Их жизнь. В краю голубых озёр. Книга 3. Часть 31

               
    ...21 августа 99г.  Вокруг нашего дома -  сад! Второй сад за нашу жизнь!
   Смотрю сериал "Во имя любви". Посадили, ни за что, сына на три года... И в это же время - машина сбивает дочурку, лет 8-9... Горе...горе... Разве в жизни - не так? Разве у нас так не было? Потеря Родины, унижение русских... Потеря мамы, работы, развод Аурики... Ведь, так и было... А теперь - больное сердце, за границей, в другом государстве...
   За каждый день их пребывания здесь, в Беларуси, у нас, надо платить деньги! За что? - Как за что? За счастье видеть родных! Это - дорогого стоит! Приехали более, чем на трое суток - регистрация! Едь в Верхнедвинск, заполняй кучу бумаг, сиди в очереди до обеда!
   ...И очень волнует Наташа, что будет с нею, с её семьёй?  Однажды ты меня спросила: - Почему я всегда чувствую себя виноватой перед тобой? Почему я не могу стать такой, как ты? Ты - всегда - недосягаема! Доченька, как ты тогда мне сделала больно! Разве я виновата, что никогда не хотела жить так, как ты? Что главное в нашей жизни - были дети и наша любовь! У тебя - не эти принципы. Если бы ты поставила их в жизни главными, ты жила бы иначе...
   Я не могу в этом ничего изменить, ты - уже взрослая, у тебя - своя жизнь. Мы с папой очень тебя любим! Нам так хочется увидеть тебя со Славой - счастливыми, ваших деток - тоже!
  ... Сегодня ночью еду в Орёл, если всё будет хорошо - на неделю. Господи! Будь со мной! Спаси от всех бед! Дай мне сил на эту поездку! И здоровья! Аминь!
    Рождественская ночь с 6 на 7 января 2000года.  С Рождеством Христовым, родные!
   Закончился 99 год! Для меня он был полон событиями, исполнилось много моих желаний. Была в Киеве, у детей. Ушла на пенсию! Впервые в жизни - стала свободна! В связи с этим - улучшилось здоровье. Летом - две недели пробыла в Латвии. Я встретила столько людей, которых хотела увидеть! Фриду, Лёлю, Людмилу, Таню, Олю, маму Роберта, Лидочку, её детей, даже Вилмара увидела с его новой семьёй! Поездка в Орёл! Встреча с родными, с однокурсниками!
   Родственники плачутся, но, на мой взгляд, живут неплохо! Очень ослабел дядя Миша. Прощались с ним - плакали... Наверно, больше с ним не увидимся... Тётя Лида после смерти дяди Вани, очень сдала... Живёт у Людочки, дочери, тяжело им...
   Лиза, моя подруга, купила мне билет в Беларусь, иначе я не смогла бы съездить... Потом приехала Наташа с детьми, пробыла больше двух месяцев... Период был тяжёлый, но, всё же, смогли помочь нашей дочурке.
   Я ездила к Аурике на 5 дней, отдохнула.  Наташа в это время была у нас, здесь... Потом она с Янисом уехала, а Ладушка ещё две недели была с нами. У Роберта была многоразовая виза, он каждый месяц ездил в Латвию, навещал маму и Лидочку, ходил на кладбище...
   Были у Бураков, об этом я писала...
   Были у нас встречи с друзьями: с Аней и Витей Низюльками, были на свадьбе Ларисы Роговской, старшей дочери Тамары и Вадима Роговских, встречались с Ходырками, с Садохами - Реней и Толиком, их дочь Оленьку я учила, когда мы переехали в Беларусь...
   Приходилось очень много работать, особенно - это лето замучило Роберта, длительная засуха, жара, постоянный полив растений - больше двух месяцев... 98-ой год - залило, 99-ый - засушило!
   Но какой у нас вырос картофель - чудо!  Роберт его сажал вручную. Копал лопатой борозду под шнур, раскладывал уже проросший картофель по борозде, присыпал слегка землёй, сыпал золу из наших печей, рассыпал навоз, натягивал шнур для новой борозды, копал её, а землёй засыпал предыдущую борозду, попутно рыхлил комья лопатой... Потом, в течение лета, три раза окучивал его, собирал колорадов...
   Осенью собрали толоку, деревенские - ахали, когда копали картошку, такая она была крупная и красивая! Некоторые клубни - от килограмма до полутора кг!
   А теперь - о большой радости: когда я была в Орле, Анюта Голосенина, с которой в Армии переписывался друг Роберта Витя Широнин, на прощание мне сказала: - Жди! 30 декабря - приеду! - И - приехала! Пробыла неделю! Неделя отдыха, тихой радости... Перед Новогодней ночью мы втроём выкупались в нашей горячей ванне! Ане так понравилось! Так было хорошо! Втроём!
   ...А мама Роберта - гаснет... Уже не встаёт... Всё это легло на плечи Лидочке... Что за болезнь у неё? Так никто, толком, и не сказал... Просто - отказали ноги, кружится голова, тошнит, попытки походить, хотя бы по комнате, кончались резким ухудшением самочувствия...
   Аня, как и я, Собака и Козерог! Поэтому нам так хорошо вместе! Если бы ты была поближе! Мне так не хватает такой подруги! Остальные однокурсники тоже обещали приехать, но, это вряд ли...
   Каждый день молила Бога, чтобы удержал, пока, мамочку у нас, чтобы Новый Год, встреча с Аней, были радостными, а не в слезах...
   Вот и Рождество пришло! Очень боюсь за Роберта, он так привязан к маме... Мне тоже, так жаль её, я её люблю! Одна мамочка на двоих осталась у нас! За 1999 год - Спасибо тебе, Господи!
    19 января 2000г.  Писал Роберт:  "Перечитал дневник. Хочу, хоть коротко, написать о том, что упущено в дневнике.
   О Борозенцевых: Саша Стрыгин, как распалось МСО, остался без работы. Начал сильно пить, наркоманить. Приезжал к ним в гости старший брат Саши, уголовник, сидевший несколько раз в тюрьме, вскорости с кем-то подрался в Краславе, все  армавирские пацаны ходят с ножами в карманах, порезал того мужика, получил срок в Латвии...
       Вскоре и сам Сашка подрался с Колькой Чубревичем. Помните, я писал о нём, как его жестоко избили в Дагдском кинотеатре?.. Как он брата моего Лёню, пьяного, раздел в подъезде маминого дома?
   Так вот, и Сашка, не долго думая, достал нож и порезал Кольку... Чудом просто, не получил срок... Наташа больше не могла терпеть его выходки и выгнала его! Он уехал к матери в Армавир. Конечно, Наташа была в депрессии...
   Однажды она и мама Тая пришли к нам, это было перед нашим отъездом в Беларусь... Такая грустная, подавленная... Я спросил у неё: - Ты что такая, невыносимо грустная? - Она махнула рукой: - А чему радоваться? Одна... с двумя детьми...- Я ей ответил: - Да брось ты, Наташа!  Ты - молодая, очень красивая женщина! Обязательно найдётся мужчина, который тебя полюбит! И дети твои, не будут помехой! Он - и их - полюбит! - Она безнадёжно сказала: - Да ну, дядя Роберт! - И моё пророчество сбылось! Не так уж много времени прошло, как в неё влюбился наш латгальский малец - Янка Ижик, высокий, красивый, голубоглазый блондин, и Диму с Сашей, её детей, усыновил, и полюбил их, как родных, и они его искренне папой считают, а о Стрыгине - и вспоминать не хотят...
   У моей племянницы Анжелы родился мальчик, назвали Сашей, со своим мужем она разошлась, Сашу больше воспитывает Алла, чем она... Анжела вообще любит сидеть на маминых плечах, и свесив свои красивые ножки, беспечно побалтывать ими...
   Младшая дочь Аллы Инга, тоже вышла замуж. Её муж, так и неплохой парень, когда трезвый, как выпьет, становится задиристым и драчливым, до невозможности! У них родился сын Марк. Спустя время, и Инга развелась со своим мужем... Потом - второй раз вышла замуж...
   Со временем у Аллы скопился большой долг за квартиру, ей пришлось её продать, а купить - несравнимо более худшую, однокомнатную, в старом доме...
   Лидочка: на её плечах - совсем старенькая, беспомощная мама, не встающая с постели... Дима, старший сын, в 18 лет добровольно пошёл  в Армию, в Десантные Войска, с ранней юности он увлекался атлетизмом, может, это мой пример на него подействовал; когда он подрос, я подарил ему свои комплексы упражнений по атлетизму, рассказывал, как тренировался в Армии и т.д.
   Он серьёзно увлёкся штангой, упражнениями с большими весами... Его кумир - Арнольд Шварценеггер, он мечтает походить на него... Дима не пьёт, ни грамма, не курит...
   В Армии, на учениях, Дима провалился под лёд, переохлаждение, заболевание, повредил колено, его комиссовали... Спорт помог Диме восстановить здоровье...
   Он устроился на работу спасателем в Дагдский пожарный участок...
   Юра, младший сын Лидочки, мой крестник, растёт, учится в Дагдской школе...
   Павел, его отец, остался в доме своих родителей один, родители умерли, сестра вышла замуж, живёт в доме мужа. Павел потихоньку спивается, с братьями Николаем и Александром, продают, понемногу, лес, который им снова возвращён после приобретения Латвией независимости...
   Лида никакой помощи от него не видит, деньги, которые ему перепадают от продажи леса, пропивает... Показательный пример: Лида, однажды, попросила его: - Павлик, запаши наши грядки возле озера, пожалуйста! - Дом его брата Александра - невдалеке от озера, они с братом, как раз, запахивали приусадебный участок возле дома конём...
  Павел выполнил её просьбу, а потом пришёл к ней домой и сказал ей: - Я - запахал! - Лида: - Спасибо! - Павел: - Ну, так... за работу... (Мол, гони бабки!)  - Лида: - А то, что я ращу твоего сына одна, ты ни копейки мне не даёшь, это - как? Сколько денег ты получил за продажу леса? Думаешь, я не знаю? И тебе не стыдно, отец? А? - Павел сморщился, такая надежда была на пару латов! А тут, так обрубили!
   - На! - Лида протянула ему два лата. - Спасибо! Бери! Ты мне, так помог! И - убирайся из моего дома! - Вот, такая жизнь у моей сестры.."
   18 февраля.  Писала Людмилка:  "Шокировали известия об Украине! Там резко повернули в сторону того, что сейчас творится в Латвии.  Только украинский язык - на радио, телевидении, в школах, на рабочих местах, аттестация на знание украинского языка... То, что половина населения говорит по-русски, это - такая мелочь!
   Русь Великая, ведь, пошла с Киевской Руси! Князь Владимир - Красное Солнышко, крестивший Русь на Христианство, на каком языке говорил?
   И опять, наверно, много людей на Украине с проклятиями вспоминают Ельцина... Раз сейчас ему Латвия вручает награду за его предательство, его тридцать сребренников!
   На Новый Года, за час до него, Ельцин - ушёл, добровольно, попросив у людей прощения за всё, что натворил... Это впервые в истории России такое произошло!
   А мы - люди сердобольные! Аж прослезились от умиления! Но, простят ли тебя, Борис Николаевич, преданные тобой русские в Прибалтике, Средней Азии, на Кавказе, Украине, в Крыму? Простят ли тебя родные погибших в междоусобицах людей? Простят ли огромные толпы безработных и полуголодных?..
   Исполняющим обязанности Президента России он оставил Владимира Владимировича Путина... Думаю, на выборах он победит! Другой, серьёзной, кандидатуры - нет!
   У русских только на него и надежда, его энергичность, прямота - заставляют уважать его  простых людей, чего стоит его крылатая фраза, облетевшая весь мир!  "Поймаем в сортире - и в сортире - мочить будем!"
   У белорусов - одна надежда на Союз с Россией! А то НАТОвцы уже грозились  и в Беларуси порядок навести, как в Югославии!
   Теперь - о Беларуси: жизнь становится всё дороже! Предприятия и Сельское Хозяйство - беднеют... И, всё же, Лукашенко не даёт развалиться Народному Хозяйству страны! Молодец! Особенно - Сельскому Хозяйству! Пусть колхозникам и очень трудно, но - у них есть работа! Это - самое главное! Не то, что в Латвии, там народ - спивается по деревням, у них нет надежды на завтрашний день...
   Приглашение родственников из Латвии в ноябре стоило 250 тыс. бел. руб. В декабре - одноразовое приглашение - уже - 3 миллиона! А многоразовое приглашение могут взять только граждане Беларуси, а в нашей семье, таковых - не имеется! И стоит оно - 7 миллионов!
   Доллар - ориентир всех валют, он сейчас стоит 900 тысяч! Инфляция - чудовищная! Бюрократия в Беларуси - жуткая! Но, я не думаю, что в этом - виноват один Лукашенко, я ему верю и уважаю его! Вижу, как он бьётся, как ему тяжело! И таких, как я - большинство! Время - нас рассудит!"
    8 июня 00г.  Писала Людмилка: "Мы - уже три дня - без электричества, меняют столбы, провода, по деревне...
   Апрель и май, до 26-го, у нас была Наташа с детьми, приезжает от безысходности, от голода...
   Аурика за год - не вырвалась, обещает летом...  Уговорила меня приехать 31 мая. Приезжаю... и окунаюсь в такие события, что сердце мучает каждый день... Наташу за долги прогоняют из квартиры; два хозяина, у которых они со Славой проживали, подали на них в суд... Последний хозяин, у которого они проживали, отобрал почти всю мебель, хрусталь наш...
   Поселились, вместе с коробками, и оставшимся барахлом, в кладовке... Все - кашляют...
   А, главное: Славе - будет суд! Он, чтобы отдать долги, взялся пилить  бензопилой государственный лес! Его поймали, отвезли в полицейский  участок, там били резиновыми дубинками, до тех пор, пока Слава, чтобы спасти свою жизнь, не согласился подписать всё, что ему инкриминируют... На 10 тысяч латов... Правильно! Парень - круглый сирота! Заступиться за него - некому! Вали на него, всё, что можно свалить!
   Как он мог на такое пойти? На что надеялся? Ото всех скрывал! Наташа - в жутком состоянии...
   Я думала - свихнусь! Уехала раньше срока! Больше не могла там быть! Господи! Как их жаль!  Теперь - он не может уехать! Да его к нам и не пропишут! находится - под следствием!  У нас - пограничная зона!  Суд будет - в июле-августе... Решили, что я поеду домой, возьму приглашение.
   Роберт уже должен получить свою визу, привезёт приглашение на Аурикин день рождения - 11 июня... Поехала вчера за приглашением.
    Новость: чиновники ввели новшество: теперь приглашение пойдёт через Минск - Витебск, вернётся в Верхнедвинск, если приглашающий - внушает доверие... Если нет - извините....
   Как они теперь, в этой конуре, два месяца? Сколько раз просила, молила, ссорилась со Славкой, - приезжайте к нам! Нет! Хоть ты его застрели! Жили бы у нас нормально, работали, хоть на заводе, в Бигосово! - "Нет! В деревне - жить не буду!" - Что теперь? Что? Мама Роберта - еле живая... Сколько она продержится? Сколько Лида сможет выдержать такую жизнь?
   В этом году: Роберту - 55лет, Аурике - 30, Наташе - 25 лет...
   Год - очень тяжёлый! Роберт был почти без работы, влезли в долги... Спасибо Саше и Аурике! Помогли отдать!
   Они хотят переехать в Ригу, Саша уже год, как там работает... Не знаю, как это у них получится... Надо в Краславе квартиру держать, и в Риге снимать... Где взять деньги на всё? Но, и как сейчас, тоже нельзя. Постоянные разлуки, дорога и два стола...
   Деньги в Беларуси - стали просто - смешные! Один миллион - 40 метал. крышек! Чистый анекдот! Моя последняя пенсия - 22 миллиона!
   С середины апреля Наташа с детьми загорала и купалась, май - жара и сушь, земля - потрескалась, а ночи - холодные!
   Вишни и сливы цвели в конце апреля! А по ночам - заморозки, однажды, под утро, было шесть градусов мороза! Все думали - труба! Всё пропало! Но, чудо! Полно висит зелёных вишен и слив! Значит, не зря я обходила наш сад с иконой Божьей Матери! Просила её защитить наш сад!   Июнь настал, холодный, ветреный, мелкие дожди, ночи - вообще холодные! Одно хорошо: что я - на пенсии!
   В нашей школе, долго шла нервнотрёпная фронтальная проверка, мне учителя говорили: - Какая ты молодец, что ушла!
   И Роберт с середины мая пошёл на работу на завод. У Виктора Ивановича больше нет возможности достраивать свой дом... Я - рада! Теперь стаж к пенсии пойдёт, и, какой ни есть, а всё же, заработок!
   В мае Президентом России стал В.В. Путин! Хочется верить, что у него - всё получится! Хотя он и купил дорогой ценой себе своё кресло... Оставив все льготы, охрану, и т.д., огромную пенсию Ельцину, пообещав ему и его семье - неприкосновенность... Хотя, если по справедливости, Ельцина - надо бы судить! Он - преступник, позволивший разграбить Россию кучке негодяев!
   23 июля.  Пишу после молитвы... Отревелась белугой... Теперь, может, смогу написать...
   ...Наташа со Славой и детьми - во Франции! Сидят и ждут своей судьбы... Уезжали в Ирландию... Но, перед этим, заехали в Лондон, одолжили у Руслана, который сейчас живёт и работает в Лондоне, денег... Им не хватало на паром из французского Роскоффа до Ирландии...
   Ирландские пограничники увидели у них в паспортах английские штампы и сказали: - Нет! - А билеты уже были куплены... Их приютил у себя французский священник, месье Кярес, дай ему Бог здоровья! Он познакомил их со своими прихожанами,  которые оказывают нашим детям и внукам всяческую помощь, и продуктами, и одеждой, и обувью... Окружили их таким теплом, доброжелательностью, что наши дети говорят: - Такое ощущение, что в Рай попали!
   ...Наташа не смогла набраться храбрости и признаться нам, что они - уезжают в Ирландию.. Позвонила и сказала, что они уезжают на дачу к Колосовским, у которых работали в 1997 году Слава и Роберт... Не хотели расстраивать? Да какая разница, главное - сами решили, не посоветовались опять...
   Правда, намёк был: Наташа спросила: - Мама, если бы мы решили уехать за границу, устроиться там... Ты бы побыла с детьми... пол-года... год? - Я ответила: - Нет. Дети такие, что на минуту их нельзя оставить, особенно - Янку... Это же, метеор какой-то! А при моём здоровье, огород, закатки... нет, я - не выдержу! Одну Ладу - да! Вдвоём - нет!
   Наташа сказала: - Да, если бы ты была покрепче... - Разве я могла подумать, что это - серьёзно?! У меня даже мысли такой - не мелькнуло!
   И вообще, я настолько была ошеломлена всем случившимся, что только спустя время, вспомнила об этом!
   А когда прошёл месяц, без писем, без слова... И, вдруг, Аурика написала об Ирландии... Сердце моё уже заколотилось не на шутку... Я почувствовала беду...
   Написала детям письмо... Но, куда послать? Уговорила Роберта поехать к Колосовым, но, перед этим, решили позвонить Аурике... Может, она что знает?
   Она и говорит: - Они - во Франции... Ждут решения французских властей... Дали им помощь, 500 франков...
   Что со мной творится эти два дня... Не могу сказать! Слава Богу! Живы! Но, что дальше?  Ладушка, голубонька моя! Увезли тебя от меня... так я тебя на лето и не дождалась...
   Помнишь, однажды мы с дедушкой твоим сидели на диване, ты подбежала ко мне, обхватила меня ручонками за шею и воскликнула: - Доченька моя! - А потом посмотрела на меня с сомнением и сказала: - И как я тебя, такую большую, на руках носила? - А потом... засмеялась и убежала? А мы с Робертом, сидим на диване... смотрим друг на друга... Неужели, и правда, душа моей мамы вновь вернулась на Землю в твоём теле?
   ...Я плачу... плачу... Да, когда-то, я оставила дочек, уехала за границу... Где, никого! родного! ни одной души... Теперь дочь оставила меня... Значит, я тогда совершила ошибку, не должна была уезжать от детей... Надо было быть рядом с ними! И они, может быть, так не бедствовали бы... Я - во всём виновата! Только я!  Простите меня, дети!  Простите! Я обязана смириться и ждать!
   Наташенька... что же ты наделала! Славка, что же ты натворил! Как можно, Наточка, так рисковать! Ведь ты, доченька, бросилась туда, спасая его от тюрьмы!
   ...Вот что мы сейчас переживаем!
   ...Аурика всё обещает приехать... Пришло письмо от Лизы из Орла. Аурика жила у неё год, когда училась в Орле... Обещает приехать к нам... Хоть бы ей душу открыть!
28 июля.  Сначала выла, с ума сходила... Теперь заставила себя успокоиться, поняла: надо уважать их выбор! Может, ещё будут счастливы мои дети! Главное - живы! Главное - вместе! Главное - Слава - не в тюрьме!
   Возможность подумать пришла: упала, порвала связки на второй ноге... Полтора только года прошло с тех пор, как порвала связки на первой ноге... Принимаю это, как наказание за свои грехи! Прости меня, Господи, за всё! За то, что разбила нашу большую семью, за то, что оставила дочек, уехала, за то, что была плохой матерью, другом, за то, что всё так случилось!
   ...Видела во сне маму, опять, вроде, приехала, вроде, со мной, но не рядом, близко... но не рядом... Красивая, спокойная... Я говорю папе: - Надо уговорить её, чтобы не уезжала... ведь я ни разу даже не видела, чтобы она гуляла с малышами... неужели, они безразличны ей?
   Когда мы теперь, увидим своих детей? Малышей?... Ладушка моя! Но, главное, чтобы им было хорошо!"
  ... Дальше - письма детей к родителям, и - наоборот... Последнее письмо Наташи перед отъездом в Ирландию:
   " Здравствуйте, мои любимые! Спасибо за гостинцы и деньги! Всё, как нельзя, вовремя! Очень переживала после вашего звонка. Но, что поделаешь! Видно, такова воля Господа! А я ей послушна. Делайте вызов, а там - посмотрим... Пока, главное - перебраться к Аурике, опять - временно... Моя цыганская жизнь! Но я - верю! Я -  уповаю! Жду! Надеюсь! Люблю! Значит, Господь с нами... А если он - рядом, чего бояться? Без Него, я бы не выдержала, а с Ним - всё легко!
   За ближайшие две недели в нашей жизни многое решится. Не волнуйтесь. Может только наладиться, хуже - уже не будет! Подробно обещаю написать, когда буду знать точно. Появилась надежда полностью изменить нашу жизнь... Вы всё поймёте потом, когда придёт время... Молитесь за нас! Я вас очень люблю и переживаю за ваше здоровье, которому мы нанесли большой ущерб своей бестолковой жизнью... Простите и поверьте. Беды - учат и закаляют, беды делают мудрыми...
   Я хорошо теперь понимаю отшельников... На самом деле, нам нужно намного меньше, чем мы привыкли... Не жалею ни о чём потерянном! Отдала бы и последнее! Только, кому нужно это барахло? Не пугайтесь за нас. Я готова зубами прогрызть будущее своим детям. И оно у них - будет! Более достойное, чем сейчас у меня.
   Я знаю, как вы нас любите! Знаю, что вы - нас понимаете, и - поймёте... Сегодня - переедем к Аурике. Можно будет, хоть одну ночь, поспать спокойно. Ладу и Яниса на весь день отвела к Любе, так что можно спокойно собраться... Я очень вас люблю! Обещаю писать подробно, когда что-либо изменится. Храни вас Бог! Ваша Наташа."
   ...Письмо Аурики: "Здравствуйте, наши родные! Уже так соскучились! Дети всё время говорят: - Вот поедем к бабуське Люде, Настенька там останется... (Мы это как-бы, решили, хотя я не представляю, как я буду без неё?)
   У нас сейчас с деньгами - полный завал. Вся зарплата уже выбрана, 10-го будем просить опять аванс: в июне - четыре дня рождения: у меня, Никиты, Клемяты, Домбровские... Переезды, везде - заплати... Саше - очень обидно, он вторую неделю пашет без выходных, то до 12 ночи, то - до 11-ти, им все мозги проели, что они не вкладываются в сроки, а расценки - всё больше урезают...
   Он переживает, что не сможет к вам приехать, дедушке помочь, работы - очень много... В июле надо обязательно сделать визы, пока ваше приглашение действительно.
   И ещё: надо оформлять доверенность на вас, чтобы вы могли внуков перевозить через границу. Теперь, как мы переехали в Ригу, дети реже будут видеть вас. Хорошо ещё, что есть прямые поезда, но добираться к вам будет несравнимо дороже!
   Мы здесь уже привыкаем, знакомимся во дворе, разговариваем, узнаём, как люди живут. Вчера Гончарова наша приехала, говорит, что скучно стало, все друзья её поразъехались, так и есть: Владя её и Серёжа - в Ирландии уже, их приняли, говорят - всё классно, живут в гостинице, их кормят, дали денег, они сразу себе мобилку купили, звонили, начинают учить язык.
   Клемяты (друзья Аурики и Саши) сняли квартиру в Даугавпилсе, осенью поедут туда все вместе...
   Очень любим вас, скучаем, хотим приехать к вам! Сейчас бы взять Саше отпуск, да приехать, всем вместе, к вам!  Даже это - не получается! Пишите чаще, родненькие! Обнимаем вас, целуем!   Аурика."
   Наташино письмо к Аурике:  "Здравствуйте, наши родные и любимые! Пишу вам из Франции, из города Роскоффа, куда занесла нас судьба и Господь!
   С Ирландией - ничего не вышло. Нас ирландские пограничники не пустили на паром. Из-за штампа, поставленного в Лондоне. Из которого нас, без объяснения причин, выперли! В порту у меня и детей, была настоящая истерика. Денег уже не было вообще. Два дня нас кормил попутчик, грузин. Одну ночь спали в порту, на улице, на стопках досок, силы были на исходе...
   Я кричала и плакала, никто не отзывался. Пока несколько таможенников не сжалились и решили нам помочь.  Они думали, совещались, куда пристроить нас на ночлег и решили отвезти к местному священнику.
   Он нас принял и накормил, уложил в постели, и весь следующий день занимался нашими проблемами. К вечеру нас пристроили в туристическом лагере, в кемпинге.  Выделили маленький домик, где мы и живём, уже неделю.
   Нашим вопросом занялся социальный работник, месье Ивен, истинный француз, милый, спокойный, интеллигентный, слегка утомлённый жизнью...
   У него - четверо детей, младшему - 10 лет. Общаемся с ним - на ломаном английском, у него, примерно, такой же объём знания этого языка, как и у меня. Администрация выделила нам 500 франков на еду. Конечно, этого очень мало, но, пока, на еду хватает.
   Сегодня, в субботу, нам привезли переводчика, в первый раз откровенно пообщались; мы объяснили причины, по которым покинули Латвию, и просим убежища во Франции.
   Объяснили ему, что нас преследует полиция и нашей жизни угрожает мафия. В понедельник будет новая встреча и мы официально заполним документы с просьбой об убежище во Франции.
   Переводчик говорит, что в нашей ситуации у нас неплохой шанс остаться.  Что ж, посмотрим. Английский здесь, практически, никто не знает, только французский, а мы в нём, как сами понимаете, ни в зуб ногой! Если примут, придётся учить с нуля!
   А вообще - красота здесь, неимоверная! Берег Атлантики, пальмы, домики, один к одному, как с каталога; море цветов, самых разных, диковинных и великолепных!  Но, так как это - север Франции, то довольно прохладно и сыро.
   Климат - как в Ирландии. Приливы и отливы, до километра, то туда, то сюда... Люди ходят по пляжу, собирают крабов. Один день - слышно шум прилива, другой - нет. До пляжа от нас метров 200. Песок - белый-белый! И очень мелкий.
   Закаты - невозможно описать... Эх, была бы художником!
   Люди - очень доброжелательные! Две женщины из паствы священника, в первый же день, навезли нам продуктов, шоколада, у меня порвались туфли, привезли новые, и ещё босоножки; сумки-рюкзачки детям и игрушки; дали денег на мелкие расходы - 300 франков.
   В общем, дивимся их доброте и благодарим Бога!  Симон и Андре частенько нас навещают, приезжает и священник - кюре, по-французски. Общаемся, в основном, на пальцах.
   Завтра Симон пригласила нас на пикник. Сейчас наше положение трудно назвать бедственным. Скорее, никогда ещё так хорошо не было... Мы - сыты, у нас есть крыша над головой, есть кровати и... радушие французов! Рядом - море... Но радоваться - ещё рано, мы не знаем, что будет завтра...
   И вся эти красоты и радости перемешаны с беспокойством и тревогой, с тоской по родным и друзьям. Я с ума схожу, думая о маме и папе, как они сумеют принять эти перемены в нашей жизни...
   Остаться во Франции можно, только доказав угрозу нашей жизни; в принципе, с нашей историей, это вполне возможно. Будет трудно с языком, но это - вначале, потом - втянемся!
   Дети сдружились с французскими детьми, обнимаются, не разлей-вода! Носятся целыми днями! Вначале - их не приняли, даже слегка подрались, а теперь - души не чают!
   Лада сильно кашляла, теперь - поправилась, Янка потемпературил один день, но сейчас - держится...
   В понедельник месье Ивен обещал нам устроить бесплатную консультацию у педиатра.
   Вообще, во Франции - сильная социальная помощь! Если нас примут, пособия должно хватить на жизнь.  Но на решение этого вопроса понадобится от одного до трёх месяцев, а может, и больше... Так что, скорых вестей - не ждите! Звонить в Латвию - очень дорого, поэтому, звоню Руслану, надеюсь, он вам перезванивает.
   Когда получим пособие, куплю карту, тогда позвоню вам.
   Теперь расскажу вам о нашей долгой дороге и приключениях. Приехав в Варшаву, мы узнали, что цены на самолёт - совсем другие. Вместо 400 долларов, как нам говорили в Краславе - 680 долларов... Мы встретились там с Владькой и Серым, заночевали в аэропорту, это была первая ночь без кроватей. Денег немного не хватало, нам посоветовали добраться поездом до Амстердама, оттуда - час лёту до Дублина. Там будет совсем дёшево.
   Мы все взяли билеты на поезд Варшава - Берлин - Амстердам. За день проехали пол-Европы, к ночи уже были в аэропорту Амстердама. Там нам сказали, что до вторника нет дешёвых билетов, только бизнес-класс. "Беженцев" с бизнес-классом, сразу же отправят домой! Мы переночевали ещё одну ночь в аэропорту.  Полусидя, полулёжа, на пластиковых стульях.
   И были уже - никакие! Стали искать гостиницу. За одну комнату на 4 взрослых и 2 детей отдали за одну ночь - 90 латов. Выспались, вернулись в аэропорт. Там Владька, сдуру, ляпнул кассирше, что мы едем искать политическое убежище...
      И - началось... Это - пропущу... Слишком трудно об этом вспоминать!... Владька с Серым решили поехать в Ден Хааг, город-порт, узнать про паромы и попасть к консулу за разрешением на дорогу до Ирландии, чтобы в Лондоне не было проблем. Там все паромы идут через Англию.
  В условленное время, и завтра, через каждый час, мы ждали их звонка... Они так и не позвонили... Мы не выдержали, сорвались их искать, съездили в Ден Хааг, помотались по вокзалам и вернулись, всё ещё бегая к автомату и ожидая их звонка...
   Не выдержали, позвонили Эмме, она рассказала нам, что они уже сдались... Не могу передать наше отчаяние... Я два дня долбалась в кассы! На Дублин летали самолёты только двух компаний. Там сидела кассирша, которой Владька показывал наши паспорта с просьбой о политическом убежище, и которому она продала билеты... А нам - отказала!
   Мотивировала это тем, что они лучше знают английский язык, их - примут, а нас - нет! Я пошла в кассу другой авиакомпании, глаза - распухли от слёз, были - как щелочки, красные, лицо от нервов - горит, на меня смотрели, как на чудовище, четыре ночи без сна, еле стояла на ногах, уже не соображая, даже по-русски, не говоря уже об английском...
   Там тоже были только билеты бизнес-класса, мне уже было - плевать... Вторая кассирша позвонила первой... Та ей всё рассказала... Эта - тоже нам отказала...
   К тому времени у нас осталось 750 долларов. И два варианта: ехать домой, или рисковать по-новой... Славке дорога домой закрыта... Измученные до предела, с больными детьми на руках...
   В общем, трудно передать, что с нами было... Это - надо пережить... Рванули в Лондон... Думали, если проскочим, доедем автобусом до Ирландии... Нет, не проскочили... Взяли нас на вокзале...
   Славку с вещами - в КПЗ, нас - идите, куда хотите!
   Руслан нас забрал к своим друзьям. У Руслана - места нет, их там - семеро. До двух ночи добирались... Говорили, что после 4 ночей без сна, я легла на кровать и... сами понимаете..., в 7 подъём, быстро приняла душ, подмыла малых, и с Русланом - за Славкой... Одна бы в жизни не нашла, куда идти, таких огромных городов - в жизни не видела!
   Русланчик, дай Бог ему здоровья!, накупил еды, покормил малых в Мак-Дональдсе, купил им детский комплект с игрушкой, и отвёз нас. Из-за меня пропустил пол-рабочего дня... Потом у него были проблемы, но всё обошлось! В этот день нам уже дали переводчика, который сообщил нам, что Англия отказывает нам во въезде, и отправляет обратно...
   Так как мы ехали в Лондон через Бельгию, нас посадили в поезд, и через Ла-Манш, по тоннелю, в Брюссель... У нас - оставалось 550 долларов, чтобы вернуться домой - уже не хватало...  Мы решили сделать ещё одну попытку прорваться в эту недосягаемую Ирландию!
  Английский офицер дал нам неофициальный совет: - Рвите во Францию, оттуда идут паромы в Ирландию, без заходов в Англию, покупайте билеты, садитесь на паром, и, когда будете в море, выбросьте паспорта  в воду, скажете, что их у вас - украли! И - сдавайтесь... без паспортов, потому что, в противном случае, вас с нашим штампом, не примут...- Так мы и поступили. Рванули из Брюсселя в Париж... О! Париж!..
   Ночь в поезде, в 7 утра - мы уже в Париже... Навели справки, отправились в Шербург... Помните фильм "Шербургские зонтики"? Нас и там поколбасило! В порту купили билеты с Роскоффа в Росслар, что в Ирландии.
   Там, в порту, познакомились с грузином Захаром, у него был литовский паспорт. Вместе с ним отправились в Роскофф, за его счёт, так как у нас кончились деньги (заплатили за билеты). Нам ещё предстояло провести двое суток в порту, дождаться парома...
   Добрый мужик попался, сам хлебнул лиха, сам в бегах... Кормил нас два дня, оплачивал дорогу... Одну ночь проспали в поезде, приехали в Роскофф... А там порт на ночь закрывается... Пришлось спать на улице... Дубу дали, конечно!
   Знаете, если бы мне, когда-нибудь, сказали, что это всё - произойдёт со мной и моими детьми, я бы - не поверила!..
   И, уж конечно, никогда на это не согласилась! Но, путь пройден! Бог нас не оставил, мы теперь - на милости Франции! Что будет дальше - увидим! 08. 07.2000г.
   ...Пишу на следующий день. Вчера замоталась, писала до пол-первого ночи. Сегодня приехала Симон, привезла продукты, фрукты, мороженое... Ей-Богу! Слёзы наворачиваются! Отвезла нас на мессу в костёл 1550 года...
   Он - действующий, но на реставрации, красиво... Такой старинный... Там наш кюре сидел в исповедальне... Мессу вёл другой священник. Встретили там Андре... Причастились, поплакала... Обряды у них другие, немного для нас - странные, но, суть одна - Христос!
   Там к нам подошли ещё две француженки, стали нас обнимать, целовать, всунули в руки 60 франков... Андре сказала им, где мы находимся, и одна из них, Мари-Луиз, вскоре заехала, пригласила нас нанести ей визит... В 16 часов заедет за нами.
       Общаемся, чуть ли не как глухо-немые... Не перестаю удивляться их доброте! Словно эти люди, в своём благополучии, изголодались по добрым делам; все, кто узнаёт, бегут на помощь!
   Никогда бы не подумала, что так бывает! В мире - столько добрых людей! Слава Богу! У нас здесь - уже столько друзей! Что -  не верится... Сегодня - плохая погода, ураганный ветер, наш фанерный домик шатается, как корабль! Дождь...
   Но, мы в укрытии, и хоть прохладно, но, зато, сухо... Бог так нежно заботится о нас, через этих людей, что просто - не нахожу слов, чтобы выразить ему свою благодарность!
   Не знаю, чем это всё закончится, и каков Божий замысел о нашей судьбе, но, зачем-то же, Он нас сюда направил! И окутал такой любовью и Божьим Милосердием!
  Всё, что мы можем, это довериться Ему и ждать с упованием, что будет потом... Так что, не переживайте за нас, молитесь, и, даст Бог, всё наладится!
   Собрали кучу ракушек, всяких разных, вымыли их, высушили, любуемся ими... Даже, если нас отправят домой, будет о чём рассказать, о чём вспомнить! В этом письме не вмещаются все чудеса, что произошли с нами...
  Было столько встреч, столько необъяснимых маленьких подарков судьбы, что можно написать целый роман... При встрече - всё расскажу... Возможно, скоро... Возможно, через время... Пока, грех жаловаться, ждём...
   Милые мои, я вас безумно люблю, всех и каждого! Всем знакомым и друзьям, всем родным - огромный привет! Постараюсь написать всем, когда будут деньги - позвоню!
   Ауриченька, если поедешь к мамочке, постарайся всё объяснить и успокоить... Климат переношу хорошо, никаких осложнений. Дети всё воспринимают с восторгом, как приключение. Славке здесь очень нравится, говорит, что чувствует здесь что-то родное...
   Ездили к Мари-Луиз, она - очень одинока, муж - умер, детей - нет, только сёстры и племянники, и их дети, и то, по всему свету раскиданы... Она всё время благодарила Бога и нас, что мы приехали к ней, всё время целовала и обнимала... Она - так одинока...
   И, хотя её маленький садик полон цветов и шезлонгов, хотя её домик похож на игрушку, мы поняли, что в этой красивой "клетке" - страдает её душа... Попили чаю с тостами и джемом, послушали музыку, посмотрели телевизор, пытались общаться, конечно, с трудом, но зато с большим желанием!
   Подарила мне куртку, зеркальце, моё в дороге развалилось на три куска; и лилии срезала в саду нежного розовато-фиолетового оттенка, со сладким ароматом, называются "Аве Мария"... Со слезами на глазах отвезла нас в кемпинг, обещала ещё приехать и пригласить нас к себе...
   Вот такая она, Французская Доброта! Люди здесь, действительно, добрые, в своём благодушии и благополучии, имеют место для сострадания... Очень жаль, что нет фотоаппарата, такие места кругом! Так хочется их вам показать!
   Домики - все небольшие, но такие уютные, словно игрушечные, утопают в цветах... Жаль, что не могу это всё показать вам! Хотя, если Господу будет угодно оставить нас здесь, вы к нам приедете, и всё это увидите собственными глазами! Было бы неплохо, правда?
   Вообще, проезжая по Европе, очень чувствуется разница в странах; границ, фактически, нет вообще! Но сразу видно, по домам и вкусам, что это уже, другая страна!
   Но, Франция - это что-то! И с чем-то! Не зря все наши эмигранты после Революции рванули сюда! Здесь, воистину, всё - великолепно! Да и по-сравнению с голландцами и немцами - французы - намного сердечнее и добрее!
   Не переживайте за нас! Мы сейчас, в добрых руках!
  Я не могу успокоиться из-за мамы и папы... Я так их люблю, и очень беспокоюсь, как они переживут разлуку с нами...
   При первой же возможности, пришлём им деньги на визы и дорогу к нам! Если даст Бог остаться! Если нет, приедем домой, и тогда я и наши дети, будем жить с ними...
   Славе нет дороги назад, ему придётся скитаться, пока найдёт себе место... В общем, ещё пока ничего не известно, но, пока решится наш вопрос, "каникулы " во Франции - нам обеспечены! Круто, да? До сих пор не укладывается в голове, что всё это - происходит с нами на самом деле, что это - не сон!
   Не знаю, как написать родителям, лучше, если бы ты, Ауричка, приехала к ним и подготовила их, а потом дала бы им моё письмо...  Обещаю, как только они узнают о нас, подробно и часто писать им о нашей здешней жизни!
   Молю Бога, чтобы они простили нас! За разлуку, за то, что ничего им не сказали... Объясни, что раньше времени не хотели их беспокоить, расстраивать; хотели, чтобы они спокойно спали, хотели рассказать, если получится на самом деле...
   Я их - безумно люблю! И всем сердцем хотела уберечь от страха и переживаний. Я, ведь, знаю мамочку, она бы с ума сошла, если бы знала о том, что нам предстоит... Гораздо легче узнать о том, что уже произошло, пережито, о том, что теперь - всё хорошо!
   Ауриченька, вся моя надежда - на тебя! Едь к ним, утешь их... Папулька - реалист, ему легче будет принять всё, зная, что эти перемены сулят нам хорошую, приличную, человеческую жизнь.
   Мамочке - сложней, она живёт чувствами и эмоциями! Зацелуй их за нас! Обними, что есть сил!
   Целую вас тысячу раз! Всех, и больших, и маленьких! Храни вас Бог в своём Милосердии!  Пока ответ не пишите, наш адрес - очень временный... С ЛЮБОВЬЮ! Ваши: Натали, Слава, дети. 10. 07. 2000г.
   Письмо Наташи к родителям:   "Здравствуйте, мои любимые, родные, единственные на всём белом свете! Мамуличка и папулинька! Во-первых, приношу вам мои глубочайшие извинения, за долгое молчание, за тайну, в которой держался наш побег, за мелкую ложь, вам во благо!    Побег мы задумали вскоре после отчаяния, когда поняли, что Латвия нас не спасёт, а совсем уничтожит! А в Беларусь - Славке дорога уже закрыта.
   Мы же твёрдо решили спасти свою семью, быть вместе, и вырастить наших детей в достойных условиях... Конечно, я могла бы вырастить их в Беларуси, посадить нас всех, вам на шею, ведь сама я бы на ноги долго не встала ... И у детей не было бы отца, и они - очень долго, не получали бы от него никакой поддержки...
   Перед нашим побегом, за день до него, приходила полиция описывать имущество, и сообщила, что во вторник Славу вызывают в прокуратуру, что уже выдвинут иск: 10000 латов...
   Папа не смог приехать, время - уже поджимало, а по телефону я не могла сказать вам правду, да и, честно говоря, не хотела вас пугать раньше времени, так как деньги пришли в последний момент, да и есть большая вероятность, что нас могут вернуть обратно...
   Славкину судьбу мы решили с самого начала, ему возврата - уже нет, а если и есть, то - с большими деньгами, чтобы отдать долги и оплатить иск...
   Честно говоря, я бы никогда не подумала, что можно найти такие большие деньги... И сильно не надеялась на них... Да и сама не была уверена, что смогу пойти на такой риск, начать жизнь - сначала...
   Начну с того, что идею - подал Владька, который всё это время собирался в Ирландию. Однажды, он пришёл, когда мы сидели с потухшей надеждой, и просто спросил: - А что вам, вообще тут ловить? - И мы подумали: "И вправду, ловить нам здесь, уже - нечего!" Это было, когда мы сидели на коробках, с отключенным электричеством, и нам было некуда переезжать.
   Итак: мы решили отправить Славку  поискать деньги, если сможет найти, то он с Владькой рванёт в Ирландию, сдастся властям, попросит политическое убежище, будет спокойно жить и работать, постепенно высылать нам деньги за долги и на жизнь.
   Нужно было, на всё про всё - тысячу баксов. Мы сильно и не надеялись, но решили испробовать все варианты. Если денег не будет, то он просто сбежит в Польшу, к друзьям Лещёвых, у которых Адик три года прятался и работал.
   Тереза согласилась помочь. Было несколько вариантов: впрочем, я сильно-то, и не питала иллюзий... Для начала я решила позвонить Руслану. И, в первый же раз, когда я дозвонилась, и рассказала ему, он согласился, без раздумий, помочь, сказал, если с Ирландией не получится, Славке ехать к нему на работу. Он даже был согласен купить Славке студенческий билет, вызов на учёбу в колледж.
   Итак, Славкина судьба была решена. И тут Владька познакомил нас со своей мамой Эммой Николаевной. Она сказала, что из Краславы многие уехали, в том числе, её старший сын Женя с женой, и Ирландия назад ещё никого не отправила. Что семьи приезжают сразу, особенно, с детьми... Что там платят шикарное пособие, особенно - детям! Что одна, хорошо ей знакомая семья, рванула туда посреди учебного года, с двумя детьми школьного возраста, и сейчас звонят ей и говорят: - Эмма! Мы - в Раю! - Что в Ирландии - чётко отработана система приёма беженцев:  обучение языку, в течение пол-года - на полном государственном обеспечении, плюс - пособие на одежду  и карманные расходы.
   Она сказала: - Наташенька, детка, бегите отсюда! Родители - поймут! Ведь вам там будет хорошо! А, значит, и маме с папой! Я отправляю второго сына и остаюсь одна, но, я знаю, что дети там будут жить хорошо, по-человечески! Я буду спокойна за их жизнь! Бросайте всё, берите детей, и спасайте свою семью! - Это был - шок!
   Но, в моём сердце зародилась надежда, что я, наконец-то, слезу с ваших шей, стану на ноги, и, в конце- концов, смогу помочь, и вам, и Аурике, и отдать долги всем тем, кого мы подвели...
   Аурика уезжала в Ригу, Ижики - в Даугавпилс, Клемяты заговорили о Канаде... В общем, я оставалась одна, без друзей... Поймите, любимые, я не хотела, раньше времени, загонять вас в гроб, ведь я знаю, чего вам стоят наши приезды, сколько папа таскает воды...
   Эмма сказала, что Слава первые пол-года не сможет работать, потому что будет пособие, и его будет хватать на нормальную жизнь, но не на то, чтобы отсылать деньги домой, а если он нелегально устроится, и его поймают, то, за нарушение закона, отправят назад...
   Дома у меня не было, Аурика разрешила оставить мебель, но они не смогли бы за меня оплачивать нашу жизнь; перевезти мебель и переехать к вам, на это - тоже нужны большие деньги; и где гарантия, что нас, потом, примут к Славке, например, в Англии; уже много таких проблем, что семьи разлучены...
   Да и с нами, у Славы в два раза больше шансов быть принятым; да и пожить хотелось по-человечески...
   В общем, я опять отдалась в руки Господа, и молилась о том, что если на то его воля, пусть свершится чудо, и мы найдём оставшуюся сумму на дорогу, если нет - то - нет!
  Но и на этот раз, чудо произошло! Ольгин Слава привёз нам 700 баксов... А если деньги нашлись, как я могла не попробовать?
   И Руслан, И Ольгин Слава знали, на что дают деньги, и что вернуть их мы скоро не сможем...
   А дальше - всё завертелось, как на карусели... Мы - рванули...
   Не буду вам описывать наш путь, много было трудностей и чудес! Бог нас не оставлял, Он, всё время, будто испытывал наши силы, и, в то же время, всегда спасал...
   Весь наш путь описан в письме к Аурике...
   Хочу сказать отдельно о Руслане: Боже! Какой у меня брат!  БРАТ! Понимаете? Настоящий, родной, любимый! И - ЛЮБЯЩИЙ! Дай ему Господь, всего-всего, самого наилучшего!
   Сейчас нас перевели в Роскофф, поселили у мадам Франсуаз Кадью. Она - богатая владелица доходных домов.
   И она стала во всю свою мощь заботиться о нас; теперь у нас есть всё: микроволновка, кофеварка, и полно всяких полезных вещей, каждый день привозят продукты...
   Я не могу передать вам, какой любовью окружил нас Господь! Насколько нежно Он заботится о нас! Мы все здоровы, только Славу мучают зубы... Мы - сыты, как никогда, у нас - квартира, с душем, туалетом, и всем необходимым; о нас заботятся опекуны и хороший Друг - Бруно, мы познакомились с ним  в кемпинге; но он и теперь по нескольку раз в день приезжает к нам...
   Он живёт в Париже, и почти влюблён во всех нас, зовёт в гости, помогает учить французский язык...
   В нашем прекрасном доме живут, в основном, пожилые люди, но наш переводчик, месье Лоран, обещал привезти свою дочь. Все стараются нам помочь, сегодня дали деньги на покупку билетов на карусель; в город привезли мини Дисней Лэнд.
   И Ладушка с Янчиком от радости светились на разных каруселях... Завтра Бруно собирается нас везти туда за свой счёт. Подарил нам на память серебряные кольца и мне цепочку с крестиком, серебряные... Ходим молиться в костёл, в котором служит наш спаситель, месье Кярес...
   Лоран обещал нам книги по изучению французского языка, позвал нас на пикник, вместе с Бруно... Я не могу передать вам, какая вокруг красота, сколько здесь добрых людей!
   Сейчас пять дней праздника - Взятии Бастилии. Вчера ходили смотреть грандиозный салют... Я такого - в жизни не видела!  Весь город кипит праздником, аттракционы, всякие разные развлечения, танцы на улицах...
   Как мне хочется, чтобы вы увидели всё это! Передать, хоть немного, всей этой красоты, пальм, оранжерей, цветов и трав, домики у французов - небольшие, очень уютные, как в каталогах, в окружении цветов...
   А чего стоит один вид побережья, бухты с белоснежными яхтами и парусниками, как жаль, что нет фотоаппарата! Я бы завалила вас фотографиями... Но, всему - своё время!
   Любимые мои, ради всего святого, не волнуйтесь теперь за нас; Бог окутал нас своим Милосердием, и чудесам его - нет конца!  Наш вопрос решится не раньше сентября... А до него у нас ещё есть возможность насладиться ФРАНЦИЕЙ!
  И, если даже, нас отправят домой и не дадут политического убежища, у нас ещё есть время собрать воспоминания на всю оставшуюся жизнь...
   Дивлюсь, и не перестаю удивляться, всему, что с нами происходит!  Чувствую себя - прекрасно, никакой акклиматизации не потребовалось, дети - загорели, смуглые стали. Загорать нам со Славой, как-то не получается, довольно прохладно, но тут от одного ветра загоришь!
   Все, кто узнаёт о нас, бегут на помощь, такое ощущение, что все они - изголодались по добрым делам!
   Господи! Спаси, благослови, и окутай любовью всех этих добрых, прекрасных людей!
   Мамочка, папочка, мы - в Раю!
   Немного трудно из-за незнания языка, но это - дело времени; и очень мучаюсь и переживаю из-за вас!  Словно камень на сердце, что не простились по-человечески, не получили вашего благословения... Поймёте ли? Простите ли?  Переживёте ли разлуку?
   Любимые мои, до земли кланяюсь вам, прошу о прощении, молю вас, простите и благословите! Наберитесь терпения в ожидании, ведь год, или два, не увидимся, если оставят... Зато потом, под старость лет, увидите всё это великолепие, походите по Франции, покушаем омаров, выпьете французского вина, а оно - великолепно! Вышлем вам деньги, и вы приедете!
   Встретим в Париже,  познакомим с Бруно,  со святым отцом, месье Кяресом... Я, конечно, мечтаю, но мечты могут и сбыться!
   И я сейчас живу, и с трудом верю, что мы - во Франции, и люди здесь, не проклятые капиталисты, а добрые, отзывчивые, и очень щедрые! Всё наладится! Вот увидите!
   Месье Лоран нам сегодня обрисовал наши перспективы: шансы у нас неплохие! У нас - семья, у нас - дети, это очень важно! Он считает, что нас примут; он много работал с эмигрантами и кое-что понимает...
   Что нас ждёт, если нас примут: жильё за счёт государства, до официального разрешения на работу; пособие на еду, одежду и карманные расходы, бесплатное обучение за счёт государства, для детей в школе, покрытие расходов на медикаменты, курсы по изучению языка.
   Всё это - до тех пор, пока мы оба официально не устроимся на работу, детское же пособие - никто не заберёт...
   Мэрия нам уже выплатила первую социальную помощь на детей: 500 франков (90 долларов). Но, это - при том, что мы здесь ещё вообще не числимся, и официально не признаны, пособие же - намного больше... С гражданством - нет проблем: если Франция возьмёт нас под свою защиту, через 5 лет сдаёшь язык, историю, законы, и получаешь французский паспорт!
   И тогда - весь мир перед тобой - открыт!
   Сейчас по улицам ходят французы и поют революционные песни! Празднуют!
   Мои все сопят носами в мирном сне, а я, наконец-то! Беседую с вами...
   Милые, не примите за равнодушие моё молчание, не знала, что вам писать, боялась вас травмировать, было всё неизвестно...  Теперь же, что-то, более- менее, проясняется, могу поделиться с вами, может быть, временным, но нашим счастьем...
   Вы, ведь, столько лет! ждали нашего счастья и молили об этом Господа; возможно, вот оно! Пришло! Если же нет, нас за счёт Франции отправят обратно, тогда я с детьми перееду жить к вам, а что будет со Славой - одному Богу известно!
   Главное: знайте, мы - живы, здоровы, сыты, даже - чересчур! У нас - прекрасная квартира, пусть даже - временная, но - есть! У нас - друзья! И благословение Господне! Так хорошо, как сейчас, мы ещё не жили!
   Будете в Краславе - обязательно повидайтесь с Эммой Николаевной, с этой чудесной женщиной, она - очень-очень хорошая!
   Если мы вернёмся, то скоро будем вместе! И я расскажу вам о всех наших приключениях, о всех Божьих чудесах!
   Я безумно вас люблю! Храню в своём сердце... Лада скучает, всё время спрашивает о вас. Но я стараюсь ей объяснить всё, что с нами происходит, почему, и она согласна подождать и потерпеть... Молю об этом и вас.
   Всей душой - с вами! Молю Господа дать вам сил, здоровья и долгих-долгих лет жизни! Чтобы у вас были каникулы во Франции! Целую вас миллион раз, ваши глаза и губы, обнимаю вас... Храни вас Господь!  Обещаю всё время писать вам о нашей новой жизни... Ваша Натка. Ваша Гавиота...

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/06/07/1366
   


Рецензии
Жизнь разбросала всю семью по белу свету,
но всё одно душою они все вместе и любят
друг друга. Сколько же тяжёлых потерь,
сколько страданий выпало на долю каждого
человека, но с какой стойкостью и верой в
в будущее преодолеваются препятствия
на жизненном пути.
Верю и я, что все будет хорошо, пусть и не сразу,
но обязательно будет.
С теплом сердца, Ольга.

Ольга Владимировна Михеева   28.12.2023 19:23     Заявить о нарушении
Мерси боку, Оленька Владимировна! Роберт.

Роман Рассветов   29.12.2023 13:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 55 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.