много пела во весь голос. Стояла на стуле, держась за спинку, и пела. Сзади я  сижу, придерживаю со всех сторон.

 Вечером стала плохо засыпать, днем тоже мало спит, два раза по 30 минут. Соску в рот не берет, кашу не ест, только грудь. Но печенье с молоком ест, съедает 70 гр. и начинает выплевывать соску. В шесть месяцев прорезались два зуба, больше не выходят. Она меньше поправляется, чем Влада год назад.

Влада сейчас разбойничает, привыкла, что все её прихоти исполняются. Если что не нравится, сразу в рев и добивается своего. Пытается говорить, но словарный запас очень мал. Повторяет только легкие слова. Сложные не хочет говорить. Схватывает быстро. Бабушка сказала:

— Опа! – и она несколько раз повторила.

Прошу сказать какое-нибудь слово, но она молчит, жеманничает. Когда хочет, чтобы её взяли на руки, говорит:

— Папа, на. На. – И протягивает руки.

От пустышки легко отучили год назад, но кашу до сих пор ест через соску, так меньше хлопот с ней, и больше съедает, чем с ложки. Борщ и суп ест ложкой с блюдечка, хотя и сильно пачкается. Любит шоколад, но сегодня сама поделилась с Властой. Увидит пачку сигарет и говорит:
 
— Папа, ням-ням. – Чтобы я взял сигарету в рот.

Зажженную спичку тушит. Дует, пока не погаснет.

В два часа дня с трудом укладываем спать, но, всё же, засыпает быстрее, чем вечером, когда укладываем в девять часов. Через полтора часа засыпает, предварительно наревевшись от обиды, что заставляю спать, когда не хочется.

Очень любит гулять на улице, кататься в коляске. Когда купили в универмаге летнюю коляску и посадили Владу, то надо было видеть, с каким гордым и довольным видом она сидела, и как царица на всех свысока посматривала.

Я поразился: откуда это в такой крохе? Словно, наконец-то она получила то, что заслуживала – персональный выезд на личном транспорте. Если выезжаем с Властой, то ей приходится ютиться на железке для ног. Но не выступает, понимает, что Власта ещё маленькая.

Гуляем в городе, но ей не хочется ходить. На руках приятней. Если возьму за руку, сразу садится и кричит. Приходится брать на руки, тогда она довольно замолкает.

Полтора месяца назад заболела воспалением легких: кашель и хрипы в груди. Два дня делали уколы пенициллина и стрептомицина. Быстро пошла на поправку. Ревнует Власту: где та сидит, там должна быть и Влада.

14 октября. Власта стоит впереди меня на стуле и отчаянно раскачивается. Лицо очень довольное, что-то поет. Когда берешь с коляски, тонко пищит, как мышонок. Вчера Влада поила Власту своим чаем.

 Власта стояла в опрокинутой табуретке и открывала рот, потом хваталась за ложку. Обе сестренки довольны своей ролью. Влада уже с интересом смотрит на экран телевизора и осмысливает происходящее.  Сказала, показывая на экран, где ребенок ест с ложки:

— Ням-ням.

Вика работает в первую смену. Я в отпуске. С понедельника начну работать во вторую смену. Власта вторую прививку перенесла гораздо лучше.

 Идут дожди, и дети на улицу не выходят.

18 октября. Ночью Ладушке стало плохо. Без конца рвет, уже нечем, а всё тянет, позывы. Понос одной жидкостью. Попробовали дать молоко с содой, чтобы нейтрализовать кислотность мандарин, но она не захотела пить. Утром не стала есть. Продолжает рвать. Только пьет воду. Вызвали врача. Признала отравление. То ли старое печенье курабье, то ли мандарины – Влада съела две штуки. Утром ещё ходила, потом слегла, лицом осунулась.

Много спит. Проснется и начинает рвать воду, которую выпила перед сном. Сделали два раза марганцовые клизмы. Никакого улучшения. Утром температура под сорок, а вечером +38. В понедельник положили Владу с моей матерью в больницу.

 В среду сменила Вика. В четверг сделали капельницу для поддержания истощенного организма. В пятницу Ладушке стало лучше, и она попросила есть. Но, всё равно, на неё нельзя смотреть без слёз, так она похудела и ослабла. Вдобавок, заболела тёща.

Власта полностью в моем распоряжении, потому что никого больше не признает, даже к теще неохотно идет, а у других орет благим матом.

Очень капризная: не нравится лежать – будет кричать, пока не возьму на руки.
В субботу мы с Властой заболели гриппом. У неё кашель, а у меня озноб и ломота. Купил ей Пертусин. На другой день обоим стало лучше. Влада уже хорошо выглядит, играет, улыбается. Что-то в ней изменилось. Выражение лица какое-то другое. Или это после болезни так кажется?

26 октября.   Вероятно, от меня Влада заразилась гриппом, и сейчас у неё температура +38. Власта ещё кашляет, сильно потеет голова. Любит смотреть в зеркало.

27 октября.   У Влады очень маленький процент гемоглобина. Врачи определили гнойную ангину. Кашляет. Температура нормальная. Вчера Вика дала Владе луковый сок с сахаром, и эту ночь она спала с семи вечера до девяти часов утра.

Утром тёща носит Власту на кормление. В 17 часов ношу я. Влада похудела на два килограмма. Сейчас весит 9,5 кг.

31 октября.   Десять дней Влада пролежала в больнице. В среду её выписали, хотя и сейчас не совсем здорова. Сильно кашляет, вечером температурит. Нужны уколы витаминов «В» и «В1», чтобы поднять гемоглобин. Необходимы фрукты, а она не хочет их есть, только кашу и супы.

Вечером без крика ложится спать. Когда она себя плохо чувствует, всегда раньше ложится. Так мы узнаем, что она заболела и надо принимать меры. Стали покупать виноградный сок, который свободно продается в магазинах по рублю за бутылку. Постепенно процент гемоглобина поднялся до нормального уровня.

2 ноября. Сегодня Владе купили велосипед. Но ей нравится, когда кто-то возит, сама крутить педали не хочет и не умеет, начинает плакать.
Власта занесла грязными руками инфекцию в глаза, и они начали гноиться. Инфекция заразная, и у Влады начал выделяться гной, хотя и в меньшем количестве. Гнойный конъюнктивит. Два раза закапали глаза, и стало лучше.

Влада почти не кашляет. То вечером её разбирал кашель до рвоты, но уже пошла на поправку. Вика снова взяла отпуск без содержания, пока дети не выздоровеют.
То я, то Вика смотрим на Власту и в который раз восторженно восклицаем:

 — Какая она хорошенькая становится!

Это мы вспоминаем, какой страшной и некрасивой она была, когда принесли из роддома: смуглая, как метиска. Личико маленькое, сморщенное, очень похожа на Марию Семеновну. Только через месяц стала лучше смотреться.

Она продолжала расти, и нам, по сравнению с Владой, казалась не такой красивой. Потом уже стали говорить, что Власта будет красивей Влады, которая пытается говорить новые слова и связывает их в предложения. В новых словах последние слоги не произносит. На кофту говорит «ко». Вместо «задавили» – «зада».

7 ноября. Вчера под вечер племянница Вики Таня взяла Владу к себе домой. Вернулись в 20 часов, когда мы от волнения себе места не находили. Ночью Влада стала сильно кашлять и рвать. Приступ продолжался минут пять. Потом она заснула до утра, а мы всё ломали голову: После чего у неё это обострение болезни? Вероятно, кто-то дал ей холодную воду, может быть, и Таня.

Утром собрались пойти на демонстрацию с детьми. Целый час одевались сами, потом детей. На улице погуляли десять минут, и я сказал, что надо вернуться домой – день очень ветреный. В Москве на демонстрантов метет снег. В Тбилиси солнце.

Пришла моя мать. Подержала Власту на руках. Она уже не плачет на чужих руках. Я заикнулся, что дам ей деньги за пуховое одеяло, которых у неё два. Но она сказала, что не собирается продавать, хотя ранее говорила, что отдаст детям даром.

Владу днем уложили спать, и она снова стала кашлять. Неужели снова заболела?

11 ноября. Гемоглобин у Влады понизился до 42. Назначили 15 уколов витаминов. Надо купить, нанять медсестру, чтобы приходила делать уколы.
У Власты вес 8300. Рост 67 см. Сегодня сделали третью прививку.

 У Влады сильный насморк. Когда кашляет, по привычке наклоняется вперед, чтобы рвать на пол, хотя и не хочет рвать. Очень плохо ест. Научилась говорить «Мне». И всё твердит:

— Дай мне. Мне.

Меня перестала звать папой. Говорит: Вава – то есть Слава.

 А Вике интересно, как звучит её имя в устах Влады, но та называет её мамой.

16 Ноября. Спали лучше, меньше просыпаются. Но днем обе много кашляют во время сна. Два раза ставили горчичники, парили ноги, ничего не помогает.

17 Ноября. День солнечный, по-весеннему тепло. Пошли с Владой гулять к морю, побросали камешки в волны, наигрались и направились домой. Проходили мимо высокой урны, и Влада попросилась на горшок. Я посадил её на землю, но она стала вырываться и показывать на урну:

 — А-а!

Пришлось удовлетворить её желание, поднять над урной, тогда она сделала своё дело. В её представлении, урна для того и поставлена, чтобы в неё оправляться.

28 ноября.   Неделю назад Власта сделала свой первый шаг без посторонней помощи. Наоборот, отталкивает поддерживающие руки. Хочет ходить сама. Её рекорд пока шесть шагов, потом теряет равновесие и шлепается назад. Очень любит ходить. В кроватке хорошо ходит.

Влада выучила новое слово: Мой.

 И теперь, когда что-либо отнимаю у неё, кричит:

— Мой! Мой!

У неё это красиво получается. Вечером долго не может угомониться. Меня совсем не слушается. Только когда Вика подойдет, затихает.

7 декабря. Власта немного лучше стала ходить, но равновесие плохо держит. Вечером поспит полчаса, а потом не поддается никакому качанию. Встает и улыбается так сияюще, что поневоле берешь на руки, и она начинает веселить нас, разговаривает, раскачиваясь на стуле, на котором я сижу.

В половине четвертого ночи Влада стала рвать. Мы переполошились. Неужели снова отравление? Минут через пять снова вырвала. Я посмотрел рвоту: непроваренные кусочки сыра, который она ела днем без разрешения. Сама взяла ложкой со стола. Сыр давнишний, образовавшаяся корка могла дать отравление.

В третий раз она вырвала кофе. Ей почему-то нравится кофе. Пьёт залпом, даже горячий. Не разрешаем пить кофе, но она как начнет кричать:

— Дай! Дай! – сердце не выдерживает от умиления.

Вообще-то все болезни детей от чрезмерной любви родителей. Вот так потакают прихотям, а потом начинается засорение желудка. Дали Владе фталазол, и она проспала до девяти утра. Весь день беспокоила мысль, чем это кончится? Будет ли ухудшение или нет?

 Прошло 16 часов. Днем спала хорошо. Правда, аппетита нет. Заставляет нас водить её на косынке, как водим Власту, чтобы не падала на неокрепших ножках. Проденет под мышки косынку и требует водить по комнате.

Чувствуя поддержку, наклоняется в разные стороны и бегает по комнате. Любит ходить на столе, привлекая общее внимание. Если угощают Владу, она несет и Власте. Но, если дадут отдельно каждой, то отнимает у Власты, отталкивает и бьёт её.

Любую свободную минуту уделяю чтению журналов. Благо, есть, где: разглядел библиотеку на улице Пушкина, где меня быстро приметили и разрешили отбирать новые журналы.

В «Октябре» печатается новая повесть Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?» Читалась легко, и даже интересно.

И сильно удивился, когда через полгода в журналах и газетах началась полемика по этому роману, который, явно, этого не заслуживал, а весь сюжет быстро забылся, лишь помню, что там описывалась современная молодёжь — этакий кукиш в кармане, мало об этом кто писал. По сути, это был развёрнутый фельетон.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/03/22/468


Рецензии
Нет ничего хуже, чем болезни маленьких деток. Сказать-то они ничего не могут, а у родителей сердце обрывается от безысходности и неизвестности...

Евгений Неизвестный   10.09.2013 15:20     Заявить о нарушении
Вы правы, это был самый неприятный год. Легче самому переболеть.

Вячеслав Вячеславов   10.09.2013 15:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.