Анализ сказа П. П. Бажова Синюшкин колодец

Сказ  представляет  собой  миф о герое, который  успешно проходит  инициацию. Илье остается один на свете – таково первое условие испытания. Илья – сирота, но «парень ядреный да могутный, крутой да веселый, - работа у него и шла податно. Кончил работу - поел да песню запел, а то и в пляс пошел». Герою сказа противостоят силы подземного мира в лице бабки Синюхи  и  реальный анти-герой  Кузька Двоерылко.
Но герой не один в этом мире - родовая помощь предков  ему в  помощь. Бабка Лукерья сумела оставить внуку три разноцветных перышка, которые  в самую трудную минуту заставляют чихнуть  и отвести от себя морок Синюхи. (В языке до сих пор остался этот  проверенный рецепт для встречи с трудностями: чихнуть  на них и прийти в себя, в свое сознание).
Лукерьи  и Синюха противостоят  друг другу, как все в человеческом мире: белое и черное, добро и зло, правое и левое, сознание и бессознание - как  2 стороны  Великой Матери. Награда, которая ждет  героя – тоже двойное: это не только потаенное богатство Синюхи из колодца и невеста в синем сарафане. Илья приобретает, пройдя все испытания,  новый статус взрослого, ответственного  и достойного человека.

Сюжет  сказа  разворачивается  в  трех  мирах:  земном,  подземном и  духовном.   
В земном  мире  бабка Лукерья  передает  герою  нажитое  духовное богатство: «Ходи веселенько, работай крутенько,  и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых дум в голове держать не станешь, так и все у тебя ладно пойдет, гладко покатится. Чисто да по совести и пера на подушки не наскрести, не то что богатство получить». В этом завете бабки Лукерьи воплощена Персона, которая, видимо, передается по наследству через геном целого рода хороших людей и работников.
В подземном мире действует хтоническая бабка-Синюшка, являясь то девкой-Синюшкой  то старой ведьмой.
В духовном  мире все обстоит акаузально. Какова причина появления доброты и решительности, уважения  и смелости? Есть ли  адекватная цена за обретение духовности? Испытания изменяют героя, закаляют его дух, обогащают душу. Его Анима-душа интересна тем, что  в ней соединились  реальное, подземное и духовное: «…девчонка  годов так восемнадцати. Платьишко на ней синее, платок на голове синий.  И пригожая - сказать нельзя. Брови - дугой, глаза - звездой, губы - малина, руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в ней лента синяя. Ну, вылитая та. Одна приметочка разнится: на той баретки синие были, а эта вовсе босиком».   Босые ноги девушки в синем платочке – деталь примечательная:  так  связь с землей-матушкой дает  энергию воплощения  ещё одной стороны  Великой Матери. В другом сказе, «Малахитовая шкатулка»,  Танюшка была  «ни в мать, ни в отца» и напоминала собой антропоморфную героиню, саму Хозяйку Медной Горы с  зелеными, как малахит, глазами.

Символизм сказа традиционен:  лес - как символ запутанности,   дорога – как путь испытаний и обретения награды,  колодец – как источник воды-жизни-богатства.  Синенький паучок (сидел  над колодцем бабки Синюшки),  как и  муравей,  -  проводники  к подземным  богатствам, связывают два мира6 подземный и земной.

Символ  перышка многозначен. Например, в сказе П. Бажова  «Орлиное перо» это воплощение   небесной/духовной  помощи.  Стрела с орлиным пером указывает  клады: «Полетела стрела, а яма навстречу ей раскрылась. Не то что все каменные жилки-ходочки, а и  занорыши (ср: заронить, выронить)  видно. Один вовсе большой. Аквамаринов в нем чуть не воз набито…».
Популярное  число три связано  с перышками, которые оставила Лукерья своему внуку как оберег: « не простые они, а наговоренные. Белое вот - на веселый день, черное - на спокойную ночь, а рыженькое - на красное солнышко».  Три времени: прошлое, настоящее будущее. Три цвета есть в определении алхимического процесса: альбедо,  негредо,  цитринитас-рубедо.
Реальный цвет играет свою роль  в сказках: цвет моря (морены-протоматерии) содержит  усиление голубого-небесного (духовного мира)  и  фиолетового-умирающего (подземного мира). Это и цвет болотного  газа,  дурманящего  и усыпляющего,   несет опасность духовности.  Зеленый цвет,  цвет уральских  лесов, - символ  живительной силы природы.  Соединение синего и зеленого-  в  цвете камня  малахита, который  «дается» 
не  всем.  Дарится  любимый  камень только доброму человеку  да  хорошему работнику  самой  Хозяйкой  Медной горы.   

Итак, Анима найдена, герой обрел Самость, Тени открылись с позитивной стороны,  а духовные райские сущности смотрят да радуются.


Рецензии
У Вас очень интересно, спасибо, я приду!!!!
Обязательно приду к Вам!!!!

Иветта Дубович Ветка Кофе   18.02.2020 11:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Иветта! Приходите, рада, что Вам понравилось.

Ирина Рохина   01.03.2020 22:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.