Наследие пращуров

     * В  начальной школе мы узнали от своих учителей о том, что у  наших  диких и воинственных  предков, не знакомых в своей кочевой жизни с понятием «недвижимое имущество», все состояние,  добытое  в набегах на соседние племена,  выражалось  в количестве имевшихся в их собственности лошадей.  Они давали им шкуры для изготовления  одежды и обуви,  конину для пропитания, а также кобылье молоко для вскармливания младенцев  и сбраживания  хмельного кумыса.
Неудивительно, что первоначальным интересом  при доброжелательной  встрече двух кочевников в те времена был вопрос: «Как поживает ваш скот?». И  только после этого: «Как поживают ваши жена и дети?». В детские годы такой порядок вещей казался нам диким.
За минувшие тысячелетия наша жизнь  претерпела все прелести культурной и материальной цивилизации и, как нам хотелось бы думать, значительно отдалилась от  неотесанных  нравов наших  кочевых пращуров.  Однако  и  теперь, при встрече  двух респектабельных приятелей  после краткого приветствия у мужчин  чаще всего превалирует вопрос: «Ну как машинка, бегает?».  Имея в виду, благополучен ли загнанный под моторный капот вашего  автомобиля,  принадлежащий вам  табун лошадиных сил?  Только справившись об этом,  собеседник  интересуется: «А как поживают ваши жена и дети?».
Мы не удивляемся тому, что  наши пращуры в своих повадках были дики и непосредственны. Но  далеко ли  мы ушли от них за это время?

      * Задолго до того, как у людей появилась необходимость выражать свои  намерения, статус и заслуги  в одежде и разного рода нашивках и подвесках, они  для сведения  друзей и устрашения врагов   пытались  это делать  через боевую раскраску своего  лица  и туловища.
Конкретика  такого рода самовыражения  была продуктом собственного воображения и фантазии, предназначенного для доведения до окружающих сведений о  личных амбициях  индивидуума.
 Со временем свой социум мужчины, щадя собственный кожный покров, стали выражать в форменных и фирменных одеждах, снабжённых соответствующими  знаками отличия и аксессуарами.
Однако прекрасная  половина человечества этим не довольствовалась и, не отказываясь от прикладных украшений, не только продолжила обрабатывать и  расписывать свои тела и лица, но и стимулировала этим огромный  ресурс мировой индустрии, поставляющий на рынок косметики   всё более и более изощрённые товары  и технологии.
В наше время уже  ни одна женщина не выйдет из дома, не подсев предварительно к туалетному зеркалу и не загримировав себя для той роли, которую она намерена сегодня  исполнять. Наведённым макияжем она откровенно заявляет, куда именно   собирается сегодня  идти и чем именно там  заниматься. Благодаря этому, мы легко догадываемся о том, что вот эта особа, скорее всего,  спешит на репетицию в театр, эта - на деловую встречу, а вот та, по всей вероятности - на панель Ленинградского проспекта.

     * Со временем трудоёмкий  макияж, требующий всякий раз возобновления, стал по этой причине доступен в основном женщинам, ухитряющимся тратить на уход за собой больше времени, и  привёл мужскую часть населения к идее избавления от ежедневных хлопот по этой части  путём нанесения на тело несмываемых пожизненных изображений.
Поначалу это выражалось в  более чем скромных инициалах  или морском якоре на кисти  руки, наколотых в ранней молодости, которых их обладатели  с годами стыдились и во многих случаях пытались вывести.  Дальнейшее развитие общества не только не поддержало мужчин в этих  ограничениях, но и повсеместно распространило обычай нанесения  несмываемых изображений и узоров на всё тело.
Вместо осуждения татуирование, принятое до этого, как правило, в арестантских кругах, в равной степени вошло  у мужчин и женщин  в светскую моду  и породило глобальную сеть оборудованных самой современной техникой тату салонов.
Публика, собравшаяся однажды  в Большом зале московской консерватории, была свидетельницей того,  что совсем ещё недавно трудно было себе представить. Пианистка, победившая на международном конкурсе им. Чайковского,  вышла к роялю в платье с глубоким декольте и традиционно оголёнными плечами, на одном из которых был вытатуирован сложный орнамент.
 Обращаясь к нраву наших  разрисованных  пращуров, напрашивается вопрос: «Изменилось ли что-либо по существу за тот период, который нас отделяет друг от друга?».

     * Испокон века способы самовыражения через насилие над  плотью были не всегда  столь безобидны, как невинный макияж и татуировки. Например, с древних  времён нашим пращурам был известен опыт прокалывания различных частей лица и тела для размещения на них всякого рода украшений. До недавнего времени общество людей, самонадеянно  именуемое себя цивилизованным, довольствовалось для этого   подвеской на мочках ушей декоративных  серёг,  считая это вполне достаточной данью диким традициям наших предков.
Однако в наше время те же  женщины  мириться с подобными ограничениями не пожелали. По их инициативе первобытная мода на косметические  проколы частей тела  (пирсинг) в наши дни возродилась и расцвела пышным цветом.
Выразители современных нравов стали размещать в проколах ноздрей, губ, языка, сосков, пупка, а то и  прочих, куда более интимных частей туловища  ювелирные изделия, оставляя нас наедине всё с тем же  недоумённым вопросом: «Действительно ли вектор нашего развития направлен в сторону прогресса, или мы движемся в обратном направлении?».

     * По замыслу Создателя человек мыслящий в своё время был награждён  не только  разумом, но и возможностью  под его руководством с помощью пятипалых рук освоить  рукоделия и ремёсла. Концы человеческих пальцев при этом были снабжены регенерирующими при естественном износе ногтями,  приспособленными  не столько к тому, чтобы рвать жертву,  но в первую очередь к творчеству. Трудолюбивые обладатели ногтей периодически коротко  остригали их отрастающую часть, сохраняя руки способными к созиданию.
 Вельможные чиновники  в средневековом  Китае (мандарины), наоборот, чураясь всякого ручного труда и кичась тем, что они  в нём не нуждаются, ввели обычай отращивать ногти неимоверной  длины, обладая  которыми  заниматься  ручным   трудом  при всём желании было бы невозможно.
Старинные портреты свидетельствуют, что для демонстрации  полного презрения к рукоделию обладатели таких ногтей умудрялись закручивать их спиралью и чуть ли не  завязывать  в узлы.
Казалось,  в наш  просвещённый век подобные нравы  должны были бы восприниматься  как  очередное свидетельство дикости далёких предков.
Тогда чем объяснить повсеместную в наши дни моду у женщин наращивать искусственные ногти,  существенно затрудняющие использование пальцев по их прямому назначению?
 Похоже, что, следуя традициям китайских пращуров, они чураются ручного труда,  пытаясь убедить окружающих в том, что  совершенно в нём не нуждаются.
Я недавно видел в обществе одну такую даму, которая, разговаривая,  вынуждена была сохранять позу с растопыренными во все стороны пальцами, чтобы ненароком не повредить наклеенные на них дорогостоящие копытца.
Осталось только, апеллируя к нашим нравам, задать себе всё тот же,  вопрос:  «В какую именно сторону мы движемся?».
 
     * Какое-то время назад в журнале «Крокодил» был опубликован фельетон, призывающий не доверять огульно псевдонаучным математическим моделям и связанным с этим всяческим компьютерным предсказаниям.
 В фельетоне как безусловный казус приводился пример, как группа молодых программистов ввела в ЭВМ показатели тенденции развития моды  и получила  совершенно курьёзный прогноз, что наши дамы  в скором времени станут носить платья с оголённым пупком.
Не допуская, что это может быть, поскольку этого не может быть никогда, автор фельетона предсказания компьютера зло и нещадно высмеял.
Какого же было  удивление редактора и  читателей журнала, когда, самое незначительное время спустя, наши милые женщины, следуя победившей моде, действительно  стали  разгуливать с обнажёнными пупками, не только не  утаивая, а наоборот выставляя их напоказ.

     * Неугомонным модницам всего  этого показалось мало и наряду с макияжем, пирсингом и татуировкой они  придумали иной, не согласованный с Божьим помыслом стандарт своей плоти, вызвав к жизни профессию пластического хирурга и поручив его скальпелю прямое вмешательство в корректировку своей внешности.
Их при этом  совершенно не трогало приходящее с годами  неотвратимое биологическое старение организма. Главное, чтобы это, подобно  портрету Дориана Грея, никак  не отражалось на внешности. Однако, как и в других вопросах, обмануть Всевышнего  оказалось непросто.
Позволив людям вмешиваться в размеры созданных им  форм, Он не посвятил их  в тайны божественных пропорций и не предостерёг этим от свойственных  людям  крайностей.
Так, недавно по телевизору показали едва перевалившую на четвёртый десяток популярную актрису, ещё недавно не лишённую приятности, а теперь накачавшую свои губы с помощью силиконовых имплантатов, до такой степени, что  некогда привлекательный лик красавицы стал похож  на  нижнюю часть  её  спины.
Увы, мы часто не слышим того, что Бог призывает нас к себе и бежим от Него, не давая уберечь себя от лукавого.

     * С младых ногтей нам   внушали, что эксплуатация человека человеком  имеет место на всём протяжении людской истории, за исключением страны победившего социализма – СССР, в которой нам якобы  посчастливилось родиться и жить.
Наши воспитатели утверждали, при этом,  что самая уродливая форма такой эксплуатации работорговля в наше время, если и имеет место, только не  у нас.
В наших юных головах не укладывалось, как это человек, угодивший в руки победителя или покупателя, может  остаток своих дней провести прикованным к галере, или  понукаемый бичом надсмотрщика за непосильным трудом на хозяйской плантации.
Оказалось, что  всё это  возможно, в том числе у нас, и мало того  процветало  в относительно недавние времена крепостного права и принудительного труда советских колхозников и работников государственных предприятий, которым не разрешалось   покидать рабочие места и менять местожительство, не будь на то воля их владельцев или  управляющих   руководителей.
 Казалось, что со свободой предоставленной  порабощённым людям признаки рабовладения ушли в прошлое. На самом деле этого не случилось и в  наше время любой предприимчивый чеченский домохозяин по-прежнему может у себя на рынке, а то и у боевиков, или  сговорчивых армейских  начальников  купить в свою собственность раба, приковав которого к рабочему месту заставить годами выполнять нужную работу. Вопрос купли-продажи футболистов вообще  обсуждается в прессе гласно,  открытым текстом.
Спрашивается:  «О какой гражданской свободе в XXI  веке может идти речь, если мы до сих пор не избавились от самой  отвратительной формы её отсутствия – работорговли?».

* Один из самых характерных примеров нашего ханжества и лицемерия (двойных стандартов) являет наше отношение к домашним животным. 
Приведём цитату из Википедии:
«Домашние животные - животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им, кров и пищу».
Заметим, что одомашнил он их, изъяв из дикого состояния, где они с успехом добывали себе  кров и пищу без его помощи, обладая инстинктом самосохранения, позволявшим им, избежав приготовленного для них  в домашних условиях ножа, доживать до сроков отпущенных природой, а не человеком.
 В этой связи уместнее было бы подменить в  Википедии  термин – «одомашнены»  на  термин – «закабалены».
Сам же человек в отношении к этим закабаленным животным демонстрирует самые циничные образцы «социального» неравноправия. Так  бесполезные декоративные собачки и кошечки, проживающие вместе с хозяином в тепле и безделье,  зачастую продолжают  пользоваться   покровительством владельца, даже после его смерти.
В то время как  закабалённый  полезный рабочий и молочный скот может рассчитывать только на стойло в общем хлеве и перспективу в любой момент быть отправленным на убой для утилизации шкуры и пожирания  его  плоти.  Уже много лет инициативные страны Бенилюкса, не добившись по поручению ООН ясности в толковании  прав  человека, сегодня  безуспешно пытаются  защитить законодательно права животных. Есть и у нас, такой проект закона, с которым мы топчемся на месте  вот уже более восьми лет, продолжая позволять  себе в отношении животных многое, чего  по проектам  нами же  сочинённых законов делать  нельзя.
Впрочем, кто же не знает, что у нас, когда  чего-то  нельзя,  но очень хочется, то можно.

Москва, январь 2012 г.
               


Рецензии