Эти странные православные

Попалось мне в блогосфере одно сообщение, посвящённое истории картины К. Васильева "Илья Муромец". В нём автор высказывает мысль о том, что "эти православные" какие-то "странные": в 1643 году они канонизировали Илью Муромца, несмотря на то, что в былинах написано, что по молодости он совершал действия вовсе даже кощунственные.

С блоггером можно согласиться в том, что православные, они, действительно, очень странные. Мало того, что Илью Муромца канонизировали, они даже апостола Павла канонизировали, который до своего обращения совершенно сознательно преследовал христиан и уничтожал их, а теперь они его почитают не только как святого, но и как Апостола. И не просто как Апостола, а как Первоверховного, то есть самого главного Апостола.

Да и другой Первоверховный Апостол Пётр совершенно небезгрешен: трижды отрёкся от Христа, а православные и его канонизировали и почитают!

Ряду современных историков и культурологов кажется невозможным, абсолютно противоречивым то, что княгиня Ольга за несколько лет до принятия крещения безжалостно уничтожила древлянских послов и жестоко усмирила бунт самих древлян, а впоследствии была православными канонизирована и даже названа Равноапостольной. А уж впоследствии канонизированный князь Владимир что творил до принятия крещения: едва ли не в каждом селении у него, по свидетельству летописца, была любовница. Потом, правда, после принятия Св. Крещения, он всё это оставил, но наши современные культурологи и историки не очень на этом акцентируют.

Да что уж тут вспоминать отдельных святых. Сам Господь, если посмотреть с этой стороны, был очень странный. Вочеловечившись и придя на землю, Он почему-то не к святым и не к праведникам пошёл, а как раз к грешникам. "друг мытарям и грешникам" - говорят про него иудеи (Лк. 7:33-35). Не в этом ли самая главная "странность"?! Именно к грешникам обращался Он и именно их за собой звал. И странные православные всё время об этом в своих молитвах повторяют, например: "не пришедый призвати праведныя, но грешныя на покаяние" (Молитва 1-я, Василия Великого ко св. Причащению). Более того, как раз в этом и состоит основная задача христианской проповеди: призвать грешников к покаянию. И именно это является самым странным для неприемлющих христианскую проповедь.

Так что блоггер наш был абсолютно прав, да и в самом Евангелии чёрным по белому об этом как раз написано: "мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие " (1 Кор. 1:23).

Не только в отношении Ильи Муромца, но и во всех других отношениях, православные на протяжении двух тысячелетий очень даже странно себя ведут. И остаются они для многих наших неверующих современников, как для иудеев и еллинов - соблазн и безумие. Ибо царство их, как и Царство самого Христа - не от мира сего.


Рецензии
Мы ещё более странные, если вспомнить, что в начале XVII века был самозванец Илейка Муромец. "Тень Грозного его "увнуковила", однако в конечном счёте он примкнул к Болотникову, выступавшему от имени Илейкина "дяди", якобы царя Дмитрия. В 1643 году об этом и непросвещённые могли помнить.
Но дело не в этом. Разница между тремя Ильями из Мурома - больше, чем между новгородским портным Евгением Онегиным и заглавным героем пушкинского романа в стихах. И не былинный, то есть сказочный герой был канонизирован.

Михаил Струнников   27.10.2017 08:45     Заявить о нарушении