Личная драма не замедлит. Дневник 1983
14 июня 1983 года
На днях, по обыкновению, «влюбляла» в Маяковского (19 июля ему бы исполнилось 90 лет).
Рассказывала, каким он был (по моим представлениям). Чистый, честный, с большим любящим сердцем, романтик и идеалист. Не без комплексов и не без мании величия. Но у кого из великих этого не было? Я бы назвала это самоосознанием.
Мечтал о прекрасном будущем для всего человечества, независимо от границ и рассовых принадлежностей. В этом смысле он был космополит и принадлежал всему миру, я бы сказала – Космосу.
Естественно, что «революцию принял, как свою». Сознательно «наступил на горло собственной песне» (лирической) и от «поэзии – бабы капризной» ушел служить революции добровольно, согласный быть кем угодно, хоть «ассенизатором и водовозом», но только полезным для общего дела и светлого будущего.
Однако, постепенно выяснилось, что общего дела-то и нет, что никому, вроде бы, и не нужно то, что он делает («ведь не для себя же...»).
Друзья-поэты отвернулись и осудили за измену Поэзии. Да и были ли они? Друзья на то и друзья, чтобы принимать друга таким, каков он есть и всегда быть за, а не против него.
Враги нападали охотно, а поводов и искать не надо было. Он их давал предостаточно, потому что шел своим путем и ни на кого не оглядывался. Никогда не старался произвести хорошее впечатление, наоборот, эпатировал и задирался.
Официальные органы, в которых великолепно устроилась и крепла новая советская бюрократия, тоже не вселяли оптимизма (о чем можно судить даже только по названиям его стихотворений последних лет).
Похоже, что единствнными настоящими друзьями у него были только Брики. Может быть, будь они рядом, трагедия бы оттянулась. Но только оттянулась. Потому что она назревала изнутри больше, чем снаружи.
«Ведь если в росте я остановлюсь,
Чьей жертвою я стану, все равно мне». («Фауст», пер. Б.Пастернака)
У великих все масштабно. Одиночество, духовная и душевная изоляция приводят к трагедии. «Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека.»
С возрастом кризис нарастает, запас прочности уменьшается, а, где тонко, там и рвется.
Он осознал, что ошибся непоправимо. И приговорил себя. Изнутри. Акт самоубийства был только приведением в исполнение собственного приговора. Убил сам себя, воспользовавшись услужливо подкинутым судьбой поводом.
Повод, в общем-то, был не таким уж и ничтожным: не поняли боль и тоску душевного одиночества и отчаяния. Полонская могла бы и пожертвовать своими личными делами, если бы... Если бы могла. Если бы ... Но, значит, не могла. А ведь все-равно пришлось.
Впрочем, не нам ее отсюда, издали, судить. На самопожертвование способен не всякий. Зато судят все.
Это я так себе все это представляю.
А вот что, спустя пару дней (опять о параллелях и совпадениях) прочитала у любимого умницы – Н.Я.Эйдельмана в «Последнем летописце»:
«Оказалось, что рай наступит не завтра, и даже не послезавтра.…Честный мыслитель в эти переходные месяцы и годы максимально открыт, беззащитен. Личные неприятности, которых прежде не заметил бы или мужественно пережил, теперь, в период «потери смысла» (выражение Тынянова) бьют наотмашь, насквозь, случается наповал…»
Так же, как Карамзин и Герцен (и многие-многие другие), Маяковский «надеялся на новую историческую весну, на быстрое, светлое торжество разума и просвещения», а натыкался на тупую бюрократическую машину, неприятие, непонимание. И так же, как многих других, «кризис, духовная драма» настигли Маяковского близ сорокалетнего рубежа. «Драма личная – не замедлит».
А тут еще (за два дня до смерти!) из ГИЗа поступило распоряжение изъять «фотографию этого попутчика» из сборника, посвященного 20-летию его деятельности, и их вручную выдирали из всех (600!) отпечатанных экземпляров. Это было незаслуженное и очень обидное оскорбление (это он-то – «попутчик»?!).
«Но кому я, к черту, попутчик!
Ни души не шагает рядом».
Все старо, как мир. Меняются социальные условия, но незаурядной, талантливой личности всегда тесно в рамках любой системы. «Клопы» же чувствуют себя всегда и везде хорошо. Потому что умеют приспосабливаться. Чем ниже культурный ценз, тем выше уровень хамства!
Человечество существует, пока жива Любовь. И Поэзия, как одна из главных форм ее выражения. Гибель последнего поэта – гибель человечества.
14 июня 1983 года
На днях, по обыкновению, «влюбляла» в Маяковского (19 июля ему бы исполнилось 90 лет).
Рассказывала, каким он был (по моим представлениям). Чистый, честный, с большим любящим сердцем, романтик и идеалист. Не без комплексов и не без мании величия. Но у кого из великих этого не было? Я бы назвала это самоосознанием.
Мечтал о прекрасном будущем для всего человечества, независимо от границ и рассовых принадлежностей. В этом смысле он был космополит и принадлежал всему миру, я бы сказала – Космосу.
Естественно, что «революцию принял, как свою». Сознательно «наступил на горло собственной песне» (лирической) и от «поэзии – бабы капризной» ушел служить революции добровольно, согласный быть кем угодно, хоть «ассенизатором и водовозом», но только полезным для общего дела и светлого будущего.
Однако, постепенно выяснилось, что общего дела-то и нет, что никому, вроде бы, и не нужно то, что он делает («ведь не для себя же...»).
Друзья-поэты отвернулись и осудили за измену Поэзии. Да и были ли они? Друзья на то и друзья, чтобы принимать друга таким, каков он есть и всегда быть за, а не против него.
Враги нападали охотно, а поводов и искать не надо было. Он их давал предостаточно, потому что шел своим путем и ни на кого не оглядывался. Никогда не старался произвести хорошее впечатление, наоборот, эпатировал и задирался.
Официальные органы, в которых великолепно устроилась и крепла новая советская бюрократия, тоже не вселяли оптимизма (о чем можно судить даже только по названиям его стихотворений последних лет).
Похоже, что единствнными настоящими друзьями у него были только Брики. Может быть, будь они рядом, трагедия бы оттянулась. Но только оттянулась. Потому что она назревала изнутри больше, чем снаружи.
«Ведь если в росте я остановлюсь,
Чьей жертвою я стану, все равно мне». («Фауст», пер. Б.Пастернака)
У великих все масштабно. Одиночество, духовная и душевная изоляция приводят к трагедии. «Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека.»
С возрастом кризис нарастает, запас прочности уменьшается, а, где тонко, там и рвется.
Он осознал, что ошибся непоправимо. И приговорил себя. Изнутри. Акт самоубийства был только приведением в исполнение собственного приговора. Убил сам себя, воспользовавшись услужливо подкинутым судьбой поводом.
Повод, в общем-то, был не таким уж и ничтожным: не поняли боль и тоску душевного одиночества и отчаяния. Полонская могла бы и пожертвовать своими личными делами, если бы... Если бы могла. Если бы ... Но, значит, не могла. А ведь все-равно пришлось.
Впрочем, не нам ее отсюда, издали, судить. На самопожертвование способен не всякий. Зато судят все.
Это я так себе все это представляю.
А вот что, спустя пару дней (опять о параллелях и совпадениях) прочитала у любимого умницы – Н.Я.Эйдельмана в «Последнем летописце»:
«Оказалось, что рай наступит не завтра, и даже не послезавтра.…Честный мыслитель в эти переходные месяцы и годы максимально открыт, беззащитен. Личные неприятности, которых прежде не заметил бы или мужественно пережил, теперь, в период «потери смысла» (выражение Тынянова) бьют наотмашь, насквозь, случается наповал…»
Так же, как Карамзин и Герцен (и многие-многие другие), Маяковский «надеялся на новую историческую весну, на быстрое, светлое торжество разума и просвещения», а натыкался на тупую бюрократическую машину, неприятие, непонимание. И так же, как многих других, «кризис, духовная драма» настигли Маяковского близ сорокалетнего рубежа. «Драма личная – не замедлит».
А тут еще (за два дня до смерти!) из ГИЗа поступило распоряжение изъять «фотографию этого попутчика» из сборника, посвященного 20-летию его деятельности, и их вручную выдирали из всех (600!) отпечатанных экземпляров. Это было незаслуженное и очень обидное оскорбление (это он-то – «попутчик»?!).
«Но кому я, к черту, попутчик!
Ни души не шагает рядом».
Все старо, как мир. Меняются социальные условия, но незаурядной, талантливой личности всегда тесно в рамках любой системы. «Клопы» же чувствуют себя всегда и везде хорошо. Потому что умеют приспосабливаться. Чем ниже культурный ценз, тем выше уровень хамства!
Человечество существует, пока жива Любовь. И Поэзия, как одна из главных форм ее выражения. Гибель последнего поэта – гибель человечества.
Свидетельство о публикации №212053001820
Большое спасибо Вам, за то что Вы решили познакомить нас со страницами Вашего дневника "Личная драма не замедлит. Дневник 1983"
Очень трогает Ваша любовь к Маяковскому! Спасибо за рассказ о его жизни, его убеждениях и о его "духовной драме"
Мне очень нравится и Ваше высказывание о значении поэзии для человечества в целом.
Я должна признаться Вам, что я очень рада тому что нашла Вас здесь, в Прозе. Ру.
Меня Зовут Елена Войде. Я с мужем и двумя детьми, живу в Германии с 1990 года.
Несколько лет назад наш общий друг, Леонид Лозовский познакомил меня с Вашим творчеством, щедро поделившись со мной записями, которые он сделал сам с Вашего разрешения. На двух записях Вы читаете стихи Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и других поэтов и исполняете Ваши авторские песни.
Я безмерно благодарна Вам и Леониду за эти две записи. Хочу сказать Вам огромное спасибо, дорогая Люба Качан!
Пишу Вам, и одновременно слышу запись, - Сейчас Вы читаете "Поэму Горы"
Слушаю записи очень часто, их можно слушать бесконечно.
Я каждый раз плачу, не в силах унять слёз, от того что Леонида Лозовского с нами больше нет.
Светлая память . . .
С уважением и грустью, Елена Войде
Золото Зари 20.03.2013 22:01 Заявить о нарушении