По ту сторону радуги. Слушай ветер. Отрывок 2-2

ПО ТУ СТОРОНУ РАДУГИ
< отрывки >

СЛУШАЙ ВЕТЕР

***

- Я знаю, кто написал Черные Книги.
- Да ну?
Мастер оторвался от своих записей и с любопытством посмотрел на девушку. Та присела на край стола, взяла карандаш и начертила на листочке семнадцать фигурок людей.
- Семнадцать Мастеров. Первые этэрни. Нигде не говорится, сколько их было и как их звали, но если сопоставить хроники разных Башен, то можно понять, где говорится об одном человеке, а где о другом. Не знаю, почему история настолько затерта – это было совсем недавно, а не сохранилось почти ничего, какие-то обрывки и осколки… Постой, ты же все это знаешь, зачем я тебе это говорю?
- Не знаю, это ты пришла ко мне, а не наоборот.
- Хэрнальт, не надо.
Он замер на какую-то долю секунды, прислушиваясь к звучанию имени, но она заметила.
- Чистые слова, - пробормотал Мастер, сгребая бумаги в кучу и разворачиваясь к напряженному взгляду девушки. Она ждала продолжения, но он лишь помотал головой, словно отгоняя ненужные мысли, встал и стал составлять книги и тетради на полку. Бесполезное занятие, лишь бы убить время и молчание.
Она уселась на стол, наблюдая за его жалкой попыткой отвертеться. Потом вдруг перехватила его руку, потянувшуюся за очередной книгой на столе, и дернула на себя. От неожиданности он потерял равновесие и чуть не свалился на девушку. Ее большие серьезные глаза оказались совсем рядом. В них промелькнуло любопытство, интерес, несколько воспоминаний и вопрос, невысказанный вопрос о пресловутых Черных Книгах и чистых словах.
- Мне жаль, что идеи наших предков умирают от того, что кто-то побоялся ответственности.
Он прищурился:
- Ксайя, где ты этому научилась?
- Чему?
- Говорить чистыми словами.
- Я не училась. Я просто говорю, что думаю.
- Думаешь ты образами и идеями, а не словами. И тем более не чистыми.
- Что такое чистые слова? Почему ты так нервничаешь, когда я об этом спрашиваю?
Дверь открылась, в проеме появилась было голова одного из учеников, но он лишь промямлил «извините» и убежал. Дверь со скрипом захлопнулась.
Ксайя только сейчас сообразила, как со стороны они выглядят. Смутившись, она оттолкнула Хэрнальта и отвернулась.
- Дурацкие стереотипы… извини.
- Извиняю.
Повисло молчание. Мастер вздохнул, подошел к девушке, положил ей руку  на плечо. Она подняла глаза. Они помолчали о стереотипах, о слухах и сплетнях, о настоящих взаимоотношениях и бессмысленности забот о своей репутации, когда ты этэрни. Помолчали и хватит.
- Чистые слова… как же давно это было, - Мастер отошел к окну и оперся о подоконник. - Чистые слова когда-то были единственными словами, произносимыми вслух. Но люди быстро забывают. Если бы не города, мы бы не перестали слышать мир.
- Хэрнальт, почему даже мы всего этого не знаем? Ладно люди в городах, но зачем нам эти загадки? Почему нельзя просто жить безо всяких недоговорок и спрятанных смыслов? Почему…
- Остановись, - неожиданно строго сказал он, - в тебе сейчас одни эмоции, в таком состоянии ты не воспримешь даже трети того, что я тебе скажу. Три вдоха, три выдоха, задержать взгляд, потом расслабиться, сесть и слушать.
Она хотела было возразить, но послушалась и сделала все, как сказал Мастер.
- Представь, что ты можешь общаться без слов. Можешь передавать мыслеобразы без знаков, напрямую. Зачем тебе в таком случае слова?
- Чтобы записывать мысли.
- Это потом. Зачем тебе произносить слова, когда ты умеешь общаться без них?
- Только я?
- Все умеют. Вы так общаетесь с рождения, прекрасно понимая друг друга – коэффициент искажения минимален.
- Ну, не знаю. Если все и так замечательно, мы друг друга понимаем, то что еще… разве что какое-нибудь… а мои мысли все могут слышать?
- Как хочешь. Можешь открыть их только одному, можешь всем.
- Все знают мои мысли… гм… а если я соврать хочу? Подумать одно, а сказать другое?
- Ну что ты, если бы вы всегда общались мыслеобразами, а кто-то вдруг сказал вслух, чтобы соврать, не было бы это подозрительно?
- М-да, уж слишком выделяется…
Она вскинула глаза на Мастера:
- Выделяется? Для того, чтобы человек обратил внимание именно на эти слова, чтобы показать их важность. Так?
- Почти. Когда ты общаешься мыслеобразами, ты лучше слышишь мир. Ты воспринимаешь больше звуков, ты вообще более внимательно относишься к тому, что вокруг. И теперь представь, что ты произносишь что-то вслух. Твой голос рождает волну, колеблет воздух, несет с собой неожиданные изменения… скорее, нарушая гармонию. Сейчас мы не задумываемся, влияют ли как-то наши слова на мир. Нам это стало безразлично, а они ведь влияют, - он подошел к Ксайе, присел рядом с ней, взглянул прямо в глаза. - Говорить чистыми словами – это значит вплетать свой голос в симфонию мира. Говорить, не нарушая гармонии. Говорить, внося изменения без разрушений. Не просто воздух сотрясать, а говорить. Такие слова не пропустишь мимо ушей, они доходят до самого сердца.
Она молча смотрела ему в глаза, боясь сказать хоть что-нибудь, что могло нарушить ту самую гармонию. Он уловил ее страх и грустно улыбнулся:
- Сейчас уже бесполезно. Люди говорят слишком много, не задумываясь о своих словах, и ты одна ничего не изменишь. Правда, у тебя иногда получается, как сегодня. Наверно, интуитивно мы еще чувствуем, что и как нужно говорить.
- А причем здесь Черные Книги?
- А они написаны чистыми словами. Даже не так. Они были написаны тогда, когда еще чистыми словами говорили. Но они настроены не на внешний мир, а на внутренний мир того, кто читает. Отсюда и гипнотическое действие Книг.
- Но как такое возможно? Как они могли знать, кто будет читать эти Книги?
- То, что мы чего-то не умеем, вовсе не означает, что это невозможно.
- Разве шестьсот лет назад еще говорили чистыми словами?
- Это было намного раньше. Семнадцать Мастеров не писали сами слова, они создали Книги. Книги как артефакты.
- Ну вот, конец моим догадкам. А я уже обрадовалась.
- Главное не в том, кто это сделал, а в том, зачем это было сделано. С какой целью. Ради и во имя чего идею пришлось воплотить именно в такую форму.
- И зачем же?
- Этого я тебе не скажу, потому что никто не знает наверняка. Мои догадки тебе ни к чему, ищи свои пути.
- Хэрнальт, а в других Башнях знают про Черные Книги?
- Знают, что они у нас. Но я сомневаюсь, что кто-то тебе что-нибудь про них скажет. Они ведь не просто так хранятся именно здесь.
- Это ты их привез сюда?
- Мой друг Вирт.
- Вирт?
- Он ушел в Вечность незадолго до твоего посвящения.
- Извини.
- Ничего. Ты же не знала.
- Много бы я отдала, чтобы поговорить с ним…
- Много бы я отдал, чтобы из Вечности возвращались.
Они помолчали.
- Хэрнальт, дай мне одну Книгу с собой.
- Куда это – «с собой»?
- В Башню Ветров.
- Что ты там хочешь найти? Хотя ладно, бери. Какая тебя найдет, ту и бери. Но я не знаю, как быстро вы друг друга найдете.
- Ты тоже их не видишь?
- Не вижу.
- Не разрешишь мне взять чью-нибудь?
- Смотри по ситуации. Я думаю, лучше не надо.
- Ладно, на месте разберемся. Сначала надо, чтоб хоть одна Книга себя проявила, раз уж их никто не может намеренно найти.


<...>


Рецензии