Разнополая поэзия

     Еще на заре XX века в литературных и читательских кругах сформировалось мнение, что поэзия подразделяется на ”мужскую” и ”женскую”. Споры о правомерности такого разделения ведутся до сих пор, мнения оппонентов противоречивы не только в отношении самого явления, но и в отношении тех принципов, по которым возможно сформировать отдельные понятия мужской и женской поэзии.
     С одной стороны, находится мало охотников отрицать или преуменьшать роль женщин в развитии поэзии как вида искусства. Из всех видов искусств – как, например, живопись, скульптура, музыка, театр, литературная проза – именно в поэзии раньше всего обозначилось явное присутствие женского начала. Яркий пример – Сапфо ”фиалковокудрая, сладкоулыбчивая, чистая”, как назвал ее в VI веке до н. э. древнегреческий поэт Алкей.
     Женщины всегда эмоциональнее, чувствительнее мужчин. А что есть поэзия как ни словесное выражение глубоких чувств, переживаний? И дело здесь не только в интенсивности эмоций – мужчины и женщины чувствуют по-разному.  Особенно ярко это различие проявилось в поэтическом жанре любовной лирики. Ведь никто никогда не оспаривал правомерности разделения любовных романсов и народных песен на женские и мужские, хотя они разделяются не по музыкальным признакам, а именно по признакам поэтическим.
     Но, с другой стороны, поборников обыкновенного разделения всего огромного поэтического наследия на две неравные части по принципу ”поэзия поэтов” и ”поэзия поэтесс” сегодня тоже не так уж много. Чаще встречается мнение, что более правомерным было бы разделение на ”поэзию для женщин” и ”поэзию для мужчин”, причем в этом случае знаки ”плюс” и ”минус” как бы меняются местами.
     Поэтесса Елена Фанайлова так выразилась по этому поводу: ”На меня, как на женщину, наиболее сильное воздействие оказывают стихи с ярко выраженной мужской интонацией, мужской подачей. Для примера вспомним лирическую поэзию Пушкина. Стихи написаны от лица мужчины, они обращены к женщине, окрашены яркой мужской психофизиологией, и это нас к ним привлекает. Или стихи Бродского - великолепного лирического поэта, можно сказать, одного из последних романтиков в русской литературе. В конце 1980-х годов в Бродского были влюблены все русские поэтессы. Все! Ни одна женщина не смогла избежать этого очарования. И за этим стоит простой ответ: это очень мужские стихи. Их возможно считать последними крупными стихами о любви к женщине, и они не могут не трогать наши девичьи сердца. Но это не значит, что мужчины как художники не способны встать на место женщины, увидеть мир ее глазами. Опять самый простой пример – Пушкин. В романе ”Евгений Онегин” ему пришлось разделить себя на женщину и мужчину, чтобы достоверно писать и чувства Евгения, и чувства Татьяны”.
     К этому мнению присоединяется поэт Юлий Гуголев: ”Мужской и женской поэзии нет, но есть мужские и женские интонации в стихах. И не так уж важно, кто автор. Прекрасный пример тому – Асадов. Он писал откровенно, как женщина, эмоционально, как женщина, разрабатывал чисто женские сюжеты, но делал это всегда крепко, хватко и бесстрашно. Женщина не побоялась бы писать о том же, но побоялась бы писать так же смело. По уровню отваги это все-таки мужская поэзия”.
     Если грани между мужским и женским авторством в лирической поэзии видны невооруженным взглядом, то в философской, мировоззренческой поэзии эти грани уже не столь заметны, хотя все-таки продолжают сохраняться. Хрестоматийная пара – Гумилев и Ахматова. Обоих можно отнести к классикам глубокомысленного творчества вселенского масштаба, но каждого в своем роде (как в прямом значении, так и в переносном).
     Или знаменитые строки Беллы Ахмадулиной: ”По улице моей который год…”, и ответ на них Евгения Евтушенко: «Со мною вот что происходит…”.  Глубина авторского проникновения в философию жизни столь велика и столь лаконична в обоих случаях, что становится уже совершенно неважно, кто ее сформулировал – мужчина или женщина.
     Можно привести еще множество примеров из всех жанров и поджанров современной поэзии. Если взять поэтов бардовского направления, то первым вспоминается Владимир Высоцкий. Он сумел посредством самых простых слов и ситуаций вскрывать и исследовать глубочайшие жизненные проблемы, одинаково понятные и мужчинам и женщинам. Но, к примеру, в песне ”А хочешь я выучусь шить…” бардесса Вероника Долина делает то же самое, и делает это по-женски лишь на первый взгляд. На самом деле это уже не просто разговор между мужчиной и женщиной, а философский диалог между мечтателем и реалистом, между творцом и прагматиком, суть которого понятна каждому.
     Каков же вывод? Стоит ли разделять поэтов на женщин и мужчин? А если стоит, то кому из разделенных следует посвящать больше творческой энергии стихосложению? Ответ представляется простым и очевидным, как большинство древних истин: стихи следует писать всем и каждому, а Время и История расставят все по своим местам.


Рецензии
Прочитал несколько вещей.
Обязан отметить хороший стиль: возможно, это профессиональное.
Не удержусь от замечаний.
Во фразе “Женщины всегда эмоциональнее, чувствительнее мужчин.” слово “всегда” представляется мне спорным.
Фраза “Стоит ли разделять поэтов на женщин и мужчин?” выглядит вполне юмористически. (Речь-то ведь идет о разнополой поэзии, а не о разнополых поэтах!)

Дан Берг   02.06.2012 15:01     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий.
Вам наверняка известно, что на мужчин «чрезвычайно эмоциональных и чувствительных» (согласно советско-российской психиатрической практике) вешался ярлык «психически неуравновешенный», что — к счастью! — никогда не применялось в отношении женщин.
Во втором случае фразу следует рассматривать не иначе как риторический вопрос.

Критикесса Великая   02.06.2012 15:24   Заявить о нарушении