Юрий Кулишенко

                Червячок и гусеничка


Появились когда-то на земле первые Червячок и Гусеничка. Не было у них ни  ручек, ни ножек и  были они  очень похожими друг на друга.  Медленно ползали червячок и гусеничка по земле на полянке у тёмного леса и  прятались под камешками и упавшими деревьями.
Дело в том, что стрекозы, многоножки и паучки, жившие на полянке,  их не любили. “Ну вот, опять  эти противные черви ползут!” – восклицали они, увидев Червячка или Гусеничку.
Услышав это, Червячок и Гусеничка очень огорчались и  переживали. Поэтому они подолгу не гуляли и для своих прогулок выбирали самые укромные уголки и тропинки, и, поневоле, стали друзьями друг для друга.
Решили они однажды построить  себе домик, чтобы прятаться в нём от чужих глаз. Заползли в маленький овражек у леса, нагребли камешки и кусочки сырой глины на упавший лист и потащили к старому дереву.
Долго-долго толкали Гусеничка с червячком лист с камнями и глиной по забытой всеми тропинке, пока не приползли   к большому старому дереву у лесной опушки. За опушкой  расстилалась весёлая  солнечная  полянка, а дальше, за полянкой,  звенел быстрый и прозрачный ручеёк.
Затащили друзья лист с камешками и глиной  в тень  дерева поближе к стволу, отдохнули и  стали строить  домик.
Он вышел у них похожим, скорее, на маленькую кучку из глины и камешков, чем на настоящий домик, но Червячок и Гусеничка даже обрадовались. Им не хотелось, чтобы   кто-нибудь заметил его и стал заглядывать в окошко.
Проводили они теперь  свои печальные дни  в домике  и грустно смотрели из окошка на весёлую полянку.  На её яркие цветочки, на летающих быстрых стрекозок и бегающих среди травы паучков с длинными ножками. Смотрели  и  грустили. А иногда и горько плакали, прислонившись друг к другу.
”Всё на свете  отдал бы я за лёгкие крылышки и быстрые ножки!” – воскликнул однажды Червячок, - ” Убежал  бы  тогда без оглядки от своей  жалкой и нелепой судьбы”.
”Ах!” – мечтательно  улыбнулась Гусеничка. - ”Каким счастьем было бы для меня вылететь из тёмной избушки на ярких крылышках к солнышку, или выбежать из неё на лёгких ножках к звенящему ручейку! ”
С тех пор Гусеничка и Червячок  мечтали у окошка о  крылышках и ножках. Они даже с надеждой  всматривались друг в друга  – не появились ли  крылышки за спиной?  Но ничего не замечали. Это их очень огорчало.
Выполз однажды украдкой Червячок   утром из избушки  и   отправился к  прозрачному зеркалу-ручейку.
”Может, маленькие крылышки уже появились за моей спинкой, а  гусеничка обманывает меня, и делает вид, что не замечает их  из зависти?” - думал  в отчаянии  уставший  в ожидании чуда Червячок.
Дополз он до камешка у ручейка,  склонился с него и стал   с надеждой всматриваться в  чистую, зеркальную  воду.
”Ой!” – вздрогнула и испугалась одна из пробегавших мимо него струек ручейка и звонко крикнула подружке, - ”Взгляни, какой противный червяк смотрит на нас с камешка, бежим скорее отсюда!” И они, весело журча и смеясь, уплыли вниз по течению.
Услышав их, Червячок от обиды громко разрыдался. Утащился  обратно в избушку, забился в дальний угол и стал там плакать: ”Гусеничка  права – нет у меня крылышек, и никогда не будет!”
Узнала гусеничка, отчего плачет Червячок, и принялась  утешать его. Но остановить горьких слёз не могла.
 ”Всё, надежды потеряны”, - рыдал Червячок, - ”одно мне теперь остаётся – уйти под землю. Там меня никто не увидит и смеяться не станет!”
Громко рыдая,  стал просить  Червячок Землю о помощи. Услышала  Земля Червячка и  отправила к нему тёмный поземный луч.
Коснулся луч Червячка, и тяжёло вздрогнуло всё вокруг.  Прогудели чугунные колокола, и превратился  Червячок в поземного жителя. Рыл он теперь  длинные и  сырые ходы  и прятался в них от всех обитателей яркой полянки.
Наружу выползал только ночью. Выползет, быстро затащит в норку какой-нибудь лежащий рядом истлевающий лист и, молча, ест его. Днём он появлялся на полянке только после дождей, поэтому  и назвали его дождевым червем.
Гусеничка так сильно грустила без своего  друга Червячка, что не выдержала и отправилась  на  поиски в глубокие и сырые подземелья.
Долго она ползала в темноте и холодной сырости, пробираясь сквозь сплетения корней, но найти Червячка  не смогла. Не выдержала Гусеничка  жуткого мрака подземелий и выползла наружу: она   любила солнышко в небе, ручеёк у полянки и яркие цветочки! 
Дни шли за днями, Гусеничка смирилась со своей одинокой судьбой и перестала искать своего друга.  Но слёзы каждый раз наворачивались ей на глаза, когда она садилась у окошка.
 От тоски Гусеничка часто представляла себе, что Червячок сидит рядом с ней и тоже смотрит в окошко. Она даже рассказывала ему о своей жизни.
Тяжело было ей одной, без Червячка,  в избушке, и стала Гусеничка по вечерам сидеть у  ствола дерева. Сидела и смотрела на темнеющую полянку, на закрывающиеся венчики цветов и  на убегающий в сумерки тихо журчащий ручеёк.
Постепенно, и незаметно, приходила очередная одинокая прохладная ночь и высоко над полянкой вспыхивали, одна за другой,  в далёком  небе  яркие звёзды.
Смотрела Гусеничка в один из таких вечеров в тёмное звёздное небо, и вдруг   ей захотелось добраться  до  вершины дерева, дождаться Солнца  и попросить у него лёгкие яркие крылышки!
“Ах, будь  у меня ножки”, - думала она, - ”я бы за  ночь, пока меня никто не видит, поднялась до вершины. И  утром моё горе исчезло бы в   золотом солнечном свете!”
Стала гусеничка из ночи в ночь упорно взбираться вверх по жёсткой, шершавой коре дерева. Взбиралась и падала, взбиралась и падала… Очень трудно было ползти по трещинкам коры. Но она не сдавалась.
И вот, однажды, после недели усердных трудов и  попыток, Гусеничка добралась к полуночи до  середины дерева и увидела в просвете ветвей далёкую луну.
”Ах,  милая Луна”, - взмолилась  она в тёмную даль неба, - ”подари  мне много крепких ножек:    я так хочу подняться по стволу к твоёму брату  Солнышку, и попросить у него ярких крылышек!”
Услышала Луна Гусеничку и осветила её  своим туманным серебристым лучом. Прозвучал тихий звон лунных  колокольчиков, и у Гусенички появились маленькие крепкие ножки с коготками.  Теперь она  легко смогла бы подняться к вершине дерева.
Но Гусеничка так обрадовалась, что упала в обморок. Очнулась на полянке и  зашла в избушку отдохнуть и поспать.
Наутро она  побежала к норке Червячка: ей хотелось  рассказать ему  о том, как она   получила в подарок ножки и позвать его с собой. Но вход в его норку уже обвалился.
Вернулась Гусеничка домой, села у окошка и стала горевать и печалиться: “Как там мой друг Червячок?”
Чтобы окрепнуть перед долгой дорогой к вершине, стала Гусеничка  по утрам   взбираться на травы и цветы, пить утреннюю росу и есть свежие зелёные листочки.
Днём она отдыхала, набиралась сил перед новым долгим восхождением к вершине дерева и смотрела на красивую полянку с  цветочками и ручейком невдалеке. А вечерами ходила вдоль опушки и искала  норки Червячка.
И вот,  однажды, поздно вечером Гусеничка  нашла недавно вырытый  вход в его подземные тоннели. Обрадовалась  и  с надеждой быстро заползла в  него. А навстречу ей  - Червячок! Такое  счастье охватило Гусеничку, что и слова-то вымолвить не может. Пришла в себя и стала  рассказывать и о  печальном одиночестве, и о подарке Луны.
”Ну вот”, – вздохнул грустный Червячок, - ”даже  у тебя появились ножки, а у меня – одни страдания. Ползаю всю жизнь в сырости под землёй и буду ползать дальше. Ах, несчастная моя судьба!” 
 ”Пойдем,  поднимемся к Луне!” – горячо воскликнула Гусеничка, - ”Попросим и тебе ножки  - каждый день  станем гулять вдвоём на полянке, ни от кого не прячась!”
Печально и  с недоверием посмотрел на неё Червячок и согласился.  Отправились они к высокому дереву.
Но сколько ни пытался Червячок подняться по трещинам коры – ничего у него не получалось. Падает  обратно на сырую землю. Отчаялся он и заплакал.
”Не плачь – прошла лишь одна ночь!” - утешает его Гусеничка. - ” Я целую неделю пыталась подняться до середины дерева!  Но ты сильный и у тебя крепкие мускулы - ты поднимешься быстрее меня!” 
Не выдержал Червячок и отвернулся.  ”Я весь исцарапался и так устал - больше не могу! Быть червем –   моя  судьба”, - и, охая,  направился к своей норе.
 “Не уходи”, – воскликнула Гусеничка, - ”отдохни в нашем домике до следующего вечера – завтра ночью мы обязательно поднимемся!”
”Что дадут нам ножки”, - не оборачиваясь, горько вздохнул Червячок, - ”красоты не добавят, счастья и покоя не принесут. Несчастные мы, никто нас не любит! ”
”Нет!” – закричала в отчаянии Гусеничка, пытаясь удержать  Червячка, - ”Следующей  ночью мы поднимемся к вершине дерева, попросим у Солнышка ярких крыльев и станем самыми красивыми и счастливыми  на свете! ”
”Ах, ещё и к вершине?!” – взрыдал Червь, - ”Я так измучился, а не поднялся и на треть дерева за  целую ночь. К вершине … никто никогда не сможет подняться туда”, - он с ужасом посмотрел вверх. -  “Нет уж, лучше обратно  в тихое сырое подземелье. Ты обманываешь меня. Ножки у тебя сами - собой появились!”
Вырвался Червячок от Гусенички и соскользнул в сырое и мрачное подземелье. Бросилась за ним следом Гусеничка и целую ночь  бегала по тёмным, запутанным ходам в поисках Червячка, но найти своего друга не смогла. Только гулкое эхо отвечало ей.
В отчаянии, еле передвигая ножки, вышла она из пещеры, кое-как дошла до домика,  упала в уголке на сухой мох и горько разрыдалась.
А на полянку весело светило восходящее утреннее солнышко, раскрывались лепестки ярких цветочков, и трепетали крылышками, разогреваясь после ночной прохлады, стрекозки.
К следующему утру Гусеничка поднялась на верхушку  дерева. Такой простор открылся перед ней, что дух захватывает!
В чистом прозрачном воздухе до самых гор, с алыми от солнечных лучей заснеженными вершинами, протянулись густые леса; несла свои воды куда-то далеко-далеко  за  холмами и лугами  широкая синяя река; ярко блестело за ней большое серебристое озеро.
 Ах, как далеко внизу остались под деревом, крохотная отсюда  полянка и еле заметная тоненькая ниточка ручейка.
Когда Солнце взошло повыше, оно заметило Гусеничку и послало  к ней свой золотой луч. Прозвенели золотые колокола, и Гусеничка  превратилась в золотую принцессу-куколку с красивой маленькой короной на голове.
Сладко зевнула  куколка, крепко привязала себя к веточке шёлковым пояском и погрузилась в глубокий сон.
Через неделю куколка проснулась, открыла голубые глаза и оглянулась. Вокруг зеленеет изумрудом чистая умытая росой листва, внизу  серебрится светлый ручеёк, и алеют на полянке прекрасные  цветы, а на куколке  потускневший наряд.
“Не пристало принцессе носить старый наряд”, - подумала куколка и сбросила потускневший золотой плащ”.
Медленно и торжественно распахнулись за спиной  у Бабочки яркие разноцветные крылья.  Взмахнула Бабочка крыльями и взлетела к солнышку.
Выполз однажды из своей норки посмотреть на белый свет и Червячок. Увидел в  голубом небе прекрасную бабочку и заплакал: “Везет же некоторым бабочкой, а не червем родиться!”
Утащился обратно в свою норку, улёгся в тёмном углу сырого и мрачного подземелья и   заплакал от жалости к себе и своей судьбе.
Так и не понял он, что  судьба, конечно, у каждого своя, но и помочь ей стать другой тоже можно. Надо только очень постараться и изменить свой характер.


Рецензии