Отзыв о спектакле Мастер и Маргарита Реж. Рачковск

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» не раз экранизировался, само собой не обошел он и театральную сцену. Одним из культовых событий октября в г. Оренбурге стал приезд Московского театра «Арбат» с постановкой «Мастер и Маргарита». Актерский состав был очень ярким, например, роль Понтия Пилата играл Ивар Калныньш.
Зал был забит до отказа. Сам спектакль длился два с половиной часа. Разумеется, весь роман вместить в это время просто нереально. Несмотря на то, что отсутствовали многие части романа; несмотря на то, что был очень узкий круг актеров и нескольких персонажей, например, кота Бегемота, кентуриона Крысобоя и Профессора Стравинского играл один и тот же человек, постановка не потеряла своей сути и главной идеи, своего смысла.
Сразу следует оговориться,  что постановка имела некоторые новаторские идеи. Например, Иван Бездомный читает написанное им стихотворение: «Лучше всех страна моя родная, человек в ней сам себе хозяин, прославляет трудовой свой век, наш родной советский человек!» Он читает эти строки сначала Михаилу Берлиозу; потом в кошмарном видении эти строчки с присущим нахальством, читает ему самому Гелла. Иван Николаевич начинает, было читать их и Мастеру, но, забывая слова, клянется на коленях, что больше никогда не будет писать стихов.
В данной постановке немало фарса, чего стоит только один тост Берлиоза и Бездомного, чокающихся стаканами абрикосовой: «Выпьем сдуру за культуру!» В последствии эту фразу произносит с презрением Воланд, когда Иван наконец-то осознает, с какой неведомой силой он столкнулся, и почему он на самом деле очутился в доме скорби.
Великолепной находкой было и то, что бал у князя тьмы, проходивший под звуки танцевального джаза, был огромных масштабов – ведь гостями на балу были сами зрители! И именно в зале были госпожа Тофана, злосчастная Фрида и многие другие – «Каждому на этом балу уделено внимание, моя королева». Актеры играли очень живо, эмоционально и талантливо. Верилось каждой роли. Гелла вышла распутно - нахальной красоткой, кот Бегемот – балагуром, а Мастеру и Маргарите по-человечески веришь, что они «жили романом»
Зрители с замиранием сердца ждали фраз: «Рукописи не горят», «Все будет правильно – на этом построен мир». И они торжественно прозвучали с уст Воланда. В конце спектакля зрители аплодировали стоя, не раз актеры выходили кланяться на бис, а овации не стихали до момента, пока не сомкнулся занавес. Верится, что ночь полнолуния, и образы бессмертного романа Булгакова не забудутся зрителями, после такого запоминающегося спектакля.

(11 октября 2011 год)


Рецензии