Юрий Кулишенко

                Оса и мотыльки.


Над полянкой весело летали яркие мотыльки с красивыми крылышками. Каждый погожий денёк они кружились в веселых хороводах, пили сладкий нектар цветов и переносили c цветка на цветок пыльцу,  без которой не бывает семян.
А на кустах вокруг  полянки жили  маленькие гусеницы - дети мотыльков. Они ели листочки, быстро росли и превращались в куколок. Проходило  время, и из золотых  куколок  вылетали новые  мотыльки с чистыми яркими крылышками. И снова весело кружились в весёлых  хороводах над полянкой и её цветами.
Но однажды раздалось злое гудение  коричневых перепончатых крыльев. Это прилетели издалека  осы-паразиты. Они летали среди кустов и искали гусениц мотыльков. Если им  удавалось найти гусеницу, они тотчас откладывала на нее яйца.
Из осиных яиц выходили личинки, которые поселялись внутри гусениц мотыльков и высасывали из них все соки.
Гусеницы день ото дня слабели, а жившие в них личинки ос росли, толстели и сплетали коконы. Из  куколок в коконах вылетали новые  злые осы.
 С каждым годом все меньше и меньше становилось мотыльков. Редко теперь они  кружилось над полянкой, и цветы стали высыхать без семян, пустоцветами.
Собрались  тогда оставшиеся на полянке цветочки, поговорили между собой, подумали  и решили позвать на помощь своих друзей – муравьев: ”Укройте маленьких  гусениц мотыльков в своей неприступной крепости, спасите их от злых ос”.
“Друзьям нельзя отказывать в помощи “, - сказали муравьи, защитники растений -  “но как нам отличить гусениц мотыльков  от личинок других, вредных насекомых?”
“А мы подарим нашим деткам такие приятные духи дружбы, что вы не сможете их перепутать ни с кем другим!” – крикнули сверху услышавшие муравьев мотыльки.
Теперь муравьи встречали спешивших к ним в крепость  гусениц мотыльков и заботливо провожали их до  входов, возле которых поставили грозную стражу.
Долго летали злые осы и гудели над полянкой, но  гусениц на кустах вокруг полянки не находили. Заметили они однажды, как одна маленькая гусеница мотылька быстро заползает в муравейник, и хотели  её догнать, но испугались строгих сторожей с крепкими жвалами и навсегда улетели с полянки прочь.
Только одна оса – самая сообразительная и хитрая – осталась и задумала обмануть муравьев. Изобрела духи враждебности, вызывающие у муравьёв злость к друзьям и собратьям и разлила их по флакончикам. В один флакончик налила духов для себя, а в остальные - для будущих своих деток-ос и полетела к муравейнику.
Села  злая оса на   купол, подползла  к  одному из входов и закричала на сторожей: “Что вы тут прохлаждаетесь! На дальнем краю полянки на ваших собратьев  напали враги-чужестранцы и отнимают у них сладкий нектар! ”
”Никогда не было  у нас на полянке врагов–чужестранцев! Наши разведчики тотчас сообщили бы о них” – ответили  сторожа.
”Посмотрите на мои крылья, они похожи на крылья ваших летучих муравьев – самцов и самок! Я же ваша родственница! А родственники никогда  не врут друг-другу”.
Смутились сторожа,  стало им стыдно, что не поверили  родственнице-осе: “Мы  отправим гонца за сменой и побежим выручать товарищей! ”
“Вы не успеете!” – прожужжала лживая оса, - “ Я подежурю  за вас у входа!”  Бросили муравьи    свои  посты,  поблагодарили осу за помощь и убежали.
Засмеялась злорадная оса и заползла, было,  в муравейник, но  у муравьиных личинок её схватили за крылья муравьи-няньки: “Стой, куда ползёшь?”
Испугалась оса, что  они порвут ей крылья – как  тогда улететь отсюда? - и не стала вырываться. Быстро зажужжала дружеским голоском: “Я – ваша родственница и хочу вам  помочь! Родственники ведь всегда помогают друг-другу! Ваши сторожа продали вас в рабство за сладкий сок и пьют его сейчас на дальнем краю полянки! А чужаки затаились за кустами  и ждут ночи.  Когда вы заснёте, они  вас свяжут сонных и уведут в свои мрачные катакомбы день и ночь рыть за них землю!”
”Никогда не было  среди нас  предателей, ты лжёшь!” – возмущённо закричали муравьи-няньки и ещё крепче схватили осу.
Поняла   оса, что они ей не поверят, быстро выплеснула  украдкой часть духов враждебности из флакончика и стала убеждать муравьёв дрожащим от страха голосом: “Все ваши входы уже не охраняются, меня никто  не задержал! Разве это не лучшее доказательство?!”  Муравьи тотчас разозлились на сторожей, отпустили осу и убежали наказывать их за предательство.
Подобралась довольная оса к гусеницам, жившим в стенках муравейника, и стала откладывать на них яйца. Вытащила она свой флакончик с духами враждебности, и хотела ещё раз выплеснуть их на пол, чтобы пробегавшие мимо муравьи не мешали. И вдруг видит, что духов почти  не осталось! На самом донышке едва плещутся!
Ещё больше испугалась коварная оса: “Вернутся обманутые муравьи обратно – ох, и плохо мне придется!” Оставила она деткам их флакончики и побыстрее поспешила  к выходу. А  по дороге брызгала остатки духов на встречных муравьёв и  нашёптывала им, что  их лучшие друзья – враги и  предатели.
Вдохнув запах вражды, муравьи затевали между собой ссоры и забывали о лукавой осе.  Добралась она до опустевшего выхода и  улетела. Зло прожужжали над полянкой ее перепончатые крылья и скрылись вдали.
Только из нескольких куколок вышли в муравейнике прекрасные мотыльки, а из остальных выползли злые жужжащие осы. Разбрызгивали они вокруг себя духи враждебности и улетали в поисках новых муравейников с куколками мотыльков и доверчивыми муравьями-сторожами.
“Ах!” – воскликнуло Солнышко, - “Ну разве можно  верить злым осам и сомневаться в своих друзьях!” –  и скрылось от стыда за облачко.


Рецензии