Юрий Кулишенко

                Кто такая эта пяденица?

Однажды, теплым июльским вечером, в поселок Большие Коты на Байкале прилетели   ночные бабочки. Крупные,  белые самки, с тремя черными волнистыми линиями поперек передних крыльев,  и небольшие, темные самцы, с красивыми перистыми усиками.
  “Беда“, – заволновались деревья, - “Это   семейство непарных шелкопрядов. Их гусеницы наши самые страшные враги. Они съедят все листья на деревьях, спрядут прозрачные коконы,  окуклятся, и на следующий год  из куколок вылетят новые бабочки!” 
Тотчас белая бабочка подлетела к соседней березке, отложила на ветку яички и  заботливо укрыла их до весны теплыми пушистыми волосками из своего брюшка, чтобы они не замерзли зимой. 
Весной,  когда на деревьях распустилась первая листва, из яичек  выползли маленькие гусеницы. Они  оплели паутинкой свежие листочки и с  аппетитом принялись скоблить их крошечными жвалами.   А когда гусеницы немного подросли, расползлись в разные стороны.
Самая большая гусеница, с красными и синими бугорками, из которых торчали длинные жёсткие волоски, поселилась на  берёзке. Даже птицы боялись и не трогали ее. Гусеница стала зазнайкой,  и    посматривала  на всех свысока.
Как-то повстречала гусеница шелкопряда свою соседку – самку ольхового клопа. Сидит она тихонько под листиком и охраняет кладку опаловых яичек.
“Что”, - говорит гусеница - “Спряталась и дрожишь? А я, сильная и грозная, никого не боюсь!”
“Это пяденица никого не боится”, - отвечает ей  клопиха, – “ Она невидимка, а ты не хвастайся – прилетит  кукушка  и склюет тебя!”
“Кто она такая, эта пяденица?” – зло воскликнула гусеница. - “ Её никто не видел! И кукушка тоже выдумка. Где её гнёзда?
Вдруг рядом с ней что-то как загудит! Из сумерек появился большой коричневый жук,  июньский хрущ,  вцепился в ветку коготками и замер.
”Эй, ты, глупый жук “, - крикнула ему гусеница, - “ ползи ко мне и отвечай: есть ли на свете птицы без гнезд и гусеницы-невидимки, а то сброшу с моей ветки!”
 “Ветки общие!” – запротестовал хрущ, – “А я  и птицу без гнезда видел, и пяденицу-невидимку знаю! Она…”
 “Ах ты, жалкий лгун!” – зашипела гусеница. - ”Эй, птицы, летите сюда,  слабенький жучишка спорить со мной вздумал!”
Испугался хрущ и улетел прочь.
 На следующее утро  увидела шелкопрядиха на соседней ветке незнакомую гусеницу.  Коричневая,  без волосков, а на теле у неё наросты, словно остатки черешков  опавших листьев. Стоит гусеница, спинку выгнув,  опирается на шесть передних грудных лапок и две пары брюшных и ест лист березы.  “Это кто тут мои листья ест?” – напустилась на незнакомку шелкопрядница.
 “Меня зовут пяденица! А листья на дереве общие!” – ответила незнакомка и быстро зашагала прочь: раз - два, раз – два! Остановилась невдалеке и  снова лист жует. Раздулась шелкопрядница от злости.
   “Эй, птицы!” – кричит - “ Летите скорей   сюда,  проучите эту гусеницу. Она перечить  мне вздумала!”
Услышала ее  одна  птица, опустилась на соседнюю ветку.   Сидит и внимательно на  гусениц посматривает. Серенькая такая птица, с пестринками на крыльях  и полосками на брюшке.
 Заметила ее пяденица, вытянулась вверх - и исчезла! Остались  на ветке только высохший сучок да гусеница-шелкопрядница. А больше  никого нет! Слетела птица к шелкопряднице и склюнула её. Это и была кукушка. Хоть и не вьет эта птица гнезд и не высиживает своих птенцов, а большую пользу лесу приносит. Защищает его от вредителей. Гусеницы непарного шелкопряда для нее большое лакомство.
 А вам, ребята, наука: не будьте зазнайками  и не хвастайтесь – вдруг кукушка прилетит!


Рецензии