Походы

Глава 1
Есть такая народная забава, - в походы ходить.
Правда некоторые граждане не любят такого времяпровождения, предпочитая домашний уют и комфорт, ну или, в крайнем случае, выезжая на природу пожрать, попить и к вечеру оказаться дома в теплой постельке.
Но когда тебе 15 лет, то понятие уюта распространяется даже на сон на мокрой земле и свежем  воздухе, - лишь бы подальше от родителей с их нравоучениями.  Тем более что при советской власти, нормальные родители больше времени уделяли воспитанию своих детей, а не выживанию. Зарплаты, как ни странно хватало и на еду и на одежду и на ЖКХ.
И вот я как нормальный человек  тоже не избежал этого  временного помутнения рассудка (я про походы). 
После окончания 9-го класса, делать мне было совершенно нечего, мать была на учебе и собиралась вскоре вернуться домой и тут нашу компанию из пяти человек, осенило рвануть в поход на озеро «Нулевое», расположенное километрах в пятидесяти от нашего городка. Был я там всего два раза и то проездом, поэтому представления о данном месте я практически не имел. Сборы были недолгими, опустошив холодильник и взяв у бабушки аж целых десять рублей с заверением отдать с первой же зарплаты (причем обещание я выполнил),  я со своими товарищами  договорились встретиться на пирсе, откуда отходил рейсовый катер.
Город у нас разделен на три части, рекой «Поронай», причем на одну, где собственно и находится озеро «Нулевое» можно попасть, только по воде и называется она остров «Южный». Вторая, о. «Северный», связана с городом дорогой и мостом, но по воде расстояние гораздо меньше, поэтому катер ходил и туда, ну и третья точка маршрута называлась «Нижний склад» и располагалась на о. «Южный», но  гораздо дальше вверх по реке. Там грузили привезенный лес и отправляли на переработку. И оттуда на озеро можно было доехать на поезде, точнее не поезде даже, а на мотовозе (так его в просторечье называли). К нему цепляли несколько пассажирских вагонов и платформы груженные лесом, а так как дорога была узкоколеечная, то этот «состав смерти» частенько уходил под откос. Но так как скорость у него была такая, что можно было соскочить на ходу, справить большую нужду и спокойно возвратиться в вагон, то смертельных случаев при крушениях зафиксировано не было.  Зато много мокрух происходило непосредственно в вагонах, когда перепившие жители сел выясняли между собой отношения.
Так вот. Договорившись с Андреем, жившим по соседству, мы вместе выдвинулись в сторону порта. Добравшись до пирса и встретившись с друзьями, мы начали подбивать баланс наших запасов на три дня отсутствия в цивилизации. Еды хватало вполне, а вот с куревом вышла накладка. На каждого по три пачки, было явно мало, поэтому собрав со всех деньги и оставив только на катер туда и обратно (поезд бесплатный был), мы с Андреем рванули в ближайший магазин. И как всегда в таких случаях,  в магазине была очередь, правда не большая, но в нее затесалась старушка из серии «Сама не знаю, что хочу».  Собственно она одна заменяла всю очередь по  длительности обслуживания, на нашу просьбу пропустить нас вперед, что бы взять без сдачи два блока «Интера», так как катер ждать не будет, бабка для начала включила полный тупняк, а потом запустила сирену противовоздушной обороны. В общем, зря мы ее тронули,  глядишь, минут  пятнадцать времени сэкономили. 
И конечно, прибежав на пирс, мы с Андреем увидели только корму катера и наших друзей, махавших руками и кричавших, что вещи они наши забрали и если что, они поезд тормознут на время и что бы мы побыстрей добирались до склада на своих двоих.
Оставшись на берегу, я начал в уме прикидывать наши шансы на успех. Катеру в оба конца потребуется полчаса минимум, потом он пять минут ждет пассажиров на другой берег, там еще пять минут переправы и если бежать, то «Нижнего склада» мы достигнем минут еще через пятнадцать. Итого, на все про все нам отводится сорок минут и это еще при отличном раскладе.
Добежав до склада и не обнаружив поезда, мы переговорил с каким-то местным работягой, и узнали, что вообще зря напрягались, - поезд ушел ровно через пять минут после выгрузки пассажиров с катера. Так что когда мы зашли на палубу катера, поезд уже как пятнадцать минут чухал в пос. Трудовое (оно гораздо дальше за Нулевым).
Усевшись с Андреем на рельсы и закурив злосчастные сигареты, мы стали держать военный совет, - что будем делать.
В бонусе у нас были, - сигареты, колбаса, полбулки черного хлеба,  и наша наглая (вытекающая из полного непонимания сложившейся ситуации) самоуверенность, что все будет ништяк.
В минусе же присутствовало всего два фактора, - уже начинало смеркаться и мы не знали, сколько идти до пункта назначения.
Была еще нейтралка, - отсутствие наших рюкзаков, со шмотками и едой. С одной стороны рюкзаки были нужны, но они были тяжелые, и у нас и так было немного продуктов.
Но самым главным доводом для продолжения похода, было-то, что целых три дня мы будем сами по себе, ну и еще я ожидал приезда мамы и знал, что она будет, не очень рада «порядку» в квартире. Ведь когда она уезжала, то подразумевалось, что я буду жить у бабушки, забыв, наверное, что у меня есть свои ключи от квартиры.
И мы пошли навстречу начинающейся ночи, прямо по шпалам, а в спину нам светило заходящее за сопки солнце. Красавцы.
Через пару километров, мы устали материть проектировщиков железных дорог, за то, что они придумали класть шпалы на расстояние не соответствующее среднему человеческому шагу, и наконец, начали выискивать какую ни будь тропинку, идущую вдоль железной дороги. Никаких троп,  конечно, не было, потому что помимо железной дороги, было еще множество дорог в том же направлении, но мы о них не знали. И чем больше вокруг нас сгущалась темнота, тем больше падало  наше настроение. Деревья в тех местах сплошной ельник, и даже при дневном свете, вызывают подозрение, а что  уж говорить про ночное время суток. В общем, когда окончательно стемнело, нам с Андреем стало абсолютно ясно, что мы сморозили огромную глупость, отправившись неведомо куда да еще в ночь. Но признаваться друг перед другом,  в том, что мы были неправы, было стыдно, и поэтому путь наш продолжался. Я хотел уже запеть, что ни будь боевое, поднимающее дух, но на ум приходили всякие грустилки, типа: «Напрасно старушка ждет сына домой», «Нас извлекут из-под обломков» и «А город подумал ученья идут».  И тут еще Андрей произнес фразу, которая окончательно погасила остатки отваги и снесла напрочь, весь романтизм нашего похода:
- А вдруг здесь медведи водятся?
Это вообще меняло в корне все дело, но как, ни странно, отрицая предыдущее предложение, добавило куражу. Хотя это вполне соответствует человеческому разуму, вроде вокруг полный трындец, но всегда остается надежда на благополучное завершение истории. Вот и тут мы сразу прикинули, какими героями мы заявимся на озеро, где нас уже, и ждать перестали, а тут мы собственными персонами, да еще поведаем, как от медведя спасались, енто же, как девчонки в городе на нас смотреть будут?!!!
Но тут я вспомнил фильм ужасов советского производства «Злой дух ЯмбУя», про медведя людоеда. И как я его смотрел, спрятавшись за передней спинкой сиденья оставив наружи только глаза. Правда, выйдя в город, страх улетучился, но вот сейчас он проявился во всей красе. Шаг сам по себе начал перерастать в легкую рысь, и, наверное, вскоре мы перешли бы на легкий галоп, но тут позади нас блеснул луч прожектора приближающегося поезда. Это было спасение!!! Спустившись немного вниз с железнодорожного полотна,  мы стали ожидать своих ангелов хранителей. Наконец пыхтя и раскачиваясь, мотовоз, добрался до нас и мы изо всех сил начали кричать машинисту, что бы он взял нас с собой. Но в ответ мы услышали только маты и отчаянный крик из кабины: бегите на хрен придурки, мы сейчас перевернемся!!!
И мы побежали и через метров десять влетели в какое-то болото, где  и застряли, а поезд, в это время, раскачиваясь как утлая лодчонка, в лютый шторм не торопясь проехал мимо нас и вскоре скрылся за поворотом.
- Что б ты сука в натуре перевернулся!!! – в сердцах прокричали мы и начали выбираться на сушу. Ноги были безнадежно промочены и тут мы, окончательно упав духом, начали прикидывать, где бы нам остановиться на ночлег. Никаких домов вблизи конечно не предвиделось,  и нам оставалось только найти место посуше и что бы поблизости был какой ни, будь сушняк для розжига костра. Все это конечно большой сложности не представляло, в дневное время, а вот попробуйте поискать дрова в полной темноте и тишине, да еще когда боишься медведя на ужин из себя пригласить.
Но видать наверху, уже устали смеяться над нами и через, наверное, еще километр мы буквально наткнулись на какую-то будку обходчика или там ремонтников. Была она естественно без отопления, но хоть с нарами на которые  мы просто рухнули и даже не став ужинать провалились в глубокий сон…
Сон был недолгий, откуда-то с моря потянуло свежим, практически ледяным ветром и буквально через полчаса мы снова были на ногах. Одеты мы были очень легкомысленно для начала Сахалинского лета. На обоих промокшие кеды, тонкие трико, футболки и легкие куртки. Вся теплая одежда осталась в рюкзаках. Короче надо было спасать свою жизнь и тут нас осенило, что можно спалить нахрен эту будку, благо доски были сухие. Для начала мы выломали топчаны, что бы на них можно было прилечь, и немного разобрав заднюю стенку, развели из нее костер. Вообще-то мы всю будку сжигать не собирались, хотели только взять столько досок, что бы хватило на всю ночь. Но ближайшее будущее показало, что мы в своем представлении, несколько укоротили ночь. К утру от будки и от топчанов ничего не осталось. Но это было потом, а пока немного согревшись, мы решили перекусить.
Что может быть лучше, после такого изматывающего путешествия, как пожарить на костре настоящую колбасу и черный хлебушек. И не беда, что данные продукты немного обуглились, вкуснее я ничего не ел. Неподалеку от костра мы вбили колышки и повесили на них обувку, и носки для просушки.
Почему кеды не сгорели, мне до сих пор не понятно, но от носков ничего не осталось, даже колышков. 
В общем, после такого великолепного ужина мы натаскали еще досок и снова попытались уснуть. Но не тут-то было. Вы когда ни будь, спали возле костра? Это же свинство какое-то. Спереди тебя реально припекает, сзади пронизывает холод, и ты всю ночь крутишься как упырь на колу. Плюс ко всему, мы легли со стороны моря, опасаясь, что со стороны леса может подкрасться медведь и нас сонных сожрать. Короче ночка была еще та.
Но всему приходит конец, и наконец, наступило  туманное утро. Нахохлившись и закутавшись в свои тонкие курточки, мы злобно смотрели на догорающий костер, и ждали когда рассеется туман, что бы определить свое местонахождение. И когда, наконец, мы сквозь белое марево увидели что всходит солнце, радости нашей не было предела.
Когда туман окончательно рассеялся мы просто охренели от увиденного, - море было от нас метров в трехстах, а между нами  и морем стоял рыбацкий стан. Если бы мы ночью прошли еще метров сто, то однозначно бы его увидели на фоне прибоя. Будка просто стояла немного в низине, и море заслонял небольшой холмик.
Настроение у нас сразу поднялось и мы, натянув кеды на босу ногу, чуть ли не бегом бросились к рыбакам,  в надежде на завтрак.
Времена тогда были бесхитростные, да и сахалинцы всегда отличались гостеприимством, и уж детей точно бы в беде не оставили.
Пока мы шли к стану, мы с Андреем успели поприкалываться, типа сейчас спросим, а сколько нам до озера Нулевого еще идти, и нам ответят: «Да верст 40 мальчики».
Почти угадали, - как выяснилось, до озера нам оставалось пройти ровно 42 километра.
Рыбаки нас накормили, оценили наш прикид и, узнав, куда мы идем, попытались нас отговорить, от такого безумного мероприятия. Оказалось, что от города мы удалились всего на десять километров, и проще было вернуться назад, чем продолжать искушать судьбу.  Но мы снова были готовы к подвигам, тем более что теперь можно было передвигаться по нормальной дороге, а не по дурацким шпалам, и плевать, что дорога была песчаная, главное мягкая.
Короче, добрые дядьки дали нам немного продуктов в дорогу и мы снова двинулись в дорогу, как два  беженца погорельца. 
Дальнейший путь описывать, смысла нет, так как ничего интересного больше не происходило, кроме одного случая, когда мы обнаружили под откосом железной дороги (а путь наш пролегал постоянно возле нее), брошенную дрезину.  Попытка вытащить ее на полотно, что бы с комфортом проехать хотя бы часть пути, чуть не привела к нашей погибели, причем два раза. Первый раз, когда мы почти вытащили ее наверх, она сорвалась и окончательно улетела вниз, едва не прихватив нас с собой. А второй раз, если бы мы ее все таки поставили на рельсы, то въехали на ней бы прямо в поезд, который шел к нам на встречу, а дорога с нашей стороны реально шла под довольно крутой уклон. 
В общем, поначалу мы шли довольно резво, но тут у нас начались непредвиденные проблемы,  - ступни без носков, в кедах взопрели, натерлись, опухли, и кожа на подошвах покрылась трещинами. Ощущение было такое, как будто идешь босиком по стеклянной крошке. Но отступать было уже поздно, поэтому  вздыхая и охая, мы с Андреем продолжали наш мазохистский путь.  Еще терновые венцы на головы, и нас спокойно можно было к лику святых причислять. Хотя сомневаюсь, - дураков к лику святых не причисляют.
Постепенно мы все чаще и чаще начали делать привалы, ноги горели, да и сил оставалось не так уж много, но перспектива второй ночевки под открытым небом, вселяла в нас ужас и мы продолжали идти вперед. Время уже перевалило за полдень и вот на очередном привале мы услыхали, как навстречу нам едет какой-то грузовик (кстати, за все время нашего похода это был первый автомобиль). Кое-как поднявшись, мы стали ожидать добрых людей, которые может быть смилуются, и отвезут нас домой. Об озере мы уже больше не мечтали, так нам надоел этот поход.  И вот, весь в клубах пыли, перед нами остановился крытый тентом ГАЗ-66, в кабине которого сидело двое пограничников. Мы не успели опомниться, как из кузова выпрыгнуло еще трое  и  овчарка.
- Вы кто такие?!! Что здесь делаете?!! Документы есть?!!! – отрывисто спросил нас молодой лейтенант.
Вопрос был вполне естественный, так как на то время Сахалин был сплошная пограничная зона и посторонним, особенно на побережье, вход был заказан.
- Да мы с Поронайска, на Нулевое идем и документов у нас нет, - начали оправдываться мы. Но лейтенант видимо и сам понял, что сморозил глупость, так как мы на роль диверсантов или шпионов совершенно не подходили.
- А вы не в Поронайск едете случайно, - с надеждой в голосе спросили мы.
- Случайно нет, - ответил лейтенант и полез обратно в кабину.
- А тогда подскажите нам до Нулевого еще долго идти?
Лейтенант почему-то нахмурился, подозрительно уставился на нас и хотел уже что-то сказать, но солдат водитель опередил его:
- Да всего двадцать километров, к вечеру дойдете пацаны.
После чего заржал аки конь и дал по газам, оставив нас стоять в клубах пыли.
Мы не были растерянны, мы были потрясены. По нашим с Андреем прикидкам, мы уже давно должны были пройти все эти сорок верст, а тут нам еще двадцатку накинули.
Выход был один - идти топиться в море, но тут мы услышали бодрый гудок приближающегося поезда, который шел как раз нам по пути.
- Димон, давай на платформу залезем, и доедем иначе нам кранты здесь придут, - предложил Андрей и, не дожидаясь ответа, поковылял в направлении к железной дороге.
Я, собрав все силы и вскрикивая от боли, поплелся вслед за ним. Когда состав поравнялся с нами, Андрей попытался залезть на платформу, но поезд начал замедлять ход и еще нас увидел машинист и стал, что-то орать, по видимому, очень нелицеприятное, так как он для усугубления своих слов, еще махал нам кулаком.
Это была последняя соломинка, падающая на спину верблюда, но тут состав прошел и мы увидели, что на другой стороне железнодорожного полотна, раскинулось долгожданное озеро и по его глади плывет лодка, в которой сидят наши товарищи.
Соломинку моментально унесло ветром, и мы заорали так, что перекрыли и шум прибоя, и крики чаек и даже гудок поезда.
Дошли, добрались, наконец!!! Крутилась в голове одна мысль. Парни, увидев нас, выпучили глаза и начали неуклюже брести к берегу.
А потом когда нас на лодке доставили к рыбацкому домику, накормили и напоили, мы, наконец, поведали нашим благодарным слушателям о своих приключениях, не забыв естественно про медведя.
Про то, как мы снимали кеды, рассказывать не буду, скажу одно – пришлось их разрезать,  иначе снять их просто не получалось. Хорошо еще, что у нас в рюкзаках лежали запасная обувь.
И все три дня отдыха на природе, а для нас с Андреем это был настоящий отдых после такого путешествия, мы передвигались (слово ходили, в этом случае однозначно не подходит),  в старых хозяйских домашних тапочках.
Домой мы, слава богу, уже ехали с комфортом на поезде, и по приезду у нас во дворе только и было разговоров,  про наше  путешествие. А когда кто ни будь, рассказывал, что он ходил в поход, на машине, или на любом другом транспортном средстве, то таких мы с Андреем презрительно называли – туристами, а себя гордо именовали – ПОХОДНИКАМИ!!! 

Конец 1 главы


Рецензии