Музыкальные направления и стили в роке
AOR (ADULT ORIENTED ROCK):
Термин, появившийся в последнее десятилетие, рок, рассчитанный на взрослую аудиторию с элементами эстрадной музыки, хард-рока и привкусом российской рок-культуры 80-х годов.
АНДЕГРАУНД (UNDERGROUND):
Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Термин относится к любой рок-музыке некоммерческого толка, несущей достаточную долю экспериментирования с формой и звучанием. Такое творчество не вписывается в существующие каноны либо по содержанию текстов, либо по форме и своему эмоциональному содержанию. По определению, такие исполнители почти неизвестны (например британская группа Dogfeet), из знаменитостей можно условно отнести Frank Zappa, Captain Beefheart.
БАБЛГАМ (BUBBLE GUM):
Рок в «легком» жанре. Музыка, ориентированная на подростковую аудиторию, а значит примитивная по определению, состоящая из нескольких аккордов, простых или просто инфантильных текстов и наполненная яркой мелодической окраской. Стиль часто относят к поп-року, гаражному року и другим пограничным течениям. Примеры: Osmonds, Bay City Rollers, Lemon Pipers, 1910 Fruitgum Co, Ohio Express.
БИГ-БИТ (BIG BEAT):
Облегченная форма бит-рока, исполняемая преимущественно в инструментальном ключе и рассчитанная на танцевальную аудиторию. Самыми известными считаются английский коллектив Shadows.
БИТ-РОК (BEAT ROCK):
Общее название музыкального течения сформировавшегося в Англии в начале 60-х, где доминировала четкая ритмическая пульсация из двух электрогитар (соло и ритм), бас-гитары и ударных. Надрывно-исступленный вокал, чаще исполняемый несколькими исполнителями. Песни строились по принципу чередования куплетов и припева, иногда с инструментальной вставкой посередине. Исполнение занимало 2-3 минуты, состояло из энергичных композиций и романтических баллад, связанных яркой мелодией. Простые и легко запоминающиеся песенки исповедовали, прежде всего, ранние Beatles и их многочисленные последователи.
БЛУГРЭСС (BLUEGRASS):
Традиционная музыка шотландско-ирландского происхождения, распространенная на юге США и ставшая популярной в начале 50-х гг. В блугрэссе используются традиционные струнные инструменты горцев: мандолина, банджо и упрощенная скрипка. Для этого стиля характерны быстрый темп и эмоциональное пение. Как элемент кантри-рока, он в большей степени символизирует жизнь старой деревенской глубинки. Законодатели стиля: Bill Monroe and his Bluegrass Boys и Earl Scruggs.
БЛЮЗ-РОК (BLUES ROCK):
Еще одна главнейшая ветвь рок музыки. Сольно-песенный жанр афро-американского музыкального фольклора и джаза. Традиционный блюз – 12-тактная песенная форма с синкопированными ритмами, скользящими понижениями ступеней лада. Cложился в начале 20 века. В блюз-роке характерна ярко выделенная гитара, работающая в виртуозной джазовой технике. В США у истоков стояли John Lee Hooker, в Англии - John Mayall's Bluesbreakers.
ГАРАЖНЫЙ РОК (GARAGE ROCK):
Стиль во многом предвосхитивший панк-рок. Сформировался к середине 60-х независимо друг от друга в Англии и США. Исполнялся, как правило, любительскими командами с характерным упрощенным звучанием и примитивным вокалом. Стилистически их объединяли рамки ритм-н-блюза. Музыкальный непрофессионализм, помноженный на амбиции музыкантов, приводил к неожиданным результатам и рождал интересные коллективы, не лишенные привлекательности и определенного шарма. Гаражный рок, исповедовали Standells, Music Machine, Seeds, Nashville Teens, Downliners Sect. В определенной мере к ним можно отнести знаменитых Kinks и Doors.
ГЛЭМ-РОК (GLAM ROCK):
Глэм или глиттер-рок - разновидность хард-рока с налетом эстрады, для которой характерны упрощенная мелодика композиций с акцентом на гитару и клавишные, четко выделенный рефрен, эффектные аранжировки, искрометная, а порой предельная экзальтация исполнения. Исполнители эпатировали публику макияжем, бижутерией и немыслимыми нарядами. В этом стиле работали T. Rex, Slade, Kiss, Sweet.
ДИСКО (DISCO):
Музыкальный стиль, получивший широкое распространение в поп-музыке второй половины 1970-х годов. Мощная энергетика и мелодичный саунд широко использовался на танцплощадках. Музыкальная основа диско - упрощенные фанк и соул-музыка. Для ритмической сетки диско характерна определенная частота ударов (приблизительно 120 в минуту), в аранжировке особое значение приобретают синтезаторные эффекты. Принято считать, что одними из первых в 1974 году элементы диско использовала группа ABBA, а в США - Gloria Gaynor и Donna Summer.
ДЖАЗ-РОК (JAZZ ROCK):
Концептуальное направление, возникшее в конце 60-х годов на основе синтеза нескольких музыкальных культур – джаза, фанки-соул, рок-музыки, классики и этнической музыки. Сплав активности белых и черных музыкантов, древних восточных традиций и современных западных технологий. Развитие и популярность получил в США, представив в конце 60-х группы Blood Sweat And Tears, Chicago, Weather Report.
КАНТРИ-РОК (COUNTRY ROCK):
Развившаяся из фольклорных истоков традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого населения юго-восточных и западных районов США. Обычно это были ковбойские баллады с обязательной скрипкой и банджо. Кантри проникло в рок в начале 60-х. Пример успешного использования – Creedence Clearwater Revival, Eagles.
КРАУТ-РОК (KRAUT ROCK):
Понятие "краут-рок" принадлежит немецкой волне 60-70-х годов и появилось благодаря своеобразной и оригинальной музыке таких немцев, как Amon Duul, Can, Kraftwerk, Faust и других. Это стихийное культурное, и отчасти политическое движение, возникшее в конце 60х годов как реакция на англо-американскую культурную экспансию. Краут-рок нельзя назвать музыкальным жанром, поскольку практически единственная чертой, объединявшей исполнителей, была удивительно пестрая музыкальная кухня, впитавшая многочисленные стили и приемы того времени.
ПАБ РОК (PUB ROCK):
Музыка английских пивных (пабов) первой половины 70-х, в значительной степени сосредоточенная вокруг Северного Лондона и юго-восточного Эссекса. Альтернатива популярным в то время прогрессиву и глэм-року. Во время концертов исполнители сосредотачивались на исполнении простых форм ритм-н-блюза с влияниями хард-рока. Рассматривается как одно из течений повлиявших на возникновение панк-рока. Представители - Brinsley Schwarz, Ace, Kokomo, Dr. Feelgood.
ПРОГРЕССИВ (PROGRESSIVE):
Прогрессив или арт-рок исповедуют серьезные музыканты, значительно расширяя традиционные рамки рока за счет заимствования сонатных форм из классической музыки. Как самостоятельный жанр появился в начале 70-х, придя на смену психоделии. Прогрессив - элитарный жанр продолжающий развиваться и совершенствоваться в новейшей истории мирового рока, но по прежнему оставаясь в тени коммерческих стилей.
ПСИХОДЕЛИЯ (PSYCHEDELIA):
Совокупность приемов в рок-музыке, а именно деформированная инструментовка, звуковые эффекты и эксперименты с инструментами, отрешенный и депрессивный вокал. Значительную роль в восприятии такого саунда исторически играло применение наркотических галлюциногенных препаратов. Психоделия (иначе – кислотный рок) стал частью субкультуры США и Великобритании. Возникла во второй половине 60-х. Главные проповедники – Jefferson Airplane, Grateful Dead, ранние Pink Floyd, Arthur Brown.
РИТМ ЭНД БЛЮЗ (RHYTHM & BLUES):
Одно из главных направлений рока, представляющее собой сочетание чистого блюза и напряженно-энергичного джаза. Ритм-н-блюз появился в самом конце 1930-х годов в Америке и первоначально исполнялся только темнокожими музыкантами. Приезд на гастроли в 1950-е годы черных представителей ритм'н'блюза в Англию, где у британской молодежи проблем с расизмом на было, произвел там истинную революцию. Был принят на вооружение многочисленными группами, усилен мощной ритм-секцией и обязательным отрывистым, резким вокалом. Наиболее известны в этом жанре B.B. King, Maddy Waters, Rolling Stones, Yardbirds, Who.
РОКАБИЛЛИ (ROCKABILLY):
Существует как одна из форм рок-н-ролла, точнее его соединения с кантри-энд-вестерном. Отличается боле распевной мелодикой и смягченным динамичным саундом (нередко присутствуют духовые, фортепиано). Звезды рок-н-ролла были также и исполнителями рокабилли (например, Элвис Пресли). Наиболее известные представители этого стиля: Stray Cats, Dave Edmunds.
СЕРФ-РОК (SURF-ROCK):
Калифорнийская разновидность рок-н-ролла, для которой характерны сложные вокальные аранжировки, позитивный настрой и воспевающие серфинг тексты песен. Основные представители: Beach Boys, The Ventures
СКИФФЛ (SKIFFLE):
Стиль бытового музицирования, популярный в Англии в конце 50-х годов. По сути своей скиффл — дитя английских фолк-куплетов и американского диксиленда. Инструментарий непременно включал гитару, губную гармошку и стиральную доску в качестве ритм-инструмента. Известнейший исполнитель скиффл — ныне покойный британский певец и гитарист Лонни Донеган (Lonnie Donegan). Донеган, да и скиффл в целом, оказали серьезное влияние на «Битлз» и многочисленные группы того времени.
ХАРД-РОК (HARD ROCK):
Мощная, динамичная и самая долговечная формация рок-музыки. Громкая ритм-секция связанная с мелодическим лидером (гитара или клавишные) создает целостность и монолитность произведения. На первый план выдвигается виртуозное мастерство каждого исполнителя. Как самостоятельный жанр, хард-рок породил множество ветвей и стилей.
ФАНК (FUNK):
Сформировался в 1960-х в США в результате слияния различных афро-американских стилей: ритм-н-блюза (rhythm'n'blues), соул (soul) и элементов джаза. Отцами-основателями и общепризнанными столпами фанка считаются James Brown, George Clinton и группа Sly and The Family Stone. Это направление оказало существенное влияние на диско, хип-хоп и другие музыкальные стили.
ФОЛК-РОК (FOLK ROCK):
Формы рок-музыки, в которых мелодическая основа построена либо на прямых заимствованиях фольклора, либо на фолк-стилизациях под народную, с использованием национальных и старинных инструментов. Наиболее яркие представители данного стиля – ранний Bob Dylan, Fairport Convention, Sandy Denny.
ФЬЮЖН (FUSION) :
Это органичный сплав многих музыкальных направлений: прежде всего джаза и рока, блюза, фанка, классики, фолка, авангарда, фламенко, соединение которых положило начало цепной реакции синтеза стилей. Фьюжн - это современное звучание, свежие гармонии, изощрённый ритм, утончённая эстетика, джазовые импровизации и роковая экспрессия, помноженные на высочайшее мастерство музыкантов. Яркий представитель в роке - Glenn Hughes.
© 2005, Вадим Яловецкий
Свидетельство о публикации №212052800982
Евгения Савера 11.09.2017 23:32 Заявить о нарушении
Вадим Яловецкий 12.09.2017 07:49 Заявить о нарушении