Встреча с Махно

   Розалия Марковна была в приподнятом настроении.
Целый день провела с подругой, и им никто не мешал наговориться всласть.
И сейчас с соседками по дому она была приветлива и добродушна и сдерживала свой колючий язычок. Даже очень интеллигентная с виду Елизавета обратила внимание на то, что Розалия Марковна ни разу не употребила слова из своего богатого лексикона.
-Девочки, вы представляете, Кларе уже сто два года, а она сохранила ясную память! Она мне
рассказала историю из своего детства. Это настолько интересно, что я перескажу ее вам.
Оказывается, мы с Кларой почти земляки. Я родилась в Житомирской области, а она по соседству - в Винницкой. Местечко, где она родилась, называлось Махновка. Я бывала там когда-то, но оно уже имело громкое имя — Комсомольское.

Здесь я должен пояснить, что, как назло, у меня не оказалось
с собой диктофона, и дальше колоритный рассказ Розалии Марковны
буду передавать близко к тексту, но своими словами.
Безусловно, он многое потеряет, но мне хочется поделиться с
вами его содержанием

Кларе было лет двенадцать-тринадцать, когда в местечко ворвалась конница Батьки Махно. Все страшно перепугались и, опасаясь погромов, попрятались по домам. Можно подумать, что это могло их спасти. Видимо, Махно решил, что местечко названо в честь него, и приказал, чтобы ни один волос не упал ни с чьей головы. Махно был не дурак и знал, что местечко носило это имя задолго до того, как он появился на свет, да и настоящая фамилия его - Михненко. Тем не менее, не только погромов, но даже грабежей в местечке не было.
На второй день ворота во двор Клариного дома раскрылись и пропустили тачанку с людьми.
Двухметровый красавец с пудовыми кулачищами выпрыгнул из тачанки и стукнул в дверь дома. Дверь распахнулась с треском, верзила ввалился в комнату и сразу же заполнил собой все пространство.
-Где Беня? - Загремел он.
-Я Беня. - Ответил хозяин дома робким голосом.
-Ты — портной?
-Я — портной. - Согласился Беня.
-Говорят, ты лучший портной в местечке.
-Так говорят. - Сказал Беня и развел руками.
Верзила выглянул за дверь и сказал: -Нестор Иванович, заходи. Тут он.
Вошел Махно. Худенький, сутуловатый, с усиками, густой шевелюрой, слегка покашливающий. Его строгое угрюмое лицо вдруг расплылось в улыбке, когда он увидел детей,
которые, мал мала меньше, окружили отца и с любопытством поглядывали на гостей.
-Сколько их у тебя? -Спросил Махно.
-Девять. Пять мальчиков и четыре девочки, -ответил Беня.
-А нас у отца было пятеро, -сказал Махно. -Ты меня знаешь?
-Знаю. Вы - Нестор Иванович.
-Так вот, Беня. Нестор Иванович хочет, чтобы ты к завтрему пошил ему штаны. Лева, пусть заносят. -Обратился он к верзиле.
Верзила — оказалось , что это и был знаменитый Лева Задов — выглянул за дверь и приказал хлопцам заносить.
Два хлопца внесли рулоны кожи.
-Беня, здесь кожи больше, чем надо. Выбери самую лучшую. Завтра после обеда прийду за штанами. Если пропадет хоть кусочек, вся кожа меряна, окажу тебе честь — Сам Лева отрубит тебе голову.
Беня снял с Махно мерку, и все уехали. Выгнав детей из комнаты, чтобы не мешали, Беня стал разворачивать кожу. Ее было столько, что можно было пошить несколько пар на таких, как Махно. Беня выбрал самый хороший кусок мягкой кожи (наверняка разграбили бердичевский кожзавод, - подумал Беня, - только там умеют так выделывать кожу) и принялся кроить. Всю ночь работа кипела, зато к полудню штаны были готовы. Да какие штаны! В приличном обществе их назвали бы отличными, классными брюками. Да что ждать от голытьбы: штаны они и есть штаны.
После обеда ворота разлетелись от крепкого пинка какого-то байстрюка.
-Ну, Беня, показывай штаны.
-Да вы, Нестор Иванович наденьте. Посмотреть надо. Без примерки же шились. Вдруг подправить что нужно. А ну все геть отсюда! - Повернулся он к детям, и те, толкая друг друга, высыпали во двор.
Махно надел новые штаны. Лева присвистнул, а присутствующие при этом хлопцы одобрительно загудели. Пока Махно переодевался, Беня успел заметить на нем следы от множества ранений. Но проглотил язык, чтобы ненароком не спросить о ранах и не вызвать гнева Батьки.
-Нестор Иванович,- сказал Беня,- вроде, нивроку, не плохо.
-Ну, Беня, угодил. Так сколько должен тебе за работу? О цене-то мы не договаривались.
-Как считаете нужным, Нестор Иванович. -Промямлил Беня.
-Как Нестор Иванович считает нужным? Нестор Иванович считает нужным, чтобы ты пошил своим голодранцам обувь. Вон ноги у детей в цыпках. И куртки или штаны, что нужно. И смотри, Беня, чтобы ни кусочка кожи не пропало, голову оторву самолично. -Засмеялся Махно.- Пошли, хлопцы.
И, не снимая новых штанов, Нестор Иванович, Лева и хлопцы выкатились за ворота. На следующий день конница Махно покинула местечко и больше их никто не видел. Зато Бениных детей потом еще долго звали махновцами. И все, кто знал эту историю, завидовали Бене. Особенно его детям.


Рецензии