Алхимия - предвестница химии II

II

Укрепление позиций христианства как преобладающей государственной религии в Европе привело к очередному подавлению стремления к осмыслению мира методом самостоятельного познания.

Приведем наиболее известные примеры. В IV веке при истреблении языческих знаний уничтожен научный центр в Александрии, а в начале VI века была закрыта Афинская школа.

Такими варварскими способами исследование разумом природы вытеснялось религиозным мышлением. Сопротивление веры знанию привело к рождению схоластики, нечто вроде суррогата науки, заменившую собой стремление к объективному познанию мира. Основной смысл деятельности схоластов состоял в следующем. В угоду священникам схоласты признавали веру основой познания, а учение Библии основополагающей истиной.

Священное Писание являлось последней и непогрешимой инстанцией, которому нельзя и опасно противоречить. В таких рамках приходилось творить всем, кто жаждал познания.
 
Подобное интересное положение, сопряженное с неистребимым желанием поиска истины, вынуждало находить неизведанные ранее пути познания. Впрочем, часто результаты таких путей были столь же фантасмагорическими, как и сама религия.

Конечно, это была своего рода хитрость против жестокого подавления религией развития разума. Используя пусть в большинстве своем надуманные теории, схоласты, эти религиозные ученые, стремились к поиску доказательств догматов христианства рациональным мышлением.

Религия словно паук не выпускала из своей паутины томящийся в ней разум.

И все же даже в таком положении не сложно найти положительные моменты. Как бы то ни было, стремление к реалистичному объяснению многих загадок мироздания, в том числе древних религиозных постулатов, отвоевало право на свое существование и сохранило возможность развивать знание.

Таким образом, лишь определенная согласованность истинных выводов о природе с основополагающими постулатами Библии, то есть подогнанных под религиозное мировоззрение, были способны заслужить одобрение священников и посредством их святого благоволения пробиться в массы.

Так сквозь религиозно-мистические представления с трудом пробивался слабый луч истинного знания. Не стоит говорить, что такому неблагодарному и нелегкому пути всегда сопутствует всеобщее недоверие, понукание и презрительные усмешки современников.

Понятно, как было мало мыслителей, способных противостоять такому ограничению и насколько основные массы были далеки от настоящего знания.

                Продолжение следует ...


Рецензии