Роман Митя Шостакович Н. Тихомировой

(Статья)

В 2010 году в издательстве «Странник» увидел свет биографический роман одарённого ростовского прозаика Нелли Тихомировой «Митя Шостакович». На выбор темы несомненно повлияло личное увлечение автора музыкой. Это сквозной нитью пронизывает всё повествование. Мало того, на страницах произведения автор предпринимает новаторскую попытку соединения двух видов искусства: музыки и литературы, когда средствами словесного искусства пытается передать весь музыкальный напор страстей, чувств и эмоций в опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Отчасти это ей удаётся. Мысленному взору читателя, как живые предстают картины горькой судьбы главной героини оперы Катерины, жены купеческого сына Зиновия Измайлова. Постепенно назревает конфликт, на сцене появляется работник Измайловых Сергей, к которому у Катерины вспыхивает запретная страсть. Явно очерчен любовный треугольник. Преступные сердечные коллизии нарастают со стремительной быстротой, и вот Катерина травит ядом жестокого самодура, свёкра Бориса Тимофеевича, в отместку за то, что он наказал её любовника Сергея. Кульминация оперы – яркая сцена убийства Сергеем и Катериной её мужа Зиновия Измайлова подытоживает замысловатую сюжетную линию. Далее идёт спад, – за преступлением следует неминуемое наказание. Каторга… И всё это на едином дыхании, в красочных словесных образах, передающих вихри мыслей и переживаний персонажей необычного музыкального произведения. И каждая сцена виртуозно расцвечена оркестровкой и вокальными сольными партиями главных героев и второстепенных персонажей. Подобный метод описания применяется и к другим произведениям композитора Шостаковича.
Но не только о музыкальном мире повествует автор на страницах романа. Вторым планом разворачиваются грандиозные социальные преобразования тех постреволюционных героико-трагических лет. Вместе с отживающим старым миром под безжалостный каток ломки и уничтожения попадают и вполне здоровые силы, на которых раньше собственно и держалась Российская империя – многомиллионное крестьянство. Автор правдиво и беспристрастно показывает беспросветную жизнь несправедливо раскулаченных хлеборобов, просивших Христа ради хлеба на вокзалах страны. Сцена эта потрясает и шокирует молодого, перспективного композитора Митю Шостаковича. Он как бы видит изнанку внешне благополучной советской жизни, где люди, оказывается, голодают и рады чёрствому куску хлеба, выпрошенному у прохожего. И сколь контрастна внешне благополучная судьба его семьи и людей его круга с этими отверженными, можно сказать, вычеркнутыми из современной жизни, крестьянами, что Митя решает действовать.
Не в силах молчать, честный и бескомпромиссный юноша делает всё возможное, чтобы помочь не только конкретному молодому крестьянскому парню, встреченному на вокзале, но всем раскулаченным. Предпринимает попытку хоть как-то облегчить их жизнь. Шостакович напрямую обращается к своему знакомому, большому любителю музыки и почитателю его таланта, известному советскому военачальнику Михаилу Тухачевскому. Но – безуспешно! Ссылаясь на государственные интересы, которым призвано служить раскулачивание, Тухачевский не хочет его слушать. Попытка Мити Шостаковича остаётся, так сказать гласом вопиющего в пустыне.
Помимо Тухачевского в романе фигурируют и другие реальные исторические личности: великий пролетарский поэт, бывший футурист Владимир Маяковский, не менее великий новатор, режиссёр-авангардист Мейерхольд, впоследствии репрессированный поэт Борис Корнилов, другие…
Наряду с общим повествованием о том бурном времени, автор рассказывает и о личной жизни своего главного героя, об его любовных увлечениях. Очень живо, красиво и в то же время трагично под конец описаны отношения Мити Шостаковича и Татьяны Гливенко – несостоявшейся невесты. Всё достоверно, правдиво и реалистично. В описании первой юношеской целомудренной любви композитора автор не щадит и своего героя. Показывает некоторые его слабости. Столь же мастерски и эмоционально передано знакомство юного Мити Шостаковича с Ниной Варзар, которая стала его женой. И, наконец, уже будучи женатым, композитор страстно увлекается красивой студенткой, которая занимается с ним английским языком, Еленой Константиновской, или, как он её ласково называет – Лялей. Этот роман протекает бурно и стремительно, так что чуть не приводит Митю Шостаковича к разрыву с супругой Ниной Васильевной. Накал страстей и душевных метаний главного героя достигает здесь своего апогея.
Далее в романе следует спад и логическая развязка сюжета. На Митю, как снег на голову, обрушиваются гонения тоталитарного сталинского режима, который уже давно подминает под себя всё новые и новые жертвы: писателей, журналистов, художников, музыкантов, актёров, режиссёров… Помимо людей искусства, репрессиям подвергаются и другие слои советских граждан из числа военных, партаппаратчиков, работников промышленности, учёных. Перед читателями разворачивается реалистичная картина суровых предвоенных лет, со всеми их горестями и страданиями.
Несмотря не мелкие стилевые погрешности, неточности, опечатки и некоторую суховатость, излишнюю описательность и публицистичность текста, роман вызывает светлое чувство. Он оптимистичен, глубоко нравственен, местами очень поэтичен, насыщен образами и достоверной исторической информацией. Могу смело утверждать, что книгу вполне можно отнести к серии «Жизнь замечательных людей», она заслуживает того. Видно, что автор при её создании выложилась по полной! Работала, можно сказать, не покладая рук, перелопатив огромную массу исторической и музыкальной литературы. Что, впрочем, и отличает настоящего серьёзного писателя от простого ремесленника. Видно, что автор пропустила судьбу композитора Шостаковича через своё сердце, сопереживая ему на каждой странице своего произведения. Отсюда, видимо, и по-детски уменьшительное имя главного героя в названии романа: «Митя», а не взрослое «Дмитрий». Он предстаёт в книге как живой, со страниц льётся живая, сочинённая им музыка, другие герои и второстепенные персонажи тоже оживают под мастерским пером автора. Как будто кадрами кинохроники мелькают перед мысленным взором читателя картины жизни Советского Союза в то грозное предвоенное время. Весь народ строит новую жизнь: кто добровольно, по велению сердца и партии из горячего юношеского энтузиазма, кто принудительно, под конвоем острых вохровских штыков в заснеженном далёком ГУЛАГе. За границами страны сгущаются грозовые тучи новой мировой войны, и на фоне всего этого самозабвенно творит, общается с верными друзьями и родственниками, влюбляется, честно и верно служит своему народу талантливый советский композитор Митя Шостакович.

30 мая 2012 г.


Рецензии