Об отношении евреев к вагнеру

  ОБ ОТНОШЕНИИ ЕВРЕЕВ К ВАГНЕРУ

Проблема отношения к личности и творчеству талантливых авторов, будь то писатели, музыканты, поэты, учёные и т. д., которые не скрывали своих антисемитских взглядов, продолжает волновать и задевать чувства многих наших соплеменников. Некоторые из них никак не могут критически осмыслить идеологию, навязанную советской пропагандой, которая восхваляла творчество классиков русской литературы, часто скрывая или игнорируя, мягко говоря, антисемитские взгляды её известных авторов. Под влиянием такой пропаганды возникло целое поколение литературоведов, музыковедов и прочих "ведов" еврейского происхождения, для которых относительная ценность творчества этих авторов представлялась абсолютной, при этом собственное национальное достоинство представителей малого народа считалось ущербным и игнорировалось. Многие пропагандисты творчества классиков мировой культуры пытались и пытаются сегодня совместить несовместимое - объяснить свои пристрастия к творчеству талантливых антисемитов, даже понимая античеловеческую сущность их творческой деятельности. Другими словами, советская власть навязывала евреям свои понятия ценности творчества русских классиков, большинство из которых ненавидело и презирало еврейский народ. Среди пропагандистов творчества подобных классиков евреи, как правило, занимали одно из самых заметных мест.
Антисемитов, признанных национальными классиками в мировой культуре, всегда существовало достаточно много. Назовём для примера имена В. Шекспира, Н. Гоголя, Ф. Достоевского и других. Однако даже на общем отрицательном фоне творчество и личность немецкого композитора и публициста Р. Вагнера выделяется особой оголтелостью и "выдающимися заслугами" в обосновании подготовки и уничтожения еврейского народа. Вагнер первым выдвинул идею «окончательного решения» еврейского вопроса. Он требовал "насильственного устранения» евреев из жизни Германии и Европы", призывал к истреблению евреев, как устно, так и в своих статьях. Фактически, Вагнер был официально провозглашен пророком и национальным героем Третьего рейха, и Гитлер считал его своим духовным учителем, называл творчество композитора «высочайшим выражением немецкой души». Музыка Вагнера, выражавшая сущность варварской идеологии нацистов, звучала на съездах национал-социалистической партии, а также нередко сопровождала узников концентрационных лагерей в газовые камеры. Без всяких передержек можно утверждать, что Вагнер имел прямое отношение к идее уничтожения еврейского народа, являлся предтечей нацистов.
В настоящей статье речь вновь пойдёт об отношении евреев к личности и творчеству нерядового антисемита в связи с очередной попыткой музыковеда М. Прицкер, живущую сегодня в Нью-Йорке, оправдать свою чрезмерную привязанность к произведениям композитора Вагнера (М. Прицкер. Вагнер: любить иль ненавидеть", газета "Репортёр", № 288, 13 апреля 2012). "Думаю, что проблему своих отношений с Вагнером каждый должен решать сам, основываясь на собственном опыте и восприятии", - написала г-жа Прицкер. Старославянская соединительная частица "иль" вместо "или", да и имя известного в эмиграции музыковеда и неустанного пропагандиста достижений музыкальных деятелей разного толка заставили обратить внимание на эту статью. Чтобы сочинить приведённую цитату из статьи Прицкер, и думать-то особенно не следовало, ибо отношение к любым проявлениям окружающего мира каждый человек обречён формулировать самостоятельно, либо повторять как попугай чужие мнения. Однако суть этих отношений изначально зависит не столько от собственной впечатлительности или опыта, сколько от воспитания, образования, интеллекта и, самое главное, от понимания ценности моральных принципов. Человеконенавистническая литература и музыка, отрицающие понятие гуманизма в отношениях между людьми и целыми народами, не могут считаться классическими. Тем не менее, некоторые бывшие советские евреи не желают отказаться от догм, которыми их напичкали в школе. Они боятся оказаться вне мировой культуры.
Статья Прицкер написана в манере вопросов и ответов в вопросительной форме. Даже на вопрос, сформулированный в заголовке статьи, - "Вагнер: любить иль ненавидеть?" - музыковед умудрилась ответить в такой замысловатой форме, что не каждый читатель поймёт его смысл и однозначность: "Не откажу Вагнеру в чести". Прицкер решила оказать Вагнеру честь своей приверженностью к его произведениям. Сама постановка такого вопроса в отношении Вагнера неверна, ибо речь-то не идёт об эмоциональном восприятии - любви или ненависти - его творчества, а о реальной оценке произведений и взглядов Вагнера с точки зрения национальных интересов еврейского народа.   
Дилемму отношений евреев к личности и творчеству Вагнера автор статьи изложила в виде примера восприятия композитора двумя её знакомыми. Мужчина, "некий гражданин", считает Вагнера "подонком, кости которого нужно отдать собакам", а его подруга увидела в музыке композитора "чувственную красоту и глубокие философские и психологические прозрения", которые затмили ей злобный антисемитизм идеолога Третьего Рейха. Чувствуется, что в последних словах скрывается оценка самой Прицкер, которая склонна к витиеватым выражениям, не содержащим ничего, кроме высокопарных слов. Скорее всего, и весь наивный диалог придуман автором статьи. Не желая давать оценку двум мнениям, г-жа Прицкер лишь заметила, что эти люди "говорят о разном". Нет, неверно, они говорят об одном и том же Вагнере, но с разных позиций. Мужчина оценивает Вагнера по результатам антисемитской деятельности, а его спутница эмоционально воспринимает услышанные мелодии: "мне понравилось". Её нет дела до судьбы своего народа. Оперы Вагнера собирают крайне эмоциональные натуры вместе с толпой разномастных антисемитов, для которых идеи уничтожения евреев не задевают чувствительные натуры.
Г-жа Прицкер приводит множество примеров необычайной популярности в мире вагнеровских опер, постановки которых в наши дни, по её мнению, наперегонки спешат устраивать музыкальные деятели ряда американских городов, а также в Мюнхене, Лондоне и России. Эка невидаль, что  музицирующие немецкие, английские и русские антисемиты восхищаются творчеством Вагнера! Так ведь такое поведение для них является естественным и привычным состоянием, потому что судьба евреев их никогда не волновала. Противоестественным следует считать поведение тех еврейских деятелей, которые присоединяются к общему хору любителей "чистой" музыки Вагнера и громче других поют аллилуйя своим ненавистникам. Попробуёте поставить на российской сцене произведение какого-либо автора, который бы призывал к уничтожению русских! Только в отношении беспринципных и убогих евреев возможны подобные музыкальные и прочие эксперименты. В духе старой советской пропаганды музыковед, не моргнув глазом, заявляет, что "человечество по сей день не может вдосталь насытится его творчеством". Во фразе Прицкер явно не достаёт нескольких слов. Перед словом "человечество" нужно добавить - "антисемитски настроенная часть", и далее по тексту. Неужели африканцы, латиноамериканцы, азиаты, мусульмане Европы, народы Севера, японцы и китайцы, как часть человечества, всё ещё умирают от неутолённой жажды к творчеству Вагнера? Слова музыковеда напоминают былые времена, когда от имени всего миролюбивого человечества, никого не спрашивая, советские пропагандисты заявляли о поддержке мерзопакостных действий своего государства.
Г-жа Прицкер не скрывает безнравственности поступков Вагнера, но делает это лишь для того, чтобы казаться объективной. Она сообщает читателям содержание письма к композитору Листу, в котором Вагнер признавался, что не может "нормально функционировать без проявления антисемитизма". Вагнер проявлял "возмутительную неблагодарность по отношению к Мейерберу и Мендельсону", к известным еврейским композиторам, которые помогали ему в начале творческого пути. По сообщению Прицкер, "Вагнер не гнушался заимствовать везде и всюду", то есть воровал чужие мысли и мелодии, и "вообще использовал всех, кого можно, будучи мегаломаньяком и оппортунистом". Как бы оправдывая Вагнера, музыковед утверждает: "А антисемитом Вагнер был далеко не первым в истории - просто кричал об этом громче и злее других", а "своё антисемитское эссе он сочинил...", чтобы "вызвать скандал и привлечь к себе внимание и, главное, деньги". Ничего положительного о таком человеке сказать невозможно, а в отношении "крика" сказано неверно. Речь не идёт о громкости звучания, а о принципиально новом идеологическом уровне антисемитизма, если такой вообще может существовать в природе. Идея Вагнера об уничтожении еврейского народа полностью была взята немецкими нацистами за основу деятельности в годы Холокоста. Эта "мелочь" не позволяет растворить личность Вагнера среди прочих злобных антисемитов. 
И вот, после перечня неблаговидных поступков композитора Прицкер риторически спрашивает: "Примирить или разводить личность и творчество?". Во-первых, речь не идёт о примирении, потому что творчество отражает особенности личности, и между этими понятиями не может существовать никакого конфликта. Вагнер восхвалял и героизировал немецкий арийский дух, ставил его превыше достижений других народов. Эта манера творчества вполне соответствовала его идеологическим взглядам. Во-вторых, никакими статьями и фразами невозможно примирить евреев с антисемитом Вагнера. Любые намерения подобного рода вредны для морального здоровья народа. В-третьих, творчество Вагнера, которое так дорого антисемитам разных мастей и некоторым беспринципным искусствоведам, имеет относительную ценность, и не для каждого человека эта ценность может быть значимой.
Отвечает Прицкер на поставленный вопрос не прямо, а витиевато, в форме вопросов. Фактически, в её ответах можно обнаружить жалкие потуги оправдания Вагнера.  Прицкер считает, что "обострённая реактивность (за что и на кого? - В. О.), нервность, сверхэмоциональность Вагнера" были "причиной его сверхраскалённой риторики в полемических текстах". Если Вагнер был психически неадекватен, как и некоторые другие антисемиты (Гоголь, Достоевский), то его поступки так и следует оценивать. Нервозность личности и неуравновешенность характера не обязательно должны привести к вспышке национальной ненависти. Для проявления ненависти нужны иные качества личности - злобность, завистливость, агрессивность, отсутствие моральных принципов и чувства самокритики, необъективность,  и так далее. Музыковед объясняет дикие взгляды Вагнера вспышкой национализма в Германии и личным стремлением к популярности и выгоде. Кроме аморальности Вагнера это утверждение ни о чём не свидетельствует. Что касается слов, что "немало евреев из окружения Вагнера предпочитали закрыть глаза на его публицистику", так подобных евреев всегда было предостаточно. Под магнетизмом общественного мнения, которое прославляло и прославляет творчество Вагнера, эти евреи, не имеющие собственной позиции, и сегодня продолжают петь антисемиту хвалебные песни. Вся статья г-жи Прицкер - тому подтверждение. Приведённые ею доводы являются второстепенными, надуманными, признанными завуалировать главную опасность, которую продолжает нести нашему народу зловещая личность под именем Вагнер.         
В конце статьи Прицкер с ужасом в голосе спрашивает читателей: неужели придётся "вычёркивать Вагнера из истории искусства?! Тратить энергию на ненависть к тому, кто её всё равно не почувствует?!" С той ненавистью, которую навечно посеял Вагнер к евреям, ничто сравниться не может. Умерший Вагнер не может почувствовать ни ненависти, ни восхвалений Прицкер. Речь идёт о живущих людях, которые не должны терять чувства собственного достоинства и не заниматься восхвалением творчества человека, который призывал к уничтожению евреев. Среди евреев ещё встречаются люди, которые называют классика русской литературы Ф. Достоевского, отъявленного антисемита, великими гуманистом. А этот "гуманист", между прочим, без стеснения утверждал: «Дух (еврея)… дышит безжалостью ко всему, что ни есть еврей». «Еврей, где ни поселялся, там ещё пуще угнетал и развращал народ…, ещё отвратительнее распространялась безысходная, бесчеловечная бедность, а с нею и отчаяние». Вопрос в отношении исторической ценности творчества Вагнера напомнил аналогичное недоумение писателя С. Резника в отношении творчества и личности Достоевского: "Так, что нам следует отдать Достоевского красно-коричневым?" Навряд ли русские и иные антисемиты взяли на своё вооружение отвратительные высказывания композитора Вагнера и писателя Достоевского, спрашивая согласия евреев. Достоевский ненавидел многие народы, в том числе весьма уничижительно отзывался о поляках. В Польше Достоевского не издают и не читают. И правильно делают.
Вместо самостоятельного анализа реального творчества Вагнера Прицкер преподнесла читателям очередную порцию патоки, которая не может ни оправдать антисемитизм композитора, ни подтвердить ценность его музыкальных достижений для всего человечества. Завершая статью, Прицкер, опять же в виде вопросов, отмечает те компоненты творчества Вагнера, которые не позволяют её утончённой душе отказаться от чувственного наслаждения музыкой. Эти компоненты достойны того, чтобы их привести вновь. Стиль изложения весьма стандартный и повторяет обычные восторженные отклики бывших советских музыковедов, которые отличались высокопарной литературщиной, не содержащей явных признаков какого-либо смысла.
От каких же ценностей никак не может отказаться г-жа Прицкер? Прежде всего, от желания "вновь перенестись в мир вечной природы и древнего мифа, с его подводными глубинами, заоблачными вершинами, с его людьми и так похожими на них богами". "Мир вечной природы" существует только в потустороннем мире, а на Земле нет ничего вечного.   Прицкер всё ещё бредит идеей сверхчеловеков, похожих на богов, даже после эпохи культа личности и развенчания мифов о гениальности Гитлера и его подельника Сталина, которые оказались обычными убийцами и уголовниками с неполным средним образованием. Восторженный музыковед готова раствориться без остатка в "весеннем" дуэте Зигмунда и Зеглинды", переживать без конца "драму Вотана" и мечтает "вздрогнуть от ужаса при первых аккордах Траурного марша Зигфрида". Вот сколько удовольствий можно лишиться, если не слушать музыку Вагнера! Без Вагнера Прицкер никак не может "задуматься о бренности желаний и непредсказуемых последствий деяний, об опасности грубого вторжения человека в мир природы, о тщете и бесплодности борьбы за власть и деньги, о спасении любовью и обречённости любви". Когда сотни тысяч евреев шли под звуки музыки Вагнера в газовые камеры, они навряд ли могли думать подобным образом. Возможно, г-же Прицкер эти выдуманные красивости кажутся убедительными, но они никак не вяжутся с тем, к чему сам Вагнер стремился в жизни, ступая по головам своих конкурентов, - к власти, к деньгам, распространению ненависти, к подлости, воровству и так далее. А Прицкер желает Вагнера облагородить.
Нет ничего особенного, что искусствовед так впечатлительна и эмоциональна. Важно, чтобы вместе с выражением эмоций не выплеснуть подлинную сущность личности и творчества мерзопакостного Вагнера, одного из самых опасных и злобных антисемитов последнего времени. Благодаря его усилиям наш народ был весьма близок к полному исчезновению. Осталось ещё раз напомнить читателям, что музыка Вагнера пользовалась особой популярностью у нацистов и их фюрера. Из того напоминания следует, что музыкальные вкусы банды убийц совпали со вкусами музыковеда Прицкер и тех, кто сегодня всё ещё распространяет  оперы Вагнера.
Статья Прицкер напомнила мне январскую передачу А. Гранта на телестудии RTN, в Нью-Йорке, где нередко выступает сама музыковед. Передача была посвящена очередной годовщине уничтожения киевских евреев в сентябре 1941 года. В передаче участвовали Ф. Стукельман, брайтоновская общественница, и раввин Дома ритуальных услуг "Невский-Яблоков", общественный деятель М. Зарх. Не будучи детально знакомым с историей трагедии, Грант необоснованно хвалил автора книги И. Левитаса о Бабьем Яре за то, что тот перечислил поимённо 18 тысяч погибших, хотя в Бабьем Яру были расстреляны не менее 150 тысяч евреев. Стукельман, ветеран по зажиганию поминальных свечей, рассказала о митинге памяти, но забыла упомянуть о своей деятельности в поддержку строительства мечетей в городе. Рост радикальных настроений мусульман во всём мире может привести евреев к новой трагедии. Но ярче всех выступил раввин Зарх, слова которого привожу по памяти: "Исторический опыт показал, что не следует стремиться сломать палку, которой тебя бьют по голове. Это ни к чему не приведёт, потому что появится новая палка. Нужно искать в людях хорошие качества и призывать их к благородным поступкам". Эта фраза даже не заслуживает комментария.
Слова раввина об отношении к палке, которой бьют по головам, повторяют точку зрения тех, кто сегодня занимается восхвалением творчества Вагнера. Подобная рабская психология ведёт к новой катастрофе, если большинство не поймёт, что только сами евреи должны взять судьбу в свои руки и спасти себя от уничтожения. Если человек не имеет собственного достоинства, если он не считает себя личностью, достойной уважения, кто же в мире будет уважать такого человека? Никто.
   
ВЛАДИМИР ОПЕНДИК
15 АПРЕЛЯ 2012 ГОДА


 
Раввин М. Зарх из похоронного дома "Невский-Яблоков", считающий, что евреи не должны бороться против палки,  которой их бьют по головам.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.