Томас Мантон. Слово Божие в наших сердцах

СЛОВО БОЖИЕ В НАШИХ СЕРДЦАХ
Томас Мантон
С сокращениями, внесенными Артуром Пинком
http://www.eternallifeministries.org/tm_word.htm

«Слово Твое сокрыл я в сердце моем, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс.119.11). Обязанность детей Божиих – сокрыть Слово Его в их сердцах, и не оставить его втуне, но их знание Бога и радость в Нем должны быть преобразованы в практику.
Первый долг и необходимая практика детей Божьих есть сокрыть Слово в их сердцах. Посмотри, как это подтверждается Писанием: «Да не отходит книга закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь» (Иис.Нав.1.8). «Прими закон в уста свои, и положи слова его в сердце свое» (Иов 22.22). Выбери из всех вещей то, что не может быть потеряно, и положи слова Его как сокровище, которое будет использоваться во всех случаях жизни. Пусть то, что в сердце, войдет не только в разум или память, но пусть привязанности будут поглощены этим: «Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол.3.16). Будем же так прилежны в изучении Писания, чтобы оно как можно чаще побуждало нас к слушанию, чтению, размышлению и выводам по его поводу. Пусть мы не будем стоять у двери, как чужие, но войдем во внутренние комнаты как близкие, живущие с нами. Бог созерцает Свой народ: «Я написал ему великие дела закона Моего, но они сочтены им как бы чужими» (Ос.8.12). Быть чуждым Слову Божию и мало знакомым с ним есть великое зло.
Что же такое сокрыть Слово в наших сердцах? (1) Чтобы понять его, чтобы получить о нем должное знание, мы должны воспринять его всей душой: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей» (Притч.2.10). (2) Это происходит, когда мы принимаем его верой. Слово должно поселиться в сердце в вере, иначе оно останется втуне: «Проповеданное слово не принесло им пользы, ибо не было растворено верою слышавших» (Евр.4.2 KJV). (3) Также это происходит, когда мы принимаем его в любви. Христос жаловался: «Вы ищите убить Меня, ибо слово Мое не вмещается в вас» (Иоан.8.37). Люди так одержимы похотью и предрассудками, что среди них нет места для Слова Христа. Хотя бы к их сердцам обращались с доказательствам и властью, но это не радует их, но побуждает изгонять Его как нежеланного гостя. (4). Это происходит, когда Слово глубоко укореняется в нас. Многие люди воспринимают его на время; они могут подняться из поражений и обрести большие высоты радости, но в них нет глубины благодати: «вы радовались свету на время» (Иоан.5.35). Слово должно взращиваться в постоянной привязанности, если мы хотим иметь в нем постоянное утешение и извлекать из него пользу. Мы читаем о «насаждаемом слове» (Иак.1.21); если у нас нет корня, то мы едва ли принесем плоды.
Причин, по которому великим долгом и практикой святых является сокрыть Слово в сердцах своих, две. Во-первых, оно должно быть готово для нашего использования. Мы должны встать на принципы, которые мы сможем использовать во всей жизни. Когда Слово сокрыто в сердце, оно войдет в язык и в дела, и будет направлять нас во всех наших обязанностях и нуждах. Если люди бегут на рынок за каждой мелочью, их нельзя назвать хорошими хозяевами. Чтобы иметь утешение тогда, когда оно нам понадобится, мы должны сделать так, чтобы не просто хвататься за книгу, а сокрыть ее в сердце. «Хороший книжник, наученный Царству Небесному, выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мтф.13.52).Это значит, что он имеет урожай не только этого года, но и прошлого; не только то, что можно сейчас положить в рот, но хороший запас. Так должно быть с христианином, и это является очень большим преимуществом. 
Во-первых, это предотвратит тщетные мысли. Почему зло так активно и всегда присутствует с нами? Потому что наш запас духовного познания очень мал. Любой, у кого в кармане есть пенсы и шиллинги, скорее готов будет вынуть пенсы. Тщетные мысли скорее будут готовы уйти от нас, если Слово будет богато присутствовать в наших сердцах. «Добрый человек из сокровища  сердца своего выносит доброе» (Мтф.12.35). Труд нашего духа – это и сокровище, и инвентарь. Ум работает над тем, что он находит в себе, как мельница перемалывает то, что в нее положат, будь то полову или кукурузу. Поэтому, если мы не хотим постоянно допускать в себя дурные и тщетные мысли, мы должны сокрыть Слово в наших сердцах.
Во-вторых, если вы один и не имеете поддержки извне, ваше сердце будет нуждаться в совете, утешении или обличении: «Ум мой учит меня в ночи» (Пс.16.7). Если мы одни, и завеса тьмы ложится на нас, и мы не получаем помощи от Библии, служителей или друзей-христиан, то наша память будет наставлять нас, и только из нашего сердца мы сможем почерпнуть то, что освежит нас. Христианин должен ходить с Библией так, чтобы обрести хороший запас и сокровище в себе.
В-третьих, это направит вас в молитве. Бесплодие и сухость души – это очень большой недостаток, на который часто жалуются дети Божьи. Самая большая причина здесь в том, что Слово Божие не задерживается обильно в них. Если сердце часто привязывается к Слову, оно будет концентрироваться на молитве, его привязанность к ней возрастет и мы получим больше возможностей изливать свое сердце пред Богом. «Готово сердце мое к доброму делу» (Пс.45.1 KJV). Что из этого следует? Если мои слова просятся на бумагу, я готов писать. Если сердце переполнено, язык начинает говорить свободно. В чем причина того, что мы так немы и косноязычны в молитве? В том, что наше сердце настолько бесплодно. Если весна сухая, то в ручьях будет мало воды. «Возьмите меч духовный, который есть слово Божие», чтобы, как сказано далее, «молиться со всеми молящимися» (Еф.6.17-18). Если у нас есть хороший запас Слова, оно будет вырываться из нас в молитве.
В-четвертых, оно будет большим подспорьем для нас во всех наших делах. Притч.6.21-22 говорит о заповедях Бога: «Привяжи их к сердцу своему, куда ни пойдешь, и они будут руководить тобой, когда ты спишь, и поддерживать тебя, когда проснешься». Почти всегда Слово подскажет нам нужную мысль вовремя. Когда мы проснулись, наши первые мысли утром должны начинаться с Бога, чтобы был достойно проведен с Ним весь день, и что бы мы ни делали, Слово вселит в нас страх Божий; и даже когда мы спим, оно будет охранять нас от пустых снов и фантазий. Зло греха поглощает все мысли человека; оно использует его весь день, играя его воображением и ночью, оно привлекает его с самого утра, если он чужд Слову Божию. Но человек, в котором есть Слово, никогда не отойдет от того, что будет призывать его исполнять его обязанности, удерживать его от греха, направлять его на всех его путях.
В-пятых, Слово дает большое облегчение от искушений. Слово называется мечом Духа. Нет в духовной войне ничего полезнее. Никто не предпримет опасное путешествие без оружия. Мы всегда находимся в опасности, и потому нуждаемся в защите мечом Духа. Чем больше Писание пребывает в нас, тем больше наше преимущество в войне с искушениями. Когда дьявол попытался напасть на Христа, Господь помнил Писание, и потому Он одолел искусителя. Так закрывается дверь сатане, и он не сможет найти легкого входа, если Слово сокрыто в наших сердцах и используется уместным образом. «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны». В чем заключается их сила? «И слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Иоан.2.14). О, это большое преимущество, если Слово не только пребывает в нас, но привито в сердце! Когда оно с нами, мы более способны противостоять атакам сатаны. Человек забывает Слово и теряет привязанность к нему, прежде чем он обратится ко греху и станет податлив на него. 
В-шестых, это большое облегчение в скорбях. Наши падения приходят от невежества и забывчивости.  Наш шок в беде и скорбях приходит от невежества или забывчивости: «Вы забыли утешение, которое обращается к вам, как к детям: сын мой, не пренебрегай наказания Господня, и не упрекай Его» (Евр.12.5 KJV). Если бы мы расли, как трава в саду, то неужели мы не знаем, что это не было бы для нас лучше? Для Слова главное – не скорбь или болезнь, а то, чему она служит. Иметь такое утешение – это большое облегчение.
В-седьмых, это делает наше общение с другими более любезным. «От избытка сердца говорят уста» (Мтф.12.34). Если у нас есть великое сокровище в душе, оно будет проситься на язык, ибо между сердцем и языком есть близкое общение. Из крана течет только то, чем заполнен сосуд. Если ложь внедряется в ваш ум, то, общаясь с людьми, вы не произнесете и получите ничего, кроме напрасных слов. Но человек, который хранит Слово в своем сердце, всегда открыт для Бога. Он подобен сосуду с драгоценным вином, открытому только для хозяина, и из его уст не вытекают дурные слова.
Прежде чем я перейду к дальнейшему, позвольте мне предвосхитить возражения. Разве мы не получаем Слово от Духа, передавшего его нам? И если Слово записано не только в книге Божией, но и в наших сердцах, то не приписываем ли мы себе то, что дает лишь благодать? Я отвечу:
(1) Без сомнения, только служение Духа может принести Слово в нашу память, и Он оказывает нам большую помощь, предлагая такие места, которые могут дать наиболее своевременное облегчение душе в искушениях, молитве и делах (Иоан.14.16). Но то, что усваивается Писанию и благодати, не может окрадывать Духа, ибо Писание вдохновлено Им, и благодать Его действует в нем, так что мы во всем воздаем честь Святому Духу, Который не только работает благодатью, но совершает все целиком по благодати. Он не только вдохновляет Писание, но и работает через него; Он животворит нашу молитву, и потому мы не доверяем своему пониманию и памяти, но Духу, Который есть великий дар нам, ибо Он приводит на ум своевременные мысли.
(2) Я допускаю, более того, что дети Божьи могут во многом забыть истину, которая произвела некогда такое впечатление на их сердца, в нынешней тьме и тумане, среди которых приходят искушения. Псалмопевец жил в истине достаточно, чтобы она поддерживала его, но он сказал: "Пока я не вошел в святилище Бога, я был глупым и невежественным, я был как зверь пред Тобою" (73.17, 22). Даже в детях Божьих есть так много глупости, что они не могут вспомнить важные вещи, как Агарь не видела источник прямо перед собой, пока Бог не открыл глаза ее (Быт.21). Искушение всегда приходит во тьме, когда свет понимания сокрыт от нас. Отчасти наше разумение недостаточно, и мы не получаем утешения Словом, из-за того, что, даже слушая его, мы настолько не мудры, что не собираем запаса на плохой год, и отчасти благодаря лени и халатности, когда мы заняты другими вещами. Вполне возможно, что иногда мы можем руководствоваться Духом и действовать под Его непосредственным водительством без какого-либо посредничества и согласия нашего собственного понимания, как описано в Иоан.12.13,16: «Они брали пальмовые ветви и выходили навстречу Ему, и кричали: Осанна, благословен Царь Израилев, идущий во имя Господне». Его ученики сначала не поняли этого, но потом, когда Иисус прославился, они вспомнили, что было написано о Нем, и усвоили Ему эти вещи. Они руководствовались Духом, делая то, о чем не знали прежде.
(3) Святой Дух использует освященную память, в результате чего Писание пребывает в нашей памяти настолько, насколько нам нужно. Он производит Свою работу, используя наши воспоминания; Он дал «вспомнить, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» (Иоан.2.17). Те, кто пренебрегают поиском Слова и не скрывают его в своем сердце, не получают такого своевременного покоя, в котором Бог работает в нас силой Своей благодати; там, где есть большая восприимчивость, есть и большое влияние, и те, кто не знают этого, не могут рассчитывать на такую помощь, как те, в ком Слово обитает обильно.
Итак, вторая причина того, что мы должны сокрыть Слово в наших сердцах, заключается в том, что Бог продолжает таким образом дело нашего обращения: «Вложу законы Мои в мысли их, и запишу их на сердцах их» (Евр.8.10). Ум здесь важнее, чем каменные скрижали, и сердце крепче ковчега, и поэтому от нас требуется записать Слово «на скрижалях сердца» (Притч.7.3). Как мы сделаем это, и как это может быть нашим долгом, если Бог Сам совершает это в нашем возрождении? Я отвечу:
(1) Бог требует того, что совершает Он Сам, чтобы показать нам наш долг как твари, а также силу Его милости. Бог совершает возрождение, как бы говоря: вы обрезайте свои сердца, и Я обрежу их; умерщвляйте ваши члены, и Я сделаю это, ибо вы умертвите их Духом. Он дает и требует, чтобы добиться от нас преданных усилий и исполнения наших разумных обязательств. (2) Отсюда следует, что эта работа должна совершаться снова и снова, чтобы становиться все более явной. Мы возрождаемся, и кладем закон в наши сердца, чтобы заменить им ветхие дела.
Использование 1. Все это должно убедить вас изучать Писание, чтобы обрести его понимание и сокрыть Слово в наших сердцах для целей Его благодати. Это Книга книг: да не лежит она без дела. Мир не может быть без солнца, но, как гласит Псалом 19, солнце – это закон Божий, который для христианина есть то же самое, что солнце для мира. Посмотрим же на использование Слова для назидания нашего разума и преображения воли. Слово Божие способно «сделать Божия человека совершенным, приспособленным ко всякому доброму делу» (2 Тим.3.17). «Как юноше содержать в чистоте путь свой? Хранением себя по слову Твоему» (Пс.118.9). Молодые люди беспечны и упрямы, и испытывают самый разгар похоти, но Слова достаточно, чтобы очистить их, управить и подчинить Богу. Поэтому давайте сокроем его в наших сердцах. Для этого:
- Будем чаще размышлять над ним. «Мария хранила все слова сии» (Лк.2.19). Как она хранила их? Слагая в сердце своем. Размышление – это ровный огонь глубоких и постоянных мыслей. Курица, сидящая на яйцах, не кладет их вновь, но ее терпение позволяет жизни развиться. Поэтому, если у нас есть лишь отдельные мысли, мы не погрузимся в истину, ибо они будут лишь мигать, как солнечный зайчик на стене, и ничего не совершат; но серьезное размышление, по милости Господа, произведет свою работу. Обращайтесь к своему сердцу снова и снова. Спрашивайте: где правда? Что будет со мной, если я не обращу внимания на Слово Божие, и оно не найдет отклика в моем сердце?
- Храните любовь к нему. Апостол объясняет отступничество тем, что нечестивые «не приняли любви истины» (2 Фес.2.10). О, дайте Слову впитаться в ваши привязанности! Если оно будет только в вашем уме или на языке, и останется в разговорах и спекуляциях, оно вскоре уйдет. Семя, что лежит на поверхности, расклюют птицы. Поэтому глубоко заройте его, чтобы оно могло работать дальше и дальше. Сперва человек получает голое восприятие истины, которая попадает в его ум, но дальше она должна обосноваться в его сердце. Если она станет дороже нам, чем наши самые дорогие похоти, то она будет удерживать нас. Если же вы разделите ум и сердце, вы не удержите ни того, ни другого.
Использование 2. Пусть Слово само направляет вас в чтении. Это сильное противоядие против греха и растления мира: «Закон Твой в сердце моем, да не поскользнусь» (Пс.37.11 KJV). Пока правда остается живой и действенной в нашей совести, мы не будем падать, по крайней мере часто. Много соблазнов отвлекают нас от послушания, но мы находимся в безопасности, когда закон Божий в нашем сердце. Посмотрите, как это было с сердцем Иосифа: «Как я могу сделать великое зло и согрешить перед Богом?» Перед Богом, то есть против Его суверенного величия, против такой бесконечной благости и могущественной силы, которая властна и спасти, и погубить! Каждый раз, когда вы читаете Писание, вы что-то сеете. Лучший способ уничтожить сорняки – это прополоть их и посеять доброе семя.   
- Храните обетование, ибо это то, что вы сокрыли в сердце своем в утешение от тягостей и скорбей. На суде вы найдете одно обетование более достойным утешением и поддержкой, чем все аргументы, которые могут быть произведены разумом. «Одно утешение в бедствии моем: слово Твое оживляет меня» (Пс.118.50). У Него есть Слово, чтобы поддержать нас; значит, будем хранить обетование. В особенности это важно для борьбы с грехами, к которым мы наиболее склонны: «Кто из вас склонит ухо и послушает?» (Ис.42.23). «Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия» (Ам.6.3); вы должны думать о том, что придет позже.
- Уделяйте внимание слушанию. Не просто слушайте слегка, но сокройте Слово в своем сердце, чтобы оно не стало жертвой вашей небрежности, забывчивости, отвлечений на плотское, чтобы оно не было украдено сатаной, который все равно не сможет вырвать до конца доброе семя из Вашей души. Когда проповедуется Слово, рядом нечто большее, чем то, что видимо, ибо здесь присутствуют ангелы и демоны. Всякий раз, когда сыны Божьи собираются вместе, приходит и сатана. Дьявол приходит, чтобы отвлечь ваше внимание блужданием мыслей, предубеждениями, изгоняющими Слово отговорками, увертками, перекладыванием на других, когда мы начинаем видеть свой грех и опасность положения. Дьявол не желает, чтобы наше познание зашло настолькр далеко, чтобы мы приняли Христа и Его Царство. Поэтому приложите труд, чтобы получить сердцем что-то от каждой проповеди; каждое размышление даст вам новую возможность потрудиться духовно. Добросовестно ожидая от Бога, мы всегда что-то найдем. Печально думать, что мы много слышали и приняли умом и мало что, или вообще ничего, не положили в свои сердца.
- Размышляйте над Словом. Не изучайте его бегло, только попробовав или испытав некоторую мимолетную привязанность, но серьезно задумывайтесь над ним, чтобы оно могло войти в ваше сердце. Поспешные и поверхностные мысли не принесут вам пользы. Мясо должно быть хорошо разжевано и переварено, чтобы превратиться в нашу плоть и кровь. Вы должны следовать Слову настолько, чтобы оно вошло в ваши привязанности. Именно это практиковал Давид: «Слово Твое сокрыл я в сердце моем», добавляя цель этого: «чтобы мне не грешить пред Тобою».
Сокрытие Слова в наших сердцах должно иметь правильную цель: наше познание его и размышления о нем должны быть направлены на практику.
Во-первых, мы не должны изучать Слово просто из любопытства, чтобы знать, что там сказано, как люди суют нос в светские искусства. Так афиняне стекались к Павлу (Деян.17.18-21); так ради новизны люди могут любить Слово, ибо «вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Иоан.5.35). Мы, подобно прелюбодеям, любим Слово, когда оно является новым и свежим для нас, но возрастая в познании, мы начинаем ненавидеть его.  Наша привязанность к Слову не должна быть тщетной и скоропреходящей.
Во-вторых, мы не должны скрывать Слово в сердцах так, чтобы быть способными лишь учить других, превращая это в торговлю. Увы, человек может учить других и сам быть отверженным! Если в чеканке денег кусок железа может быть замаскирован под серебро, так Бог может использовать дары некоторых людей, чтобы породить веру в других, но сами они погибнут. Тем, кто пророчествовали во имя  Христа, Он скажет: «отойдите от Меня, Я никогда не знал вас» (Мтф.7.22-23).
В-третьих, все это не должно быть для нас просто наслаждением. Широта знаний может удовлетворять нас, так как она дополняет наши дары. Но истина как предмет нашего понимания вполне доступна и неосвященному уму. Мы можем добиться высоты понимания просто ради того, чтобы получить уважение в мире или личную репутацию. Но удовольствие от истины – это еще не радость в Боге! Существует естественная радость от созерцания возвышенных истин; это просто удовольствие от работы наших собственных способностей, и такая привязанность ограничивается простым знанием высоких и таинственных истин и наслаждением от их понимания.
В-четвертых, мы не просто изучаем Слово для наслаждения и умиротворения совести. Поскольку человек разумное существо, он находит восторг в знаниях, а так как у него есть совесть, которая возвещает о смерти и о будущем суде, он может наслаждаться утешением для нее. Многие ищут обетования, но не любят заповедей. Будучи каменистой почвой, они могут испытывать радость и наслаждение отутешительной части религии, но как бы ни была велика эта радость, она не предвещает обильного урожая. Только тогда мы можем воспринять Слово правильно, когда мы обращаемся к его святой части и умерщвляем наши естественные желания и привязанности. Многие воспринимают утешительную часть слова Христа, но не хотят принять на себя обязанности Евангелия.  Многие воспринимают Слово так, что делают его своим плотским спутником; они готовы развлекаться им за своими столами и слушать приятные речи в своем веселье, но чтобы принять свои обязанности и начать исполнять их к улучшению своего состояния – этого они делать не будут. Поэтому недостаточно изучать в Слове лишь ту утешительную его часть, что может лелеять наше я, но мы должны изучать его как святыню и как то, что требуется от нас как долг. Давайте же приложим труд, чтобы сокрыть Слово в наших сердцах, как Давид, и не согрешить против Бога.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии