Гл. 9. Эмирхан

Идея деда проста и понятна: риск как необходимость.

Нельзя терять время,  все с этим согласны. Пора подгонять обувь и груз, готовиться к переходу.

Дед подозвал племянника Эмирхана и пошёл с ним осматривать проход к тропе.

На руке у сухощавого и крепкого Эмирхана именные часы от Главкома Сухопутных войск Павловского И.Г. - предмет нашей зависти. На ногах новенькие остроносые калоши на толстый шерстяной носок. Такие же калоши на ногах у деда.

- В горах это самая удобная обувь, - пояснил Эмирхан в ответ на наши вопросы, - легкая, цепкая, в ней нога хорошо чувствует камень, в ней удобно переходить каменистые русла ручьев и речушек, да и высыхают калоши потом быстрее, чем ваши кеды и кроссовки.

Эмирхана наградили часами после ввода наших войск в Чехословакию. Будучи старшим сержантом, он действовал в составе поднятых по тревоге танковых войск.

Во время изматывающего марша у командира подразделения, в котором служил Эмирхан, внезапно случился приступ аппендицита. Офицера срочно отправили в госпиталь. За себя он оставил Эмирхана, хорошо зная его по службе.

Дальше колонну вёл Эмирхан. В сложной обстановке они не потеряли ни одного танка и в полном составе прибыли в указанный район - точно в срок, для чего Эмирхану пришлось проявить немалую смекалку и находчивость.

- По пути мы видели наши танки, уткнувшиеся в кюветы, - рассказывал Эмирхан, - не все механики-водители обладали таким опытом вождения, чтобы на большой скорости вести машины по шоссе или брусчатке, где танком управлять становилось сложнее из-за скольжения гусениц.

- Войск много, случались заторы. Не вся техника оказалась боеготовой: перегревались двигатели, слетали гусеницы. Техпомощь не всегда поспевала. Возникали проблемы и с дозаправками топливом.

Ночью некоторые подразделения, случалось, сбивались с пути, а чехи по ходу нашего движения разворачивали дорожные указатели или вовсе их сносили, пытаясь внести сумятицу в наше продвижение. В небольших городках они перегораживали узкие улицы старой техникой и всяким хламом.

Но это нас не могло остановить, иногда в трудных случаях дорогу расчищали выстрелом из танкового орудия. Мы выполняли приказ.

Механики-водители засыпали за рычагами от усталости.

В узких местах случались засады. Танки пытались поджечь бутылками с зажигательной смесью. Приходилось отвечать огнём – мы шли с полным боекомплектом. В войсках у нас имелись раненые и убитые. В этих условиях выполнить поставленную задачу не так-то просто! Напряжение нервов было сильным. 

- Мы с артиллеристами блокировали чешский танковый полк в пункте постоянной дислокации  возле города N. Наше появление для чехословацких военных, среди которых оказалось немало подстрекателей, стало полной неожиданностью. Ни одна единица техники оттуда не вышла! Мы заняли выгодные позиции и не позволили им даже дёрнуться, - рассказывал нам Эмирхан.

Веселый нрав Эмирхана и его доброжелательность делали общение с ним лёгким и непринужденным, всем нравилась его обаятельная улыбка. Настоящий мужик - инициативный и надёжный, всегда готовый подставить плечо, в этом походе, как никто - находился точно на своем месте.

Маршрут до вершины Эмирхан прошёл играючи. Всем помогал: кому руку подаст, у кого груз примет  в трудном месте, кому дельный совет даст, как экономить силы.


(продолжение http://www.proza.ru/2012/06/03/135)


Рецензии
Добрый вечер, Олег! Очень интересно про события в Чехословакии, тем более со слов очевидца. А вот калоши в горах оказались полной неожиданностью - я думала, они скользят...
Спасибо, Олег!
Добра и благополучия тебе!

Елена Врублевская   17.09.2023 19:22     Заявить о нарушении
Лена, добрый вечер! Калоши - особые, узконосые, с рифленой подошвой, легки и удобны. Да и не жалко их! ))

Спасибо, что окунаешься в повествование!

Олег Шах-Гусейнов   17.09.2023 19:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.