Место Клятвы Глава 1

Место Клятвы (название ориентировочное)
Дмитрий ТОЛКОВЫЙ
Глава 1
Два ряда детей стоит друг против друга. Лица у всех серьёзные, набычиные. Каждый держит что-то тяжёлое. Будь то булава или мечи с щитами, опять же деревянные. Но самый наглый оказался тот , кто сделал лук и стрелы, только без наконечников.
- Ратибор! Ты что трус? Чего ты с нами на мечах не дерешься? Чего как баба за лук ухватился?- Детский голосок старался звучать как можно грозней, но так и оставался детским.
- Дурак ты, Гридя. Несмышленый вовсе…
- Это чего, я дурак? Да я тебе!
Гридя ухватился за шиворот Ратибору, хотел повалить, но тот был не промах. Немного увернулся и Гридя шлёпнулся в грязь. Остальные притихли.
Я посмотрел на победителя. Тот , несмотря на свой возраст выглядел могуче. Плечи шире чем у других, взгляд ясный, умный, а ведь ещё, как я, мальчишка.
Девчонки в нашем строе влюблено вздохнули. Они вместе с мальчиками готовились к битве…
-Вперёд!- закричал малец по ту сторону.
-Вперёд!- поддержал я.
-Слава! – повторил клич могучих богатырей Руси, один мальчишка.
Бежать трудно. Весенняя грязь. Да жмёмся мы близко, наступаем на ноги. Только Ратибор позади. Целится в просветы между головами.
Наконец скрестились мечи. Раздался треск, это ломалась деревянное оружие, но битва лишь убыстрялась.
Моя булава сильно треснула щит, тот хрустнул. Сразу за щитом вылетел меч и гулко стукнул мне по голове. Я упал и, падая, потащил за собой врага.
Въелись в землю. Махали кулаками, кусались.
Многие тоже лежали на земле, только девки, которых ставили позади, дабы уберечь, на ногах.
Другая “дружина” все же сильней…
- Гридя! Бросай своего, идем отступать! Встанем строем, мало не покажется! Наших прихвати!
- Молчи… Трус…
-Что!?
Я со всех сил двинул противнику в глаз. Слева меч ткнул меня в бок, но второй удар я отразил. Все-таки булава, даже деревянная, куда крепче всяких там мечей! Оружие левого раскололось о мое и тот обижено замотылял обрубком.
Мои руки перехватили булаву рукоятью вперед и ткнули левому в пузо. Тот сгорбился, отлетел и споткнулся о дерущихся. Появилось время бежать.
Рядом клубился вместе с врагом, Святослав.
- Свят! Бежим…- Я сильно ухватился за дерущегося и потащил за собой.
Под ноги попадались свои, чужие, и каждый, не признав старался нас повалить. Оружие уже либо сломано, либо тонет в грязи. Мое еще цело.
Святослав не сразу пришел в себя. Отчаянно бился, брыкался, не понимал кто его тащит, но, сообразив, встал на ноги и побежал.
День ясный, весенний. Но не жаркий, а приятный. Особенно когда греет солнышко…
Некоторые девчонки, что еще не упали, потянулись за нами. То-то и понятно, им лишь бы веселее было, но тут же битва… Эх-х! Не понять им, что такое для мужчины врага бить, пусть даже то еще мальчишка…
Шлепнулся в грязь и опять побежал. Остановил всех возле красивой березки. Там метал стрелы одну за другой Ратибор. Его взгляд мелькнул на мне, с оценкой, и ,видимо, не ошибся.
- Становимся щитом к щиту! У кого нет, становятся сзади.
Девчонки, кого с нами было много, построились и зажмурились от жгучего глаза солнца.
“Нет, так негоже”
- Бочком чуть станьте, вот так!
Наших в грязи уже поспешно одолевали и враги все чаще поглядывали в нашу сторону.
Я вышел из строя, стал вперед. “Так нужно себя вести князьям аль воеводам”- сказывал мой дед.
Мой отряд со стороны забавен. Кучка девчонок с двумя белыми воронами: мной и Святославом. Но для меня вороны кажутся волками, а слабые словно жуки девки, змеями.
- Так, того… Оружье вверх запрокиньте! Чтоб бить быстро… можно,- невнятно скомандовал я.
Маленькие глазки детей захлопали ресницами и все смотрели на меня с уважением. Не как на мальчишку.
Я полюбил это чувство…
- А теперь… ! Вперед! Но медленно! Медленно…
Первые, не дослушав было, рванулись с места, но оглянувшись, вернулись обратно.
Дерущиеся стали сбрасывать с себя побежденных и разворачивались лицом к нам.
“Сейчас побегут… Эх, устоять бы! Вот слава бы была!”
- Если толпой попрут, становимся кругом… Ну этим… кольцом…- не слишком громко говорил я, пока одна из девчонок не перебила.
- А как это? Кольцом?
- Глупая. У тяти моего кольцо есть. Железяка такая для пальца,- фыркнула другая девочка.
Ей было даже обидно, что не все из деревни знают их семейную драгоценность, реликвию, которая возвышала ее род. В деревне-то колец больше не было, а народ простой, до мелочи вроде этой время не тратят.
Вот захлюпали первые ноги…
Если б я тогда знал, мог рассказать это чувство…
Ты могучий вождь… Нет! Князь! Руководишь целыми дружинами, и они внимают твоим словам, верят в тебя.
Это сражение похоже на все другие детские забавы и потешные сражения. Но оно другое! В тот день я понял, кто такой и что должен сделать.
Так родилась мечта…
Щиты выстроились ровно. Моя булава впереди.
Стало страшно…
Не за себя! Нет! Страх уронить свое лицо, лицо своего незрелого слова…
Махал срезанной палкой отчаянно. Кто-то, кому от меня досталось, не выдержав, ныли, хватались за кровь.
Строй сработал сильно. Расколол нападавших на две части, потом замкнули кольцо… Тут противник вдруг решил завязывать с этим делом.
-Все-все… Хватит! Побились на славу
- А мы еще не побились,- Я улыбнулся…
Мы победили…
Ушли домой побитые, поцарапанные. Под гул и плач разошлись две деревни.
Кто не мог идти, того несли. Один с нашего селения умудрился кости поломать.
Эх-х досталось же нам потом! Святослав потом говорил, что после порки, дед его в лес к волкам отвести хотел:
- У мелюзга! У зверенышь! Богатыря из себя вообразил! А сам…Ух !(лазина со свистом стеганула по спине мальчишки)…На днях родился! В воеводы не изволишь? А я тебя в лес заведу, в самую чащу. Там с тобой волки да медведи быстро разберутся…
А Святослав терпел. Знал, что за дело порют.
-А чего я? Я лес знаю, волков всяких-там не боюсь.
-Ах, не боишься!?
От нового удара кожа на спине мальчишки едва не лопнула.
- Вы… Деда… Лучше в воде утопите, а из леса я выберусь…
Мне тогда тоже влетело, да так, большее чем от палки-меча , что по лбу. Хотя не били. Тяти у меня не было, мамка одна, некому бить.
Но как матушка узнала, слезами залилась. От этого и совестно и совсем плохо.
Я убежал в сарай, что стоял у избы и громко, по-детски заревел.
Следующие дни я запомнил надолго, хотя разделить их между собой никак не могу.
Помню, как мальчишкой уснул в том же сарае, а проснулся совсем другой…
Почувствовал себя чем-то стоящим. Обретал вес в жизни. Начал думать. Нет, не так, как думают дети, а по другому.
Думал кем буду, как им стану. Все показалось легко. От этого испугался…
Совсем мальчишка… Не могу понять, почему именно тогда? И не хочу понимать.
Раннее утро озарило мои очи. Дети, выпоротые, пожалуй, как и я спят в сараях, на непобитых боках.
Не буду рассказывать как я думал, о чем. Это мое дело. Скажу, что с новым сознанием выскользнул я со двора на улицу.
Хотелось обсудить все с Ратибором, хотелось рассказать все Святославу, наконец, хотелось побить Гридю… За язык его кто вчера тянул?
Но показался колодец, полный грязной воды.
Еще бы! Дожди же были. А она грязная… Пить противно. Лучше умоюсь.
До жаркого солнца стоял я у воды, не решаясь ни пить, ни умываться. Будто пугался чертей, о которых глаголили деды. Смотрел в воду, как искал их.
Дерево, что стояло рядом, колыхнуло на меня листочки. Так приятно и особо.
Его не решались рубить даже путники. Говорят в его высокий, ветвистой кроне много силы, всякого злого прогоняет.
Кулаки мои уперлись в это дерево, начал его колотить. Не со злобой, нет. Захотел так. Без причины.
Дерево не тронулось.
Удары. Каждый сильнее предыдущих. Сначала кожа на кулаках трескалась, потом из трещинок показалась кровь, а затем крупные алые капли стали падать в траву.
Щипало немного, но в голове стало яснее и легче.
Запах сена, домашней скотины долетел со стороны деревни. Родной, любимый запах. Проворная собака гуляла вдоль сплетенных из веток заборов, обнюхивала каждый и трусила боками дальше.
Мужиков в деревне не было, всех князь воевать послал. Только один, но никто, кроме старших невест, его таковым не считали. Ходит себе, гуляет, много пьет. Работать не хочет. А если приедет кто, то отвечает: “Глянь-к , деревушка наша без защиты стоит? Ан-нет! Здесь я защита и стена… Ашь каменная!”.
Все-то, конечно, брехня, но он сам, похоже в это верил. И как проходит мимо девичьих домов, грудь вперед выпячивает, лицо кривляет. Ну вылитое чучело!
Я обрадовался, когда из-под забора вылез Святослав. Он тогда тоже обрадовался и побежал ко мне.
Колодец вырыт давно, когда деревня была первая, а колодец в ее центре. Но пришли с югов, с востоков падальщики на конях и пожгли деревню. Только колодец уцелел.
Говорят, в него бросились тогдашние девушки деревни, чтобы иродам кривоглазым не достаться.
Было это, или нет, но колодец тот до сих пор стоит, только дерево, его ограждающее, на новое меняют.
Вот и тогда. Гнилые обрубки на свежий лес заменили. А он пахнет!
Я отвернулся. В воде показался малец с русыми, взлохмочеными волосами, надутыми губами и круглым лицом. Ну где здесь воин? Только взгляд прямой, упрямый. И все. Но нет!
Дедова рубаха длинная, почти до пят, была, как подобает героям всех детских забав изорванная, казалось, живого места нет. Сеть рыболовная, и та не столь дырява.
Кожа, что была под одеждой, везде стерта до мозоль. Словно к коню привязывали. Шрамы. Как после побоища.
Вот оно знамя война! Не расписные доспехи, а раны, что говорят о стойкости, силе.
Ну, что говорить. Дня того не помню. Знаю лишь, что тогда повелось у меня кулаки набивать, да бегать далеко, до беспамятства. По лесам, по оврагам, по полям.
Так и мужал я с разбитыми кулаками, разодранным лицом и с палкой в руках…


   


Рецензии