Гл. 8. Боязнь высоты

Есть люди, которые вообще не могут переносить высоту. Что-то вроде врожденной фобии. Их не заставишь не то что приблизиться к краю пропасти, а даже влезть на табуретку. Вспоминаю, как в училище с нами проводили занятия по плаванию, где заодно пришлось совершать и прыжки в воду с вышки.

Занятия проходили на окружной спортивной базе в плавательном бассейне, где имелась десятиметровая вышка. Для зачета достаточно было спрыгнуть с пятиметрового и семиметрового уровня – «солдатиком», то есть ногами вниз.

Первый уровень ни у кого проблем не вызвал, кроме курсанта Рябушева. Мы заметили, как он волнуется и бледнеет. Рябушев, крепкий рослый парень, который серьезно занимался боксом и побывал в уличных переделках, здесь вдруг запаниковал, плечи его поникли.

Мы сидели в ряд на скамейке у бортика бассейна, вдыхая запах хлора, шедший от воды. По свистку преподавателя трое курсантов один за другим строевым шагом подходили к основанию вышки для прыжков. Двое из них шустро поднимались по лесенке на вышку. Третий оставался внизу. Первый проходил к краю платформы, становился на резиновый коврик  и, обжимая пальцами ног срез платформы,  докладывал преподавателю вниз, что к прыжку готов. Второй курсант стоял в нескольких шагах позади первого – ноги на ширине плеч, руки – за спину.

Раздавалась подхлестывающая трель свистка преподавателя, короткая и резкая, усиленная акустикой бассейна, и курсант, сделав короткий вдох – прыгал в воду. Точно, как в фильмах про войну, когда бойцы по свистку командира шагали в атаку из окопов, первым шагом наступив на собственный страх.

Второй курсант сразу же занимал его место на краю платформы, третий поднимался наверх - своеобразный конвейер, построенный так, что не оставлял ни времени, ни места каким-либо сомнениям и колебаниям.

Наш заместитель командира взвода сержант Юра Петриков стоял наверху для подстраховки. Перед тем, как туда отправиться,  Юра, расхаживая перед нами в плавках по краю бассейна, вроде бы в шутку, сказал:

- Пацаны, преподаватель дал мне негласную команду – кто зассыт и не прыгнет после свистка, того  подтолкнуть слегка коленкой в ... спину, помочь, так сказать, выйти из состояния созерцания.

Мы к этому отнеслись спокойно и заулыбались, но бледный Рябушев шутки не понял:

- Петриков, я сам тебя так подтолкну, что ты у меня перепрыгнешь этот бассейн, как сайгак! – занервничал он, внушительные кулаки его непроизвольно сжались.

Что за животное такое – сайгак – мы хорошо знали из полигонной практики, которую недавно прошли в казахстанских степях.

Сержант искоса глянул на Рябушева и лишь усмехнулся, мотнув головой - дескать, кое у кого - совсем крыша съехала.

Рябушев втихаря пересел на дальний от вышки конец скамейки, чтобы быть последним, но въедливый и искушённый преподаватель заметил неуклюжий манёвр и рявкнул:

- Рябушев, встать! Ты что этта, а-а? Боишься, курс-сант?! – проговорил с некоторым ехидством подполковник. Склонив голову набок, он с подозрением  сверлил Рябушева жестким взглядом.

- Занять своё место по списку, Рябушев! – громкий рык рослого преподавателя перекрыл шумный фон из голосов и всплесков воды, метавшийся под сводами бассейна – здесь занимались сразу несколько групп. 

Как назло, тут же занималась женская команда спортивного клуба, сплошь состоявшая из молоденьких девчонок, по сути - детей. Они закончили прыгать буквально перед нами – с десятиметрового уровня.
Мы с восхищением следили за их упругими кульбитами в воздухе.  Теперь они в некотором отдалении занимались с тренером на воде.

- Есть, - Рябушев побрёл на место.

Когда настала его очередь, Рябушев, встав со скамейки, пробормотал соседям:

- Я - не прыгну. Просто не могу!

- Рябуха, соберись! Тебя же потом «размажут»! Да ни хрена с тобой не случится – всего-то пять метров!

- Пацаны, я боюсь высоты!

Тем не менее, Рябушев, как на казнь, побрёл к основанию вышки. По свистку кто-то из ребят прыгнул, второй пошёл на его место, но Рябушев стоял как вкопанный, вместо того, чтобы подняться наверх.

- Курсант Рябушев!

- Я.

- Вперёд!

- Товарищ подполковник, я не могу! – невольно взмолился Рябушев, в таком деморализованном состоянии его никто из нас не видел, он посерел лицом и буквально трясся.

- Я сказал – вперёд!

- Есть, - Рябушев на ватных ногах, печально свесив буйную голову, начал подъём, видимо, сам этому не веря.

Существует природная сила страха, но есть и другая сила – приобретаемая – привычка выполнения приказа. Эту привычку нам прививали ежечасно, если не ежеминутно, с первого дня, как мы оказались в армейском строю.

Все напряженно следили за Рябушевым. Он встал на точку второго номера. Впереди стоял в готовности к прыжку предыдущий курсант. Раздался свисток. Курсант шагнул и, прижав руки к бедрам,  через мгновение косо вошел в воду и поднял фонтан брызг.

- Рябуха, вперёд! – тихо, чтобы слышал только Рябушев, сказал Юра Петриков, видя его ступор.

Рябушев, сделав несколько неуверенных шагов, встал на коврик, но остановился, чуть не дойдя до края, не обжав, как это полагалось, срез площадки пальцами ног.

- Петриков, где его ноги? Не виж-жу пальцев н-ног! – донёсся снизу едкий голос подполковника.

- Рябуха, вперёд! – ещё настойчивее повторил сержант.

Рябушев обмирал от страха, глядя сверху на холодную и враждебную поверхность воды, будто смотрел на неё с высоты птичьего полёта. Но, теряя остатки воли, сделал, что от него требовалось – встал на самый край.

- Доклад! – тихо напомнил Петриков Рябушеву.

- Курсант Рябушев к прыжку готов, - еле слышно пробормотал тот, не будучи в состоянии управлять голосом, - Рябушеву вдруг в ужасе показалось, что ровная водная гладь как-то кренится к нему, и он – пошатнулся.

- Не слышу! Громче, курсант! – возмущенно крикнул снизу преподаватель, - сержант, ты нахрена там поставлен?!

Но подполковник не успел договорить: Петриков решительно двинулся к Рябушеву, застывшему в мелкой дрожи, со вполне очевидным намерением - «помочь», а у того, вдруг, непроизвольно дрогнула нога, и он, потеряв равновесие, замахал руками и мешком рухнул  вниз. Раздался тяжелый шлепок  о поверхность воды, и взметнулся мощный фонтан брызг, словно прыгнули три Рябушева одновременно.

Рябушев плавал неплохо, вынырнул, и отплевываясь, сам выбрался из воды – с красным от удара о воду боком.

- Оценка – «два»! Не-за-чёт, Рябушев! – выплюнул свисток на грудь преподаватель и двумя жёстко растопыренными пальцами  ткнул  Рябушеву фигуру «виктория».

Затем прыгали с семиметрового уровня. Теперь уже никакая сила не могла заставить Рябушева даже поставить ногу на первую ступеньку лестницы, ведущей вверх. Даже несмотря на то, что плававшие неподалёку девчата защебетали возбужденно, как ласточки.

Как потом Рябушев пересдавал зачет – тема отдельного рассказа.

А кто-то из наших оказался настолько привычным к прыжкам, что ради куражА и удовольствия прыгнул с десятиметровой высоты «рыбкой», то есть, вниз головой!

Уж такая это штука – высота. И у каждого в этой жизни есть своя боязнь и свои проблемы!


(продолжение http://www.proza.ru/2012/05/28/1767 )


Рецензии
Олег! Очень интересно и убедительно. Но действительно бывают люди, которые боятся высоты. Рябушева очень жалко было. Но поскольку есть сила, которая называется "привычка выполнения приказа", тут уж ничего не поделаешь. Ты об этом, наверное, написал в преддверии рассказа о высоте гор? Чтобы сравнить?
Читаю дальше.
Добра тебе и вдохновения!

Елена Врублевская   14.09.2023 22:13     Заявить о нарушении
Именно так, Лена! Твое предположение верно. Спасибо!

Олег Шах-Гусейнов   14.09.2023 22:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.