Фитингоф Бруно Александрович

                Фитингоф 1-й Бруно Александрович
              Капитан 1-го ранга РИФ, участник Цусимского сражения.


Барон фон Фитингоф Бруно Александрович (Bruno Gotthard Eduard Baron von Vietinghoff gen. Scheel )
родился 2 декабря 1849 года в семье дворян Верроского уезда Лифляндской губернии, ныне Вырумаа (V;rumaa), Эстония.
    Отец - барон Александр Адам фон Фитингоф из Вейсензее, гусарский ротмистр.
    Мать - Елизавета Поликарповна, урожденная Панкова.

15 сентября 1866 года Бруно поступает воспитанником в Морской кадетский корпус,
который в 1867 году был переименован в Морское Училище (МУ).

    В 1867-1870 гг. совершал учебные плавания на фрегате «Громобой», корвете «Баян», канонерской лодке «Марево».
    11 апреля 1870 года Приказом по МУ барон Бруно Александрович Фитингоф произведен в гардемарины флота 23-м по списку выпуска.
    14 мая 1870 года определен в состав 2-го флотского экипажа БФ.
    После обязательного плавания в Гардемаринском отряде в 1870 — 1871 гг. на корвете «Память Меркурия» учебного отряда Черноморского флота,
плавучей батарее «Первенец» и фрегате «Петропавловск» Высочайшим приказом по Морскому ведомству 11 апреля 1872 года произведен в мичмана флота.

C 6 ноября 1872 года по 3 сентября 1873 года находился в составе Стрелковой школы.

    3 сентября 1873 года закончил Стрелковую школу с назначением в Балтийскую таможенную крейсерскую флотилию,
которая была создана в 1873 году по инициативе Министерства финансов для несения таможенной крейсерской службы вдоль Балтийского побережья.
    В состав флотилии входили вооруженные суда Балтийского флота.
    С 18 ноября 1873 года по 1874 год служил на таможенной шхуне «Зоркая».
    B 1875 - 1877 гг. — на таможенной шхуне «Часовой».
    1 января 1876 года произведен в лейтенанты флота.
    С 3 мая 1876 года служил в 6-м флотском экипаже.
    14 февраля 1878 года назначен командиром 9-й роты в составе броненосной лодки «Смерч».
    С 26 марта 1878 года находился в распоряжении командира таможенной крейсерской флотилии.
    С 8 апреля 1878 года по 23 апреля 1884 года совершал плавания на шхуне «Страж».
    С 7 апреля по 9 сентября 1885 года командовал 6-й ротой клипера «Жемчуг» с переводом в 7-й флотский экипаж.
    С 12 апреля 1885 года - командир роты учебно-артиллерийской команды.
    С 30 сентября 1885 года преподавал в комендорской школе.
    1 января 1887 года произведен в капитаны 2-го ранга.
    8 января 1887 года назначен помощником начальника школы по строевой и хозяйственной части.

28 февраля 1887 года переведен на должность старшего офицера строящейся канонерской лодки(КЛ) «Манджур»,
которая вступила в строй 23 мая 1887 года.

    В 1887-1890 гг. старший офицер КЛ "Манджур" капитан 2-го ранга Фитингоф участвовал в походах Практической эскадры БФ в Средиземном море,
а затем совершил переход на Дальний Восток, где КЛ "Манджур" вошла в состав Сибирской флотилии. [1]
    В 1890-1892 гг. - Командир транспорта "Самоед" БФ.
    1 января 1893 года назначен командиром башенной лодки «Смерч».
    С 25 июня 1893 года состоял членом военно-морского суда в Кронштадте.
    С 13 декабря 1893 года - Председатель приемной комиссии при Кронштадтском пароходном заводе.

В январе 1895 года капитан 2-го ранга барон фон Фитингоф 1-й Бруно Александрович
был переведен по службе в Каспийскую военную флотилию и прибыл в Баку.

    30 января 1895 года приступил к исполнению обязанностей командира парохода «Геок-тепе» на Каспии.
    6 декабря 1896 года произведен в капитаны 1-го ранга.
    1895 — 1897 гг. служил в КВФ командиром парохода «Геок-тепе».

В ноябре 1897 года был переведен на Балтику:

    17 ноября 1897 года назначен командиром Ревельского флотского полуэкипажа.
    25 января 1898 года - командиром Ревельского порта .
    С 13 марта 1900 года командир броненосной батареи «Кремль» БФ.
    18 октября 1900 переведен в состав Учебно-артиллерийского отряда.
    9 сентября 1902 года принял командование эскадренным броненосцем «Наварин», который находился на ремонте и модернизации в Кронштадте.

    « Ремонтные работы на броненосце продолжались ни шатко ни валко вплоть до начала Русско-японской войны.
Неудачи на Дальнем Востоке заставили русское командование поторопиться с отправкой подкреплений,
каковыми и должна была стать 2-я Эскадра Тихого океана во главе с контр-адмиралом Рожественским.
    В июне 1904 года "Наваринъ" завершил ремонтные работы, а 29 августа навсегда покинул Кронштадт. Корабль вошел в состав 2-го броненосного отряда эскадры.
    Перед походом броненосец вместе с другими кораблями эскадры удостоился Высочайшего посещения.
    2 октября 1904 года эскадра навсегда покинула берега России.
    Под руководством капитана 1-го ранга Бруно Александровича Фитингофа "Наваринъ"
без особых происшествий проделал вместе с эскадрой весь дальний поход и
14 мая 1905 года вступил в свой первый и последний в корабельной жизни бой.» [2]

Во время дневного боя после 17 часов дня 14 мая командир броненосца «Наварин»
был тяжело ранен в живот и ноги осколками японского снаряда, попавшего в фор-марс.

Капитан 1-го ранга Бруно Александровича Фитингофа погиб вместе
с эскадренным броненосцем "Наварин" в 2 час. 15 мин. ночи 15 мая 1905 года.

Семейное положение:

    Был женат на дочери лютеранского пастора Елизавете Щесни (?).
    4 детей.
    Недвижимого имущества не имел.

Награды:

    Орден Святого Станислава 3-й степени (13.4.1875).
    Орден Святой Анны 3-й степени (20.4.1880).
    Орден Святого Владимира 4-й степени с бантом (22..8.1886).
    Орден Святого Станислава 2-й степени (1.1.1890).
    Орден Святой Анны 2-й степени (6.12.1895).
    Орден Святого Владимира 3-й степени (06.12.1901).
    Подарок с вензелевым изображением Высочайшего Имени ( Имени Его Величества ) (06.12.1904).
    Персидский орден Льва и Солнца 2-й степени (13.6.1896).
    Прусский орден Красного Орла 2-й степени (12.08.1902).

                Послесловие:

    "Пусть не забудет Россия броненосец “Наварин”, который, заметив отчаянное положение “Суворова”, горевшего как костер, прикрыл его собою от сыпавшихся японских бомб.
    Разбитый, взорванный минами и бомбами, с перебитой командой, со смертельно раненным командиром, броненосец все еще держался.
    Раненный в голову и в грудь барон Фитингоф отказался оставить корабль и решил потонуть с ним.
    “Верные принятому решению умереть, но не сдаться, — пишет один участник боя, — офицеры перед самою гибелью судна простились с выстроенной командой и,
готовясь к смерти, братски перецеловались друг с другом, а изувеченный командир приказал вынести себя наверх”.
    Отказался от спасательного пояса и сменивший его старший офицер Дуркин, до последнего момента спасавший команду.
    Японцы продолжали расстреливать барахтавшихся в воде русских людей.
 Японский миноносец через несколько часов еще видел плававших и умиравших от истощения русских и не дал им помощи.
    Только английский пароход успел спасти трех матросов, которые и рассказали об ужасах этой ночи.
    Не забудь же, мать-Россия, имен Фитингофа и Дуркина, Рклицкого, Грау, Измайлова, Челкунова, Огарева и многих-многих замученных и убитых за великое твое имя!"

Меньшиков М.О.( флотский офицер, военно-морской гидрограф, штабс-капитан в отставке, мыслитель, публицист и общественный деятель, ведущий сотрудник газеты «Новое время»).
"Из писем к русской нации". 1916 г.


Примечания:

    [1] С августа 1888 года КЛ "Манджур" базировалась во Владивостоке, а 25 ноября 1889 года ушла в Японию и далее в порты Китая,
где несла службу, находясь в распоряжении дипломатических представительств Росcии на Дальнем Востоке.
    Весной 1890 года КЛ вернулась во Владивосток и всю навигацию проходила между портами русского Дальнего Востока.
     [2]  http://kitowras.livejournal.com/479269.html


 


Рецензии