Дети-инвалиды за школьной партой

ГАООРДИ – Санкт-Петербургская Ассоциация общественных объединений родителей детей - инвалидов на пороге своего 20-летия. За эти годы в Ассоциацию вошло более  80 –ти общественных организаций города. Одним из направлений работы Ассоциации – образовательные проекты. Галина Васильевна Павлова – заведующая кризисной службой ГАООРДИ -  давно занимается вопросами образования и согласилась ответить на наши вопросы.

Школьное образование всегда давалось ребенку-инвалиду с большим трудом, не по его вине, конечно. Есть ли сейчас изменения в лучшую сторону, и какие?

Да, трудности были всегда. С одной стороны, по букве закона, каждый ребенок имеет право на получение образования, независимо от физического или умственного развитии. А с другой стороны, долгие годы существовало клеймо «необучаемый». От таких детей с задержкой умственного развития просто отмахивались, педагогической работы с ними практически не велось. Сейчас закон об образовании определяет восемь видов специальных коррекционных образовательных учреждений. Для детей, которым раньше ставили диагноз «необучаемый», проводятся программы коррекционного развития в специализированных образовательных  учреждениях 7-го и 8-го видов. Клеймо «необучаемый» по счастью снято, и каждый ребенок-инвалид может получить образовательную, трудовую и социальную подготовку к взрослой жизни. Очень важно и то, что в образовательных учреждениях 1-6 видов для детей с сохраненным интеллектом процесс обучения должен проходить в соответствии с программой общего образования.

Какие формы обучения есть сейчас? Какой вариант могут выбрать родители для своего ребенка в зависимости от личных обстоятельств?

 
По закону ребенка с  сохраненным интеллектом, но с ограниченными физическими возможностями общеобразовательная школа по месту жительства  обязана зачислить для обучения. Но с чем столкнутся родители такого ребенка?  Школы не имеют ни специального оборудования,  ни дополнительного персонала для создания такому ребенку условий для нормального обучения. Получается, что родители всегда должны быть рядом, помогать на переменах, в столовой, в туалете. И так из класса в класс, из года в год. Есть и  трудности в обучении. Особенности психомоторного развития ребенка требуют индивидуального подхода и специальных методик. Рассчитывать на особое внимание  учителя в переполненном   классе не приходится. Ребенок  начинает отставать в обучении. Раньше у родителей не было выбора кроме как перевести ребёнка на домашнее обучение. Да, при такой форме обучения проблему транспорта не надо решать, но ребенок не видит других детей, общение с миром происходит в замкнутом круге семьи и вечно спешащей учительницы. К тому же нет достаточного контроля качества такого обучения. Учительница становится для семьи «своим» человеком. И, если уровень преподавания низкий, родители вряд ли станут жаловаться, лишь бы ребёнок учился.
Сегодня, как я уже говорила, образованию детей с отклонениями в развитии стали уделять больше внимания. Есть несколько форм обучения, у родителей появился выбор.
Существует индивидуальная школьная форма обучения. Общеобразовательные школы могут организовать небольшие группы обучения  в дополнение к домашнему обучению. Занятия проходят после окончания уроков, во второй половине дня. Конечно,  родители должны иметь возможность привести и увести ребенка. Пользы от такого обучения больше. Ребенок общается со сверстниками, у него появляется мотивация успеха.
Есть и возможности дистанционного обучения. Эта форма обучения очень хорошо себя зарекомендовала, но широкого распространения пока не получила, это требует больших затрат.
Начинается эксперимент с инклюзивным обучением, когда классы для детей-инвалидов создаются в общеобразовательных школах специально оборудованных для этого.  В Петербурге разработана концепция такого инклюзивного образования. Но документ еще сырой, о результатах говорить пока рано.

Получается, что выбор есть, перспективы есть, но дети в основном так и обучаются дома?


Да, к сожалению, очень немногие обучаются вне дома, не более 10-15%. Далеко не все дети, которые могли бы учиться в общеобразовательных школах, имеют возможность до нее добраться. У большинства родителей нет возможности привести и вовремя забрать ребёнка из школы. Во многих семьях существуют бытовые проблемы и финансовые трудности. Конечно, хочется поскорее «вытащить» детей из четырех стен, преодолеть их изоляцию.

Мы все переживаем за детей-инвалидов и хотим, чтобы они побыстрее включались в общую жизнь. Можно поподробнее рассказать о проекте инклюзивного образования?


В школу инклюзивного обучения приходят учиться дети обычные и дети с ограниченными возможностями. Специальные классы рассчитаны на 5-6 человек. Количество предметов и объем преподавания тот же, что и в обычной школе. Меняется методика подачи материала из-за особенностей психомоторного развития ребенка. Например, урок длится 30 – 35 минут. Ребенок в таких классах может рассчитывать на индивидуальный подход. Ребенок обучается в специальных классах, но в зависимости от его особенностей он может также обучаться в  общих классах со своими ровесниками, не имеющими проблем со здоровьем. Главное, что в такой школе ребенок не изолирован от сверстников, он тянется за ними, продвигается в своем развитии. В таких школах будет общение между детьми на культурных, развлекательных мероприятиях,  на переменах.  В детях-инвалидах очень развита отзывчивость, благодарность, они обладают внутренней чистотой. Общение со сверстниками в школах инклюзивного обучения полезно и здоровым детям. Это  прививка терпимости, сострадания, нравственной закалки.

Наверное, школы инклюзивного типа требуют специального оборудования? И  в дополнительном персонале такие школы нуждаются, это очевидно.
Конечно. В школах должны быть оборудованы  пандусы, перила в коридорах, дополнительные приспособления в туалетах и столовых. Дети должны свободно, без труда везде передвигаться: при входе, на лестнице, в классах. Персонал должен помогать, сопровождать ребенка. Там потребуются социальные работники, социальные педагоги –  учителя, прошедшие переподготовку для занятий с детьми, нуждающимися в психологическом сопровождении. Новое дело требует новых людей.

Проект инклюзивного образования не единственный, в котором участвует ГАООРДИ. А есть ли образовательный проект, которым  ГАООРДИ гордится особо?


Да. Восемь лет назад, совместно с отделом образования Василеостровского района  мы начали экспериментальную программу дополнительного дистанционного обучения  с использованием Интернета. Мы обеспечили двести детей персональными компьютерами, видеокамерами для общения с преподавателями. В результате удалось дать детям полноценное среднее образование и подготовить их к поступлению в высшие учебные заведения. Экспериментальная программа имела успех, комитет по образованию Санкт-Петербурга одобрил дистанционное образование как альтернативную возможность обучения для детей– инвалидов. Многие из тех, кто участвовал в этой программе, учатся сейчас в ИНЖЕКОНе (Петербургская инженерно-экономическая академия). Кстати, эта академия наш партнер, она поддержала идею инклюзивного образования на следующей ступени высшей школы. В 2009 году шесть детей-инвалидов, окончившие среднюю школу были зачислены на первый курс ИНЖЕКОНа. Сейчас они уже третьекурсники! А всего в ИНЖЕКОНе учится около пятидесяти студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Какие вопросы государственной поддержки еще не решены?  Чего вы ждете от государственных органов?
Для решения вопросов жизненно важных для детей с ограниченными возможностями мы работаем с различными комитетами города и с районными администрациями, учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты. Но подчас государственные органы медлительны, неповоротливы, сила инерции велика. А в  работе с детьми-инвалидами каждый упущенный год -  невозвратная потеря. Вот, например, то же инклюзивное образование. Мало декларировать его принципы.  Надо разрабатывать программы, школьные курсы, оборудовать помещения. Для этого нужно многое: время, опыт, практика и желание. И, конечно, общество должно менять отношение к инвалидам. Почему бы не начать эту инклюзию, включение детей-инвалидов в жизнь их сверстников с детских садов? Детский сад – самое подходящее место для этого. Часто он недалеко от дома, иногда  в том же дворе. Знакомая обстановка и  окружение. Важно и то, что у маленьких детей еще нет ни психологических барьеров, ни внушенных предубеждений. Именно в детском саду может создаваться атмосфера понимания, дружбы и поддержки, которая поможет и в школе.

Кто оказывает основную финансовую помощь ГАООРДИ?  Как о вас узнают, как к вам приходят?


12 июня ГАООРДИ исполняется 20 лет, и о нас знают все, кто занимается с детьми с ограниченными возможностями. Районные отделы образования и здравоохранения, центры реабилитации, директора школ, глав врачи поликлиник, детские дома. Многие обращаются к Маргарите Алексеевне Урманчеевой, президенту ГАООРДИ. Марину Алексеевну хорошо знают не только в Петербурге. Она является членом координационного совета по вопросам социальной защиты инвалидов при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, членом координационного совета по делам инвалидов при губернаторе Санкт-Петербурга, членом комиссии по правам человека в Санкт-Петербурге. Родителям рассказывают о нас,  и в сложных ситуациях мы берем детей и семьи под свой патронаж, решаем вопросы, помогаем. На сегодня ГАООРДИ патронирует 1500 семей. Основное финансирование ГАООРДИ получает в виде субсидий за счет бюджетного финансирования, грантов  и спонсорских средств.

Опубликовано на портале Милосердие.ru 23 мая 2012 года


Рецензии
Спасибо за ценную инфомацию!

Алла Мартиросян   21.03.2013 04:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Анна, что читаете!
Ольга

Ольга Раева   22.03.2013 10:17   Заявить о нарушении