Сжатая музыка

Григорий внимательно смотрел на Нину, скромно присевшую на половинку стула. От взгляда его чуть раскосых, странно блестящих глаз девушке стало не по себе; молодой человек изучал ее тщательно, как будто просвечивал насквозь.
За стенами небольшого кабинета, часть которого занимал обширный письменный стол, часть-мощная стереосистема, а оставшаяся свободная площадь была отведена людям,  ощущался как отдаленные сейсмические толчки, как упругие волны инфразвука неспокойный пульс большой, слаженной, чрезвычайно загруженной работой организации.
Нина пришла сюда, в большое серое здание какого-то бывшего НИИ, за большим серым забором на самой окраине Москвы, на собеседование. Ей, музыковеду, нужна была работа.
-Здравствуйте, Нина. Меня зовут Григорий, для коллег - Гриша. Я - старший инженер-акустик, руковожу Музыкальной секцией…Этой организации. Вам известно, чем мы занимаемся?
-На вашем сайте написано – «адаптация аудиовизуального искусства». Что-то связанное с музыкой? Звукозаписывающая студия?
-Не совсем студия, хотя к музыке мы имеем самое прямое отношение. Давайте я вам объясню.
Мы с вами живем в быстро меняющемся, динамичном мире. В мире, который предъявляет к человеку высокие требования. Современный человек вынужден львиную долю своего времени тратить на достижение успеха, создание карьеры, получение материальных благ, словом – на выполнение своей экономической функции. При этом все другие сферы человеческой деятельности, в частности, культурная сфера, отходят на второй план, или атрофируются совсем. Человек фактически выпадает из культурного поля. У него банально нет времени, чтобы даже ознакомиться с культурой. Все наследие мировой художественной культуры перестает быть для него значимым. Это ведет к деградации… Наши психологи проводили исследование о степени влияния на личность современного человека фактического отсутствия свободного времени. Вы даже представить себе не можете, Нина, к каким ужасным выводам они пришли! Я не могу сказать вам всего, во-первых, это слишком ужасно для ваших милых ушей, а во-вторых, я связан коммерческой тайной, но одного факта, который я озвучу, будет достаточно: при сохраняющейся тенденции, через два поколения у нас просто не останется людей, способных на самое элементарное творчество! Я не говорю о творчестве как таковом, о создании новых культурных смыслов-с этим у нас огромные трудности уже сейчас…Я говорю о творчестве, как о деятельности вне установленных рамок, стереотипов поведения, не ориентированной на достижение экономически значимого результата. Вы меня понимаете?
Нина кивнула. За время произнесения монолога Григорий поднялся из-за стола и принялся расхаживать по тесному пространству кабинета, то складывая руки за спиной, то нервно взмахивая ими, будто помогая своим словам долетать до собеседницы. Он был чрезвычайно увлечен.
-Да! Ситуация удручающая. Но мы нашли решение. Или, по крайней мере, часть решения. – Григорий широко улыбнулся, и снова уселся за стол, сложив руки перед собой.
-Какое же? – Робко спросила Нина.
-Мы нашли способ дать современному человеку возможность воспринимать художественную культуру, адаптировав ее к современным требованиям. У вас музыкальное образование – скажите, сколько времени длится,  скажем, Девятая симфония Бетховена? Затрудняетесь, а я вам отвечу – семьдесят четыре с половиной минуты. Семьдесят четыре с половиной! Час с четвертью должен затратить человек, чтобы ее прослушать. Это серьезная затрата времени. Чтобы дать слушателю возможность ознакомиться с этим замечательным произведением, наши инженеры совместно с лучшими музыковедами создали сжатую версию Девятой симфонии, продолжительностью всего пять минут сорок девять секунд!
-То есть вы сделали краткое изложение симфонии? Как делают краткое изложение романа для школьников?
-В том-то и дело, что нет! – Григорий всплеснул руками и откинулся на спинку кресла. Его улыбка, не сходившая с лица все время разговора, сделалась еще шире. – Мы совместно с учеными-акустиками, музыковедами и психологами разработали технологию «сжатой музыки». Музыка подается на барабанную перепонку в виде серии сверхбыстрых акустических импульсов. Время на прослушивание музыкального произведения таким образом сокращается  как минимум в четыре раза.
-Но как же художественная ценность?
-Что такое художественная ценность? Это величина абстрактная и субъективная. А время человека – понятие универсальное, легко измеримое. Это, если хотите, наиболее ликвидный актив нашего общества, поскольку быстрее и проще всего может быть преобразовано в труд. Впрочем, мы консультировались с искусствоведами, и при использовании технологии «сжатой музыки» художественная ценность Девятой симфонии Бетховена падает всего лишь на девять с половиной процентов.
Сейчас я вам это продемонстрирую…
Григорий нажал кнопку на пульте управления стереосистемой.
***
Вечером, придя домой, Нина записала в своем дневнике:
«У Стейнбека, кажется, есть замечательная аллегория техногенной цивилизации, машинного способа производства: металлические детородные члены сеялки, выкованные на сталелитейном заводе, совокупляются с землей по велению механизмов, без любви, без страсти…
Сегодня я видела этот же принцип деятельности, проникший в культурную сферу человека. В какую же угрюмую бизнес-башку пришла такая идея – сжимать симфонию Бетховена и мерять потом ее художественную ценность в процентах?..  Григорий был прав - это деградация»   


Рецензии
Тема интересная. И раскрыли хорошо. Спасибо. Удачи в творчестве.

Нэлли Фоменко.

Нэлли Фоменко   09.12.2017 14:41     Заявить о нарушении
Спасибо Вам))

Дмитрий Базанов   10.12.2017 11:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.