Ностальгия по прошлому, и будущему тоже. Глава 4

 



И, наконец-то,Мюнхен.  22.30. Мне удмвмтельно,что пассажиры из вагона ужасно медленно выходят, им словно некуда спешить. А я волнуюсь,ведь поздно и никого встречающих не видно. Безлюдные платформы. Как по линеечке, на них,  застыли поезда похожие на белые сигары.  Видимо наш пришел последним.


Вокруг нет никакой вокзальной суеты, люди друг друга не опережают, идут себе, непринужденно говоря. Кое-что долетает до меня.Ине, кажется, я что-то понимаю,  это так удивительно приятно. И тут красивый пожилой мужчина приветливо мне улыбнулся. Сразу мои волнения  пропали. Я вроде уже не одна и не чужая.


Иду так же, со всеми вместе.  Вот впереди виднеется в огнях какой-то поперечный коридор или это ночной торговый центр, мне еще не понятно, но люди стали растекаться налево и направо, куда же мне? Вдруг прямо, всматриваясь напряженно, стоит Мария.  Меня она еще не видит. Одета очень скромно, но на носу красивые очки, заметно  дорогие. .                -Машенька, здравствуй ! .                -Ох,наконец-то!  Здравствуйте!  Мы обнялись. Она, как прежде смущена,  волннуется.     -А я боялась, что нужно будет нам искать  друг друга,ведь не договорились точно.      -Так ведь у нас и заблудиться негде.  Ну, как доехали?

                –Прекрасно.  А,  ты одна меня встречаешь? Ночь же,не страшно? .                -Нет, что Вы? и засветилась радостью, мы же не в Риге, гуляйте хоть всю ночь. .   
Но Саша здесь, он ждет возле машине. Я была тронута,наверное, ребята волновались и видимо, кого-то попросили, чтоб меня на  машине встретить.


Это приятно, ведь я действительно устала. Дорога дальняя, а от Берлина поезд вообще сидячий, ужасно утомительно.Саша стоял возле внушительного авто и бросившись навстречу обнял. При  его робости, довольно странно. Он усадил меня вперед, сам сзади сел. И тут же дверь открыла Маша и плюхнувшись, взялась за руль. .               
               

-О Боже, завизжала я - это фантастика!  Ты за рулем! Сюрприз был потрясающим, я не  могла  своим глазам поверить, и моему восторгу не было конца. Не меньше получаса ехали.
Приехали  в гараж  похожий на подземный город, с названиями улиц, номеров и здесь же лифт. Через минуту-  уже  у  дверей.

Я снова столбенею. Очень просторная квартира, громадный коридор, ванная -просто шик, ну комната одна, в ней метров тридцать и еще ниша глубокая, в которую встроена  кухня. В комнате много разностильной мебели: шкафы, кровать и почему - то  целых три дивана. В углу аппаратура Сашина, гитары, саксофон.

Меня все это потрясает, ведь я же знаю, как бедны ребята. Тут Маша стала выставлять на стол из холодильника продукты, все не дешевое, в очень красивых упаковках.             -Вы что, спросила я,пир на ночь затеваете? Я смогу только йогурт, и главное, хочу скорей узнать, откуда это изобилие, да и вообще все, что я вижу: квартиру, Машу за рулем. .               
- Все завтра объясним,А к вечеру поедим в церьков. Вы познакомитесь с прекрасными людьми,русские имегранты,со времен революции, уже уверенней ответила Мария. И какая\ молодеж,какой русский язык прекрасный! А хор!Заслушаетесь им. Хоть онемечились давно,только по прежднему свято верны своей россии,православию.


Ведь я писвлв Вам,что эмиграция не конец жизни. Вы сами в этом убедитесь.
Мы знаем здесь уже двоих художников из Риги, будут еще  приятные сюрпризы. 
Сели за стол. Мы с Сашей выпили за встречу, а Маша добавила лишь пожелания свои. .      -Вы извините, мне рано нужно к одной бабушке бежать, лекарством напоить. А вы спите, хоть до двенадцати. По воскресеньям в Германии все отдыхают.       


-А ты?  Вижу уже и здесь нашла о ком заботиться, не удивилась я.               
-Ну, что вы, это же святое, со стариками я не устаю. А сколько у них мудрости, тепла.
О ее чувствах к старым людям я давно знаю. Выросла Маша в Ленинграде с бабушкой по линии отца. Бабушка в Россию из Германии  приехала еще двадцатилетней.  Дедушка был инженером  по строительству мостов, тогда немецкие специалисты часто работали в России.

И Ленинград для них стал второй родиной. 
Здесь родился их сын, единственный. И рано овдовев, она  жизнь ему посвятила. Сын вырос, пошел по стопам отца и приносил ей только радость.Маша говорила о бабушке,как о живой, и необыкновенной. Потом у сына появилась тайна. Мать очень тревожилась, но терпеливо  ожидала, когда решит сын с нею поделиться. И вот однажды он  сказал. .               
-Мама, у меня важный разговор, ты только не волнуйся, все  в порядке.             -Вступление значительно,сказала мать,я вся-внимание,а сердце замерло.Сын волновался. -Короче, я жениться должен, скоро появится ребенок, спешил освободиться он от тайны.
Известие ошеломило, но  мать сдержалась. 


-Ты правильно решил сынок,если будет ребенок... Она видела, что сына мучает еще что-то но он молчал,и видно было ,что в душе его покоя нет.                -Скажи,сынок, ты ее любишь?  С ответом он замешкелся.                -Я не могу сказать,что не люблю,но у нее характер очень трудный.               

–Это,возможно, молодость, но с материнством меняется характер. Она действитеоьно так думала и для себя уже решила,что во всем будет помогать, чтоб молодые могли образование свое закончить.   

Родилась девочка, прекрасная. Бабушка была счастлива, но  к сожалению не очень долго.
Ей скоро стало ясно, что невестка достойной  партией для сына быть не может, да и  для воспитания  ребенка тоже. Дочь ее постоянно раздрожала. А когда Маше исполнилось полтора года,невестка, закончив институт и став хирургом, работать  поехала к себе на Украину.

Ее не тронуло, что муж был против.  Без всяких колебаний она уехала, оставив Машу с бабушкой.Сказала  временно. А,вскоре стала и мужа звать к себе. Сулила ему блестящую карьеру. Сын уже подавал не малые надежды в Ленинграде, но все-таки поехал к ней. Работа, оказалась интересной и он остался.

 У них родился сын. С двумя детьми, конечно, трудно. Машу они не торопились забирать.А бабушка не чаяла души в любимой внучке. Сама блестящий музыкант, развила одаренность девочки. А, кроме музыки, наследовала Маша от деда и отца талант к точным наукам.
Отец гордился дочерью и часто приезжал, а встречи с матерью случались крайне редко.


Маша закачивала  музыкальное  училище, когда не стало бабушки. Она, очень страдала и чувствовала себя одинокой, покинутой. Только один рояль был ее другом. Ему она могла  поведать все свои печали. А, после окончания учебы, отец забрал ее к себе. Он Маше посоветовал заняться электроникой.И она поступила в один из самых трудных вузов.


Закончив,сразу занялась наукой и стала кандидатом. Отец был счастлив.  А Маша продолжала мечтать о музыке.Все радости,которые сулила молодость,ее не очень волновали. 
Но вот случилась встреча с Сашей. Их удивительная схожесть характеров и судеб порожала. 
У Саши судьба была еще суровее.Растила мать его одна.Она преподавала в военной академии английский и немецкий.

Отец там же учился. Ну.он ,блестяще закончив академию,пропал. Не прибыл к месту назначению.Его долго искали,опрашивали родных, сослужмвцев. О нем никто не знал.  Он сосредоточен был только на учебе и не имел даже товарищей.


Саша рос тоже замкнутым. Мать очень любил,но она была больна.А соседей мальчик панически боялся,они пытались отвоевать у них,по их понятиям,лишнюю площадь. Когда мама умерла, Саша оставался с нею мертвой,боялся выти из комнаты.И только слыша его беспрерывный плач, зашли соседи. Ему было 12 лет.

 Нашелся двоюродный брат мамы. Он спас его от детдома, но к себе не звал Потом друзья у Саши появились. Все ночевали у него. Они часто менялись,но все любили музыку. В школу Саша ходил редко. А в  15 стал настоящим уличным музыкантом и даже музыку писал.


Потом его в милицию забрали. За тунеядство, посадили. Но скоро выпустили и послали на завод на токаря учиться.Соседи оставили ему маленькую комнату и он в ней жил. Играл на улицах, и даже в ресторане. А потом с Машей встретился.


Она была постарше,но стала ему настоящим другом. И вскоре они поженились. Мать зятя не приняла, открыто  презирала  за то, что нигде не работал, все время музицировал, а главное,он был настроен против Советской власти. Отец в собственном доме тоже уюта не испытывал. Дочери он сочувствовал. Но,помочь не умел.

 
Он уже был известным спецмалистом, происхождение немецкое ему не вспоминали, оно указывалось лишь в анкетах да в паспорте. А для жены это, по - прежнему, значение имело, Они были людьми разных миров. В день, когда Марии исполнилось двадцать шесть лет, мать пришла домой с тортом и за столом преподнесла подарок.


Дочь поднялась поцеловать ее и развернуть пакет,но мать строго отдернула,как маленькую, -Ты за столом сидишь, потом посмотришь! Все настроение испортилось мгновенно.
Маше ужасно стыдно было перед мужем. Потом, уже в  постели, Саша весело сказал
-Чего вы все ее боитесь, подумаешь,какая шишка. Терминатор. Но Маша плакала.

               
-Ты,Сашенька, ее не знаешь,сказала Маша, она на все способна.
-А ты попробуй не бояться. Первые дни меня тоже пугало ее  хамство. Ну, потом я понял,что она,прости меня, просто распущенная, наглая и очень рада, что ее боятся.
Конечно, чтобы  защищать себя и не робеть, нужно, опуститься до ее уровня,


Ну,стоит ли для этого себя ронять? Думаю, что твой отец так все и видит.   
Но, плакать из-за этого не нужно. Я ,Машенька, люблю тебя. В объятиях его таяли все заботы и печали.Но Маша приняла решение уйти из дома. Отец не очень отговаривал, лишь обнял, тяжело  вздохнув. 

Он правильно все понимал, только молчал. Тому были весьма серьезные причины.
Отец хотел оплачивать им съемную квартиру, ну Маша отказалась и принялась искать жилье.  Это и привело к знакомству нашему. А,  началось довольно странно.

Мне в результате иногороднего обмена, когда я с мужем разошлись,достались настоящие хоромы.

            
Хоромы радости не принесли. Жизнь моя круто изменилась. И скоро, почти в одночасье, обрушились все беды: безденежье, болезнь отца.
Правда сын младший стал студентом, у старшего  родилась дочь.Я радовалась и надеялась, что это счастье поможет пережить мои  невзгоды.

Но складывалось все иначе. Невестка была молода еще, а ее мать страдала глупостью, гордыней непомерной. Она внушала  дочери свой опыт построения семьи. Главное - сразу свекрови ее место указать, чтоб в будущем не возникала.А у меня было совсем иное виденье. Любимый сын только начал работать, после тяжелой операции.


А я, ради его спокойствия, была на все готова. Мой папа тоже счиатал, что молодые должны жить отдельно.И мы его квартиру переписали на сына. Дедушка был счастлив, что внук жить будет у него,в его любимом доме.Молодые отделились, а дедушка стал жить со мной.Мы планы строили. Но тут на голову свалилась новая беда - у дедушки инсульт случился.


Работу мне  пришлось оставить.И хоть была она не творческой, бесперспективной, но материально без нее еще труднее стало.Практически на нас троих была лишь дедушкина пенсия.Одна надежда оставалась на возвращение обратно в Ригу.И больше шанств никаких. Я стала этим заниматься.

               

В бюро квартирного обмена я бывала, почти, каждый  день.Только задерживаться долго не могла. И,почти,все журналы изучив я поняла,искать прямой обмен - это пустая трата время.  Нужно рассматривать обмены сложные, через другие города. Тлько б вернуться в Ригу и начать работать. Конечно,возвращаться баз семьи одной, мучительно.

Но,я уверенна, друзья меня поймут,поддержат. А главное, буду работать. 
Кем,где- это уже не важно,пойду хоть зарисовщицею в  ателье. Тогда и сыновьям смогу помочь. А может невестка стгласится приехать в гости, а там поймет, что в Риге лучше. Бог даст,и восствновится самья.

Так я мечтала,сидя в бюро. Вот, наконец, подошла очередь,я дождалась последнего журнала, в нем все мои надежды.  Ну в нем прямых обменов тоже нет,хоть интересны сложные цепочки. Именно их и предлагают людям маклеры за деньги. Сейчас и я бы заплатила ,такой момент,но у меня нет денег.

 Мне нужно самой пробиться, другого шанса не дано.  Еслиб не папина болезнь, все было бы быстрей, но оставлять его надолго одного еще нельзя.Он молодцом превозмогает инсульт, подбадривая и меня, "Еще с тобой уеду в Ригу,говорит, и помогать убуду  во всем" Я ему верю,он сильный человек.Отец, творящий из металла красоту и сам будто-то из него вылит.

Все войны прошлые так его закалили,что из седла теперь не вышибить болезням. И я, к геройству прикоснувшись в раннем детстве, мечтала героиней стать.
Теперь молюсь чтоб мысль не материализовалась, я уже не хочу быть героиней и жизнь геройски выносить.

Я так журналом увлеклась,что не заметила,как время пробежало. К семи  приходит медсестра делать отцу укол, ну я еще не рассмотрела и  половины вариантов.  А завтра та же очередь, журналы в бюро в одном экземпляре. Это- маразм,конечно, но кто со временем людей в бюро будет считаться и создавать удобства им.


А маклерам(так люди говорят) дают для изучения журналы на дом.Вполне возможно, что они там заодно.


                продолжение  следует





               
               


Рецензии