В Дрезденской галлерее

Части 1-го и 2-го Украинского фронтов неудержимо продвигались вперёд.В ставке главнокомандующего фронтом обсуждались мельчайшие подробности предстоящего наступления на Дрезден.
Взятие Дрездена частями советских войск и армии союзников произошло 8 мая 1945 года. Приблизительно за два месяца до этого город был разрушен союзниками во время одной из самых страшных бомбёжек за всю Вторую мировую войну, хотя Дрезден и не был важной стратегической целью, - здесь не было военных заводов, не было крупных воинских подразделений.Это был всемирно известный город-музей с чудесными дворцами и знаменитой Галереей, в стенах которой находились сокровища гораздо более ценные, чем всё вооружение фашисткой Германии. И этот город был в одну ночь превращен в груду развалин. По свидетельствам очевидцев, это был настоящий ад…
Едва стало светать, как спокойствие раннего утра было внезапно нарушено оглушительным арт.обстрелом,затем в ход пошли танки и авиация. Горизант зарделся! То были не пробивающиеся сквозь мрак первые лучи света,то было кровавое зарево от рвущихся там снарядов, сотрясающих землю-мать. К полудню первые пехотные подразделения вошли в город. Я был в их числе. В городе не осталось почти ни одного целого здания.Это был город-призрак с зияющими черными дырами оконных проёмов. Город словно вымер. Я ехал в открытой машине, беспрестанно оглядываясь по сторонам. Неожиданно моё внимание привлёк одиночный выстрел. Я обернулся на звук и увидел советского офицера и фигуру солдата, которая пошатнулась и медленно сползла на мостовую. Рядом стояла девушка, вся дрожа от страха. Я остановил машину, спешился. В краткой беседе выяснилось, что солдат пытался снять у немецкой девушки наручные часы. Офицер нервно отпарировал:
"Никому не дозволено ронять честь советского война".
Он поручил мне доставить девушку до места назначения. Я усадил немку на заднее сиденье и машина тронулась. Девушка попросила отвезти её в Дрезденскую художественную галлерею. По дороге мы разговорились. Я представился и девушка сделала тоже самое, назвавшись Хельгой. Оказалось, что она работник художественного фонда Дрезденской галлереи. Она никак не могла по примеру выживших после бомбёжки горожан покинуть город. Перед ней стояла задача охранять оставшиеся в дворцовом комплексе экспонаты музея и она со всей ответственностью выполняла свою миссию. Девушка указывала мне дорогу к музею:
"Fahren Sie geradeaus, dann rechts abbiegen !"
Вскоре мы очутились у главного входа в Дрезденскую галлерею.
Дворцовый ансамбль ХVIII века "Цвингер" и замыкающая его Картинная галерея предстали перед нами в плачевном состоянии. Вместо дворца были развалины,картинная галлерея чудом уцелела.
Хельга быстрыми шагами стала взбегать по ступеням, ведушим в музей. Я последовал за ней. Слишком сильным было искушение увидеть воочью экспонаты одного из богатейших музеев мира. Мы вошли в огромный зал. Тишина и разруха царили вокруг. Но где сокровища музея, где Сикстинская мадонна Рафаеля? Хельга молча провела меня в подвальное помещение здания. Туда были спущены картины, которые не успели вывезти немцы при отступлении. Незадолго до атаки на город эсэсовцы срочно и тайно вывезли главные сокровища в неизвестном направлении.Я стал спрашивать Хельгу о подробностях операции, но Хельга ответила, что больше ни о чём не знает.
Со стен подвального помещения глядели портреты знаменитых полководцев, выдающихся деятелей прошлых столетий. Вдруг моё внимание привлекла картина, которую, как мне показалось, я видел где-то раньше. Это был портрет Байрона и я вспомнил, где я видел копию этого портрета.
Это было в здании Английского посольства в Тегеране, куда мне велено было отнести одно важное письмо от Советского военного ведомства в Иране. Там я был любезно принят одним английским офицером и в ожидании письменного ответа рассматривал картины, висевшие в вестибюле посольства. Я даже процитировал вслух отрывок из поэмы Байрона "Паломничество Чайльд Гарольда", чем приятно удивил англичанина.
Мне захотелось вновь произнести этот отрывок в присутствии
моей новой знакомой. Я встал в позу оратора и начал декламировать:
И, влившись в бесконечность бытия,
Не одинок паломник одинокий,
Очищенный от собственного "я".
Здесь каждый звук, и близкий и далекий,
Таит всемирной музыки истоки,
Дух красоты, что в бег миров ввела
И твердь земли, и неба свод высокий,
И пояс Афродиты создала,
Которым даже Смерть побеждена была.
Хельге понравилась моя импровизация. Затем мы, уставшие от пережитого за день, опустились на стоявшее в углу полутёмного помещения кресло. Хорошенькая головка молодой немки коснулась моего плеча в погонах. Тёплое чувство разлилось по всему телу. Ощущение запредельности сиюминутного состояния возникло вдруг во мне на этом островке умиротворенности и вечности. В памяти звучала знакомая мелодия фуги Баха.Это было минутное расслабление, мне надо было возвращаться в часть. Я сказал Хельге, что непременно навещу её в этой обители ещё разок.
Однако обстоятельства военного времени сложились иным образом.
На следующий день наша часть покинула город-призрак. Впереди нас ждало наступление на Берлин.
Но я всё-таки сдержал своё обещание. Прошло не так много времени после окончания войны и я проездом оказался в Дрездене. Город вновь отстраивался. Улицы представляли собой строительные площадки. Всюду сновали рабочие, слышалась неторопливая немецкая речь.Я направил машину в Цвингер, к месту где находилась Дрезденская галлерея, взбежал по ступеням, вошёл в зал, отыскал знакомый мне портрет Байрона и остановился у него.
Вдруг я почувствовал прерывистое дыхание в затылок, резко повернулся и увидел мою знакомую Хельгу. Она молча глядела на меня и улыбалась. Я улыбнулся ей в ответ. Так мы стояли, время от времени прикасаясь друг другу пальцами, словно пытаясь убедиться в реальности происходящего. Наконец я спросил её о сохранности коллекции музея. Хельга ответила, что не все экспонаты удалось сохранить. После вступления в Дрезден частей Первого и Второго Украинского фронта,советские военные занимались поисками того, что осталось от собрания саксонских правителей. Удалось найти не всё,некоторые шедевры оказались утраченными навсегда. Хельга рассказала, что спустясь подвал полуразрушенной, обгоревшей Академии художеств, советские солдаты наткнулись на туннель. При его детальном обследовании они обнаружили спрятанные там статуи. Там же был найден один документ, который очень помог в дальнейших поисках.Это была так называемая "немая карта" – зашифрованный план расположения спрятанных картин Дрезденской галлереи. А еще через несколько дней, в заброшенной каменоломне в окрестностях города, в одной из штолен, был найден товарный вагон, зайдя в который, спасатели увидели шедевры Дрезденской галлереи - знаменитый "Автопортрет с Саскией" Рембрандта, картины Джорджоне, Рубенса.Там же находился ящик с секретными замками. Было решено, не вскрывая, доставить его в штаб батальона. После вскрытия ящика взорам присутствующих открылась одна из величайших картин, когда-либо созданных человеком – "Сикстинская мадонна" Рафаэля. Она была в числе тех произведений Дрезденской галереи, которые были вывезенны в Союз для реставрации и, как было обещано, последующего возвращения в Германию.
Потом мы гуляли по Дрездену, наслаждаясь мирным течением времени, сидели в кафе под открытым небом и всё что-то рассказывали друг другу. А потом была ночь полная всепоглощающей любви и нежности...
На другой день я увиделся с полковником Бабенко, при котором состоял адьютантом. Я задал ему животрепещущий вопрос:
"Могу ли я жениться на иностранке?"
Последовал краткий ответ:
"Нас ждут советские женщины! Подготовьте машину к отъезду!"
Более мне не довелось бывать в Дрездене. Спустя год я демобилизовался и вернулся на родину.


Рецензии