Набукко взлёт и падения

""Набукко": взлёт и падения
Газопровод «Набукко» стал основным европейским долгостроем

Игорь Шевырёв

Газопровод «Набукко» за десять лет со времени своей проектировки успел дважды родиться и дважды умереть. Теперь воскрес, но так и не смог воплотиться в реальность. Зато в три раза усох по объемам, в два раза – по длине, но при этом все же не смог найти газ для своей загрузки. В конце июня ожидается очередное судьбоносное решение по перспективам «Набукко». Первоначальная протяженность «Набукко» – 3300 км, начиная от Азербайджана (и Туркменистана) и до Баумгартена в Австрии. Первоначальная мощность – 26-32 млрд. куб. м газа в год.

Проект «Набукко». Ориентировочная стоимость – 7,9 млрд. евро. Правда, в феврале 2011 года компания Вritish Рetroleum (примечание: одна из совладелиц Шах-Дениза, на который претендует «Набукко») представила собственную оценку затрат – 14 млрд. евро. Хотя столь существенное «удорожание» обусловлено тем, что ВР имеет собственный проект – SEEP (газопровод «Юго-Восточная Европа»).
По сравнению с другими газопроводами («Северный» и «Южный» потоки) «Набукко» для Европы имеет ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, «Набукко» полностью решает задачу диверсификации энергопоставок из России. Во-вторых, «Набукко» обеспечивает прямой выход Европы на газовый рынок Каспия, ЦентрАзии и Среднего Востока. Что сейчас возможно только через Россию. В-третьих, «Набукко» решает задачу сокращения зависимости от транзита через Украину (и Беларусь), полностью огибая границы Евразии. Во многом в силу этих преимуществ «Набукко» в 2005 году получил статус основного стратегического проекта ЕС в энергетике.
Впрочем, большие перспективы всегда таят в себе большие риски, у «Набукко» их несколько. Во-первых, проблема финансирования. Если планы по «Северному потоку» поддерживались самой мощной экономикой Европы (Германией), то потребители «Набукко» – это страны Юго-Восточной Европы, имеющие меньше финансовых возможностей и оказавшиеся наиболее уязвимыми в условиях глобального кризиса.
Во-вторых, дефицит финансов тесно связан с проблемой нехватки объемов газа, необходимых для заполнения «Набукко».
В-третьих, проблема с транзитом, где монопольные позиции удерживает Турция, стремящаяся не только набить себе цену, но и обменять «Набукко» на свою евроинтеграцию.
В-четвертых, «Набукко» находится на верхнем рейтинге террористических угроз. Маршрут проекта проходит через курдские территории, вблизи Карабаха, а также по территории Грузии, где также перманентно муссируется угроза возобновления боевых действий. Кстати, в 2008 году, после известных августовских событий, Турция предложила провести проект по территории Армении, но сразу взбрыкнул Азербайджан, настоявший на продолжении блокады против Еревана.
В-пятых, против «Набукко» ситуативно сошлись позиции США и России. Вашингтон – не заинтересован в самодостаточности Европы. Москва – не заинтересована делить контроль за регионами, входящими в сферу ее приоритетного влияния.

Удары по «Набукко». Разработка проекта «Набукко» началась в феврале 2002 года, по инициативе австрийской OMV и турецкой BOTAS. Уже к 2004 году проект был готов, но потом стали постепенно накапливаться проблемы.
Первый удар по «Набукко» нанесли США. Изначально в качестве ресурсной базы газопровода рассматривался Иран. В частности, месторождение Южный Парс. Но в 2006 году грянул очередной кризис вокруг ядерной программы Тегерана. Евросоюз был вынужден исключить Иран из своих газовых планов. После этого источниками «Набукко» были названы Азербайджан (месторождение Шах-Дениз), Туркменистан (Довлетабад, Южный Иолотань-Осман), Узбекистан, Ирак и Египет. Правда, гарантий центральноазиатского и египетского газа не получено до сих пор, а некоторые теоретические шансы на иракский газ появились только в 2009 году, когда австрийская OMV и венгерская MOL купили доли в газовых месторождениях северного Ирака – Khor Mor и Chemchemal.
Тем не менее, 25 июня 2007 года был подписан договор о начале строительства газопровода. Подписанты – Турция, Болгария, Румыния, Венгрия, Австрия и Еврокомиссия. На тот момент строительство газопровода планировалось начать с 2010 года, а сдача в эксплуатацию – в 2013 году. Однако впоследствии эти сроки были сдвинуты во времени: консорциуму по-прежнему не удавалось найти под свой проект ни газ, ни деньги. Сначала строительство отложили до 2011 года. А в 2009 году консорциум «Набукко» собрался на заседание повторно и договорился о втором «дне рождения» для своего проекта.
13 июля 2009 года было подписано очередное соглашение о строительстве «Набукко». Церемония подписания состоялась в Анкаре, подписанты те же – Турция, Австрия, Венгрия, Болгария и Румыния. Плюс к ним присоединилась немецкая компания RWE, согласившаяся войти в проект 5 февраля 2008 года.
Вслед за Германией к «Набукко» проявила интерес Чехия, но сразу же передумала. В Праге подсчитали, что выгоднее расширить «Северный поток» и покупать газ у немцев, чем томить себя неопределенностью «Набукко». Некоторое время Франция тоже рассчитывала войти в «Набукко», но категорическое «нет» высказала Турция, из-за противоречий по поводу признания геноцида армян.
Азербайджан также планировал напрямую войти в «Набукко». Но и здесь не обошлось без помех Турции, которая хочет «патронировать» Азербайджан, а не поддерживать с ним равноправные отношения. Кстати, была также попытка вовлечь в проект Россию: в марте 2010 года итальянская Eni предложила объединить «Набукко» и «Южный поток». Но Москва сразу же отвергла эту идею.
4 марта 2010 года Турция ратифицировала соглашение об участии в «Набукко». И, казалось, было отброшено последнее препятствие в реализации проекта. Некоторые участники проекта даже форсировали строительство. Первый 60-километровый участок газопровода построила Румыния, а к 15 октября 2010 года появилась также 47-километровая «смычка» между румынским Арадом и венгерским Сегедом. Однако европейцы здесь явно поспешили. У «Набукко» вдруг снова возникли большие проблемы с поставками газа.
Второй удар по «Набукко» нанес Азербайджан. Правда, если копнуть глубже, удал был спровоцирован США. В конце марта 2010 года Администрация президента США Барака Обамы выступила с инициативой разблокирования отношений между Турцией и Арменией. Естественно, в этой ситуации наиболее уязвленным себя почувствовал Баку, сразу же приостановивший переговоры с Турцией о любых поставках газа. В том числе, для «Набукко». Ситуация стала восстанавливаться только к концу года. После того, как в Конгрессе США было провалено голосование по резолюции о признании турками геноцида армян. Впрочем, Азербайджан, после того, как ему отказали стать акционером «Набукко», особо не рвался поддерживать этот проект, предпочитая заключать соглашение напрямую с Турцией.
Третий удар нанесла натовская Румыния. 15 сентября 2010 года между Азербайджаном, Румынией и Грузией была достигнута договоренность о проекте AGRI. Этот проект увел из «Шах-Дениза» 8 млрд. куб. м, а после 2017 года пообещал нарастить мощь до 25 млрд. куб. м в год. У Румынии в этом своя мотивация – укрепить собственный вес в проекте (за счет Турции). Кроме того, Бухарест предложил «Набукко» свой газ с Черноморского шельфа (того самого, который был отсужен у Украины).
Четвертый удар по «Набукко» нанесла Турция. Правда, если и здесь копнуть глубже, удар был спровоцирован Францией и Германией. В сентябре 2011 года бундесканцлер Ангела Меркель прямо заявила, что Турции еще рано становиться полноправным членом ЕС. Спустя месяц, 7 октября, еще резче высказался бывший французский президент Николя Саркози: «Моя позиция по этому вопросу не изменилась и не изменится. Моя личная убежденность заключается в том, что ЕС не для Турции». И более того, находясь с визитом в Армении, Николя Саркози потребовал от Анкары признать геноцид армян, пригрозив принять «законодательные меры по криминализации отрицания геноцида».
Фишка в том, что в первоначальных планах Турции было заручиться посредством «Набукко» гарантиями евроинтеграции. Но после того, как шантаж не сработал, Анкара сосредоточилась на укреплении собственного регионального лидерства. Турция пошла на Восток и укрепила сотрудничество с Грузией и Азербайджаном. В результате, если раньше ЕС смотрел на Турцию только как на транзит для «Набукко», то впоследствии Турция, объединившись с Баку, стала также гарантом каспийских поставок. В октябре 2011 года Баку пообещал Турции 6,7 млрд. куб. м (на первом этапе), а также 10 млрд. куб. м для транзита в Европу. Для того же, чтобы осуществить этот транзит, 26 декабря 2011 года Турция и Азербайджан договорились о строительстве Трансанатолийского газопровода (TANAP) (пока только подписан меморандум о взаимопонимании).
Проект TANAP рассчитан на 16 млрд. куб. м газа в год. Цена – 5 млрд. долл., сроки – 2013-2017 годы. Правда, объемов TANAP для удовлетворения потребностей Европы все равно не хватит, необходимо также подключить туркменский или казахстанский газ. То есть без строительства Транскаспийского газопровода «Тенгиз–Туркменбаши–Баку» шансы «Набукко» очень проблематичны.
На данный момент Казахстан, Туркменистан и Узбекистан не подписали декларацию по строительству «Набукко». Основная проблема – неурегулированность проблемы делимитации каспийского шельфа. А без шельфа ни Казахстан, ни Туркменистан не смогут положить требуемые объемы газа, имея, помимо того, обязательства перед Китаем, Россией и другими игроками. Со своей стороны, Россия и Иран, обладающие наибольшими запасами шельфа, также настаивают, что Баку и Ашхабад не имеют права строить без согласования этого вопроса на саммите с участием всех пяти прикаспийских стран. И это еще один (пятый) удар по шансам «Набукко».
Шестой (контрольный) удар по «Набукко» снова нанесли США. В начале 2012 года Запад снова активизировал «антииранскую кампанию», в рамках которой ЕС также объявил о присоединении к новым санкциям против Тегерана. Контрольным ударом Вашингтон временно вывел иранский газ «за скобки» мировой торговли. Пока что западным союзникам не до Ирана, они заняты дележкой каспийского газа.
Таким образом, после столь массированной атаки и без того усугубленный финансовыми проблемами «Набукко» стал постепенно усыхать в объемах. 23 апреля 2012 года о выходе из «Набукко» заявила Венгрия. Через неделю возможность своего выхода допустила Болгария. А еще через некоторое время о возможности выхода также объявила Германия, и шансы «Набукко» окончательно опустились на дно. Чтобы уж совсем не потерять клиентов, консорциум был вынужден пойти на компромисс.
17 мая был представлен укороченный вариант газопровода – Набукко-West. По новой концепции, протяженность газопровода сокращается в три раза (то есть за вычетом транспортировки через Турцию) – до 1300 км общей длины (в том числе Болгария – 412 км, Румыния – 469 км, Венгрия – 384 км, Австрия – 47 км.). Мощность «Набукко» сокращается в два раза – до 15 млрд. куб. м. Соответственно, также в два раза уменьшается цена – до 4 млрд. евро.
В целом теперь для поставок в Европу планируется такая схема: сначала газ поступает по уже существующему газопроводу «Баку–Тбилиси–Эрзурум». Затем – по Трансанатолийскому газопроводу. И только потом газ на турецко-болгарской границе достается европейцам по Набукко-West. Самой первой концепцию Набукко-West поддержала Турция. Германия пока что пообещала подумать.
Впрочем, последнее слово должен сказать именно газодобывающий консорциум «Шах-Дениз», а перед ним стоит выбор: или Набукко-West, или SEEP. Маршруты обоих газопроводов почти совпадают, конечный потребитель тот же – Австрия. Отличие лишь в том, что SEEP заканчивается в Венгрии, а далее газ поступает в Баумгартен по трубе-«интерконнектору». Свой выбор консорциум «Шах-Дениз» должен сделать в конце июня. Кстати, в этот срок, по словам министра энергетики и природных ресурсов Турции Танера Йылдыза, между Турцией и Азербайджаном планируется соглашение о строительстве Трансанатолийского газопровода.
Победитель в конкуренции Набукко-West vs SEEP впоследствии будет соревноваться с уже прошедшим отбор в Еврокомиссии Трансадриатическим газопроводом (TAP), соединяющим Грецию с Италией через территорию Албании и Адриатическое море. Окончательное решение по выбору маршрута поставок каспийского газа в Европу ожидается к середине 2013 года.
При таком раскладе, по расчетам главы газового департамента в австрийской OMV Ханса Петера-Флорена, строительство Набукко-West может начаться не ранее, чем в 2015 году и завершиться в 2018 году. Тем временем, по данным американской газеты Upstream, консорциум «Набукко» уже заключил соглашения с банками о финансировании в размере 4 млрд. евро. В частности, соглашения заключены с European Investment Bank (EIB) – на 2 млрд. евро, European Bank for Reconstruction&Development (EBRD) – 1,2 млрд. евро и International Finance Corporation (IFC) – 800 млн. евро.

Таким образом, подведем итоги-выводы:
1. «Набукко» удалось в предельно сжатые сроки собрать вокруг себя пул поддержки. Катализатором здесь оказалось стремление Европы укрепить энергонезависимость по отношению к России и увести из-под контроля Москвы ресурсы Евразии. Однако решающее значение в судьбе «Набукко» сыграли противоречия, существующие среди стран Запада. Как видим, Запад изнутри очень неоднороден, а разногласия гораздо сильнее, чем неприятие России.

2. «Набукко» должен был укрепить самодостаточность Европы не только по отношению к России, но и по отношению к США. Если Брюссель еще кое-как смог объединиться против Москвы, то под натиском Вашингтона выстоять не удалось. А «золотую карту» в этом противостоянии разыграла Турция. Докризисная Европа, приподнятая волнами расширений до состояния эйфории и ощущающая себя растущим геополитическим полюсом, самонадеянно посчитала, что способна диктовать волю развивающейся Турции. При этом Брюссель не учел главного – укрощая Анкару, он также фактически объявил войну ее высоким покровителям (США, Израилю, Саудовской Аравии, Британии). В конечном итоге, эта дружная команда и укротила Евросоюз и укоротила его «Набукко».

3. В свете вышеизложенного представляются такие модели поведения:
- если Евросоюзу предпочтительнее альянс с США, то в таком случае придется смириться с евроинтеграцией Турции;
- если Евросоюз по-прежнему категорически не приемлет евроинтеграцию Турции, то придется соглашаться на предложенный Россией проект новой европейской коллективной безопасности. И дистанцироваться от альянса с США. Кроме того, Европе придется согласиться на укрепление позиций России в Евразии. Кстати, новая архитектура европейской безопасности позволит Европе также достичь компромисса с Россией относительно будущего Украины, которая, сохраняя внеблоковый статус, станет мостом между Евросоюзом и объединяющейся Евразией;
- если же Европа продолжит нынешний одновекторный нажим на Украину, то рискует и потерять Украину, и поссориться с Россией. К слову, этот вариант наиболее выгоден США: а) сохраняются искусственные разделительные линии в Евразии, б) ослабление Украины и сдерживание России помогает укреплению позиций Турции, и в) не европейская и не евразийская Украина превращается в сырьевые задворки неоттоманской Турецкой империи.

4. История «Набукко» показала, что его основными противниками являются США и Турция. В то время как Россия и Евразия могут быть заинтересованы в энергобезопасности Европы. Более того, имея влияние в рамках ШОС (в том числе на Иран), Россия могла бы оказать Европе конкретную помощь в энергообеспечении.
Однако для этого европейцам, в свою очередь, необходимо дистанцироваться от конкурирующей «связки» США–Турция–Израиль–Саудовская Аравия, причиняющей наибольший вред самодостаточности Европы…

Опубликовано в газете "Киевский телеграф", 28 мая 2012 года
http://telegrafua.com/world/13032/


Рецензии