Лялин чулан
«Глаза боятся, а руки делают», - говорится в пословице. Так и у Ляли получается: ей надо переезжать на новую квартиру, где места меньше, чем на старой, а главное, переезд не ближний, каждый килограмм на учете, а тут книги, посуда, одежда, белье, мебель и домашний архив не маленький, почти за всю жизнь, и не только свою жизнь, но и родительскую, и умершего брата, и покинутого мужа, и детский архив дочери, - тоже, то ли ей высылать , то ли себе еще оставлять?..
Ляля смотрит на свой старинный, конца 19 века, рояль фирмы Леппенберг: он, вообще-то кабинетный, «маленький», но, понятно, что здесь «маленький» - понятие относительное, с пятого этажа хрущобы этого малыша спустить не просто. Сюда его доставляли по частям: ножки отдельно, крышку отдельно, педали отдельно, корпус отдельно и сам струнно-клавишный механизм тоже отдельно. Так и сейчас квалифицированные грузчики покупателя должны поступить. Потом рояль настроят, и зазвучит инструмент своими бархатными тонами где-то - уже для других. Нет отчима, бацавшего на нем без всякой музыкальной грамоты все возможные песни, живет в другой стране дочка с детьми, и у Ляли в новом доме места не нашлось для этого роскошного инструмента. А кто только и как только не играли на нем! Дочка со товарищи целые сражения с концертами устраивали по – и над роялем. Кошки тоже обязательно опробывали клавиатуру, музыкально проходя по ней, лаская свои члены и оставляя следы лап на блестящей крышке рояля. Кавалеры Лялины, после отъезда мужа, - кто показывал на рояле свою музыкальную образованность, а кто – свою раскованность, привлекая рояль в качестве дополнительного инструмента в сексуальных игрищах, что, надо сказать не прибавляло Ляле приятных эмоций. Но кавалеры – молодцы, старались, как могли, и рояль не подкачал, он не расстроился сильно, рама не треснула, струны не лопнули, желтоватые клавиши слоновой кости не запали - его удалось продать, хотя и не за дорого. Что он будет теперь делать у новых хозяев, - служить ли мебелью, для создания определенного имиджа, или подставкой для вазы, или для меланхолического музицирования в кругу друзей и в одиночку, или для проигрывания бесконечных музыкальных упражнений? Ляле жаль расставаться с этим старым другом, товарищем и учителем, но она не может взять его в новую жизнь на новой квартире, но и не забудет, оставит в чулане своей памяти.
Туда же придется отправить и пишущую машинку, а ведь тоже была хорошим товарищем в Лялиной и дочкиной работе и учебе. Архивы, созданные не без участия этой машинки, - письма, лекции, стихи, рабочие записи их с дочкой изысканий в разных областях культуры и литературы, Ляля определит в реальный чулан на новой квартире в надежде когда-нибудь их перебрать. И огромное количество фоток тоже туда же, она их когда-нибудь отсканирует. Ляля мечтает создать с помощью компа свой виртуальный музей, Музей истории ее семьи. Там будет много фоток, стихи, музыка, видео… Мечта, одним словом!
Далеко за дополнительными материалами Ляле не нужно будет ходить, - интернет для чего? Она поместит в начало экспозиции фотопейзажи с Тибета, откуда, как уверилась Ляля из разных достоверных источников, в том числе, материалов экспедиций финского музея Ваприка в Тампере, спустились в свое время наши предки. Этот ряд Ляля собирается подкрепить пением тибетских монахов, цитатами из художественной и научной литературы. Предполагаемый путь следования предков на северо-запад, - по горам, пустыням, лесам, – надо будет также проиллюстрировать сопутствующими видами и жанровыми историческими картинками и фотоснимками Азии, Сибири, Урала, средней полосы России, опять же дополнив всякого рода литературными цитатами, изображениями артефактов разных музеев и, например, горловым пением сибирских аборигенов… Но самым главным в виртуальном музее будут экспозиции из «артефактов» Лялиного чулана и особенно фотографии. На фоне характерных фоток с севернорусскими пейзажами, репродукций Левитана Ляля повесит в музее главные фото ее семьи – двух своих дедов и двух бабок, из которых половина русских, половина финнов…
Или нет! Сначала по экрану пойдут иудейские письмена кумранских рукописей, детские записи дочери со словами о рассеянии двенадцати племен израилевых, потомки одиннадцати из которых определены, а двенадцатое числят за многими народами, в том числе финским… И в связи с этим вспоминается Ляле ее семейная история, которую можно назвать символической:
Дочка заканчивала школу. Училась прекрасно, только с классной руководительницей отношения не сложились: та была настроена против них с дочкой Лялиной свекровью, шапочно знакомой с классной. Традиционная обоюдная неприязнь невестки и свекрови стала поводом для очернения Ляли в глазах дочкиной руководительницы. А та всеми фибрами своей училкиной души воспылала нелюбовью к ее дочери, лучшей ученице школы. Каждое родительское собрание она начинала с сообщения либо о том, что Катя на каком-то уроке болтала, либо о том, что та не любит физкультуру, что у нее плохой почерк… По ходу собрания выяснялось, что у других учеников класса тоже были проступки, незначительные: ну, там, такие-то девочки побили другую девочку ногами, ну, кто-то прогуливает уроки, кто-то плохо учится… Но Катя… за один почерк ее надо перевести в интернат для умственно-отсталых! И вот, в условиях такого, мягко говоря, предвзятого отношения к Лялиной дочке, та еще пошла, под влиянием своей бабушки, местной финки, в недавно открывшуюся евангелическо-лютеранскую церковь и записалась там в хор! И это в 86 году, и это – при таком враждебном отношении к себе классной! Ляля, конечно, не была бы против этого занятия дочки, хотя у той и так было чем заняться: учеба на фортепьяно в музыкальной школе, английский, подготовка к экзаменам в школе, подготовка в университет. Но как только Ляля представляла реакцию их любимой классной на известие об этом Катином увлечении, ей сразу мерещились огненные буквы в школьной характеристике, которую та напишет: типа, идеологически незрелая, недостойная оставаться в рядах комсомола… Да, можно было ожидать не самого хорошего исхода из такой ситуации. И Ляля не выдержала такого морального испытания и уговорила дочку не ходить больше к лютеранам.
Когда все устроилось, и дочка поступила в университет, без экзаменов как медалистка, Ляля почувствовала себя просто счастливой. Через некоторое время выяснилось, что дочка посещает синагогу, а потом и вовсе приняла иудаизм! Выросшая в советской русско-финской семье, без религиозных и национальных предрассудков, Ляля не особенно возражала против этого нового дочкиного увлечения, но оно скоро переросло в настоящий переворот во всем, начиная с образа жизни в их семье: кашерно – не кашерно на кухне, соблюдения субботы, до места проживания, - после окончания вуза дочка поселилась в Израиле и там быстро родила замечательного сыночка!
Ляля полетела к дочке, и полетели все ее планы, все начинания, работа, дача, квартира, осиротели бабки с дедками, друзья, муж в конце концов, какой-никакой! Он уже и без того душевно был не здоров, а с началом Лялиных отъездов-приездов его состояние стало ухудшаться, застыло в сносной ремиссии, и он окончательно переехал к своим родичам, - сестре с матерью. С ним еще можно было поболтать ни о чем, выпить, потом он «догонялся» какими-то лечебными транквилизаторами и заваливался спать в своей берлоге. Хорошо хоть есть у него родные, которые о нем заботятся, а то был бы у Ляли еще один камень на душе.
Она не смогла встать на пути устремления дочки в землю обетованную, да еще в такое время, пик материальных лишений в России, когда все стало под угрозу разрушения: 91-й год не сулил ничего хорошего будущему России. А в Израиле дочь обрела семью, детей, кров, работу, тоже своими большими трудами,но и ценой многих Лялиных потерь. Ляля теперь и соображает: не на круги ли своя вернулась ее дочка, быть может, потомок того, двенадцатого колена израилева? Когда-то Ляля смалодушничала, не пустила дочь к Господу в лютеранскую церковь, и он наказал Лялю за это многими ее лишениями, а дочь отвел к себе поближе, в иудейскую землю! И Лялю все же послал в лютеранскую землю.
Теперь она повесит в семейном музее на первом плане репродукцию картины из дочкиных архивов об обретении Скрижалей Господних и станет дальше соображать, в каком виде скомпилировать и подать в экспозицию музея остальные богатства своего чулана, - плоды литературоведческих трудов дочери, репродукции, открытки, альбомы с марками мужа, письма и стихи всех дорогих ей людей и много еще чего надо бы встроить в эту свою сокровищницу. При таких трудах по классификации выплывет, конечно, еще не одна история, имеющая весьма символический смысл…
Свидетельство о публикации №212053001290
Александр Киселев 6 23.11.2015 11:57 Заявить о нарушении
Лидия Орлова 23.11.2015 16:27 Заявить о нарушении