1969г. Пресса об этом молчала
Это живое общение давало мне массу информации о художниках, их творчестве, истории искусства. И ещё я получил знания и навыки в рисовании. Я всегда с благодарностью вспоминаю своего друга детства.
В музее меня восхитила картина «Среди волн», которая сразу бросалась в глаза при входе. Это очень большое полотно с видом сверху на пенящиеся волны. Одни волны и больше ничего…
Другая в большом зале, на дальней стене, длинная, от одного угла до второго, и на ней было изображено море. В левом углу город, берег, солнечный день и лёгкий бриз, но чем дальше в море, тем темнее небо и неспокойней море, а в правом углу шторм терзающий корабль.
И совсем небольшая картина «Хождение по водам». Иисус, идущий по воде. Тёмное полотно и излучающая свет фигура. Это не передаваемо. Это надо видеть.
Удивили портреты родственников. Я не знал, что Айвазовский писал портреты.
Впервые я попал в Феодосию, когда меня с некоторыми сотрудниками нашего отдела отправили в командировку на испытание нашего изделия.
Весь год моя работа в НИИ состояла в том, что мне поручали собирать какие-то радиотехнические схемы, которые я тщательно исследовал при разных режимах работы, записывая исходные и выходные данные, корректируя эти схемы, стараясь добиться от них желаемого результата. Что это были за схемы, то есть для чего они были предназначены, мне не говорилось, а я и предположить не мог.
И только однажды я получил для разработки схему блока питания. Уж здесь я работал не вслепую, и многое применил из своих знаний, что было с удовлетворением принято и моими руководителями.
Я не имел представления, что за изделие мы готовим, но однажды узнал, что в апреле месяце весь комплекс отправился в Феодосию, для испытаний в вертолётном варианте.
Прошло лето, началась осень. И вдруг мне говорят, что весь наш отдел готовится выехать в командировку в Феодосию, чтобы сменить тех, кто работает там с весны.
И нас расписали, кто и где будет работать. Меня, техника, назначили инженером – испытателем на вертолёт. Я возгордился потому, что это предполагало и инженерную зарплату. Но выяснилось, что требовалось в обязательном порядке выполнение тренировочного парашютного прыжка.
Прыгать от нашего отдела должны были пять человек. Но когда назначили прыжки, поехали только трое. Меня и Валентина Морова не отпустили, мы делали срочную работу и наши прыжки отложили.
И слава БОГУ, что не отпустили. Прыжки случились неудачными.
В тот день был сильный ветер, но видимо не такой, чтобы не разрешить прыгать, однако, и этого ветра оказалось много.
Прыгали из АН-2 с семисот метров на ровное поле. Но от страха замешкались, да ещё и ветер, поэтому Аносов Юра попал на пахоту ещё не боронённую, глубокую. И из-за неровности вывихнул лодыжку. Валентин С приземлился на дорогу, и это было удачно, но он не успел стропами погасить парашют, порыв ветра рванул его и Валентин упал спиной на асфальт, ударившись головой он потерял сознание, получил сотрясение мозга. А Виктора Злобина занесло в речку, и он едва не утонул.
После этого всем объявили, что прыжки отменяются. Так я и не прыгнул.
А в конце сентября мы уехали в командировку.
Феодосия встретила нас солнцем и теплом. Море было уже холодным, но кое-кто решался искупаться.
Мы работали на военном аэродроме, где проходили тренировки, как мы потом узнали, наших космонавтов.
В фойе гостиницы, где мы жили, стоял телевизор для общественного просмотра, тогда ещё не было такой роскоши, как телевизор в номере, и однажды вечером я увидел за просмотром ТВ Марину Попович, она была в обычном домашнем халате и выглядела обычной женщиной с несколько излишней полнотой. Но днём я увидел её в офицерском мундире с полковничьими погонами. Пройдя мимо меня, она улыбнулась мне, как старому знакомому, вероятно, я слишком пристально разглядывал её.
А однажды вечером в коридоре встретил лётчика. Широкоплечий, коренастый, он шёл медленно, покачиваясь и придерживаясь за стену, чтобы не упасть. Он поманил меня пальцем и обдал перегаром, когда спросил: «А где здесь туалет?», - тогда и туалеты в гостинице были общими на весь коридор. Позже мне сказали, что это знаменитый летчик испытатель Мосолов. Так я познакомился со знаменитостями.
Мы тоже с собой привезли десять литров спирта. Это выписал начальник отдела на промывку схем. Он оставил пять литров у себя и пять принёс на хранение в нашу комнату, сказав: «Знаю, что вы малопьющие», чем выдал нам «индульгенцию» на некоторое употребление оного продукта. И мы иногда этим пользовались во второй половине командировки, когда погода испортилась, пошли дожди и похолодало. Вот мы и грелись перед ужином после промерзания на лётном поле.
Эта идиллия командировочной жизни однажды была нарушена событием одного дня, которое запечатлелось в моей памяти, как картинка из Голливудского фильма ужасов.
Хотя день начинался вполне обычно. Только нас разбудили на час раньше и, не дали позавтракать, а посадили в автобус и повезли на аэродром. Лётчики в тот день дали нам три часа полётного времени. И надо было успеть провести все тесты.
Мы работали с восьми до одиннадцати. Мой блок работал штатно, и я отпросился уйти до окончания перерыва. Хотелось нормально пообедать в столовой гостиницы. Идти пешком было минут сорок. Погода стояла сухая, тихая и солнечная с небольшими облачками. Я шёл по дороге, получая удовольствие от одиночества и окружающего пейзажа. На середине пути меня подобрал автобус для лётного состава.
В двенадцать я пообедал, полежал пол часа в номере, и в час дня собрался идти на аэродром.
Когда я вышел, солнца уже не было, и я порадовался, что идти будет не жарко. Дул лёгкий ветерок.
Через десять минут ветер усилился, небо потемнело и заморосил дождь. Я вытащил из кармана лёгкий болоньевый плащ и надел его. Дальше я шёл, удивляясь, как резко менялась погода.
Минут через пять ветер усилился настолько, что начал сдувать с дороги мелкие камешки, дождь усилился. Мне стоило повернуть назад, но я прошёл уже почти половину пути и надеялся одолеть остальной путь.
Ещё через пять минут ветер стал дуть с такой силой, что я с трудом преодолевал его. Мелкие камешки стали бить по ногам, и я повернул назад. Однако сила ветра была такой, что мне надо было наклоняться назад, чтобы удержаться, иначе меня толкало в спину и несло по дороге. Я остановился, не зная, что делать.
Вдруг показался грузовик ГАЗ-66, я замахал руками, но он пронёсся мимо.
Я был в отчаянии! Не было сил идти против ветра, а по ветру идти не получалось.
В борьбе со стихией прошло ещё несколько минут. Я был готов лечь на землю, когда увидел приближающийся командирский УАЗик.
Если грузовик не остановился, то, я был уверен, этот не остановится тем более.
Вдруг УАЗ затормозил и открылась дверь.
- Я весь мокрый, - закричал я.
- Садись, - услышал я голос офицера. Он и довёз меня до гостиницы.
В номере я разделся и обмылся в душе. Усталость была, как после тяжёлой работы. Я налил себе грамм пятьдесят спирта, разбавил водой из графина и выпил. Столовая открывалась в пять. Для закуски нашёл банку «Кильки» и съел без хлеба.
За окном, как на экране телевизора разворачивалась гроза. Чёрные тучи полыхали молниями, шёл град и проливной дождь. Я никогда не видел такого чёрного неба днём и столько почти непрерывающихся молний. Ветер свистел за окном. Я прилёг на кровать и заснул.
Проснулся я около пяти часов вечера. Гроза ещё полыхала, но молнии блистали уже в отдалении. Хотелось есть. Я спустился в столовую, поужинал, купил три банки килек, половинку булки хлеба и печенье. И хорошо, что я это купил. Ребят привезли поздно. Столовая была уже закрыта. Они тоже выпили и закусили килькой.
Через два дня были выходные, и мы поехали в Симферополь. По пути видели разрушения причинённые ураганом. Не было ни одной целой телевизионной антенны. Постройки были целые, но шиферные крыши на многих домах были повреждены. Лежали поломанные ветки и рухнувшие деревья.
Позже мы узнали, что на побережье Чёрного моря, недалеко от Анапы, смерч нагнал такую волну, что смыл рыбацкий посёлок, погибли десятки человек.
Но пресса об этом молчала. В советское время нельзя было травмировать психику людей. Может это и правильно.
Свидетельство о публикации №212052901397
в Темрюкском р-не.(Спаслись на чердаке домика).
Очень интересно было читать.
Думала закончится какой-нибудь встречей
с знаменитостью. Неожиданно.
Спасибо, Юрий.
Галина Щукина 03.03.2013 07:56 Заявить о нарушении
Юрий Фейдеров 03.03.2013 11:33 Заявить о нарушении