по дорогам войны 2

Седьмого сентября утром мы выехали из города Гори поездом по железной дороге на Авчалы и Тбилиси . о Тбилиси,который я проехал лишь трамваем до станции Новтлуг,у меня осталось лишь смутное и общее впечатление,узкие многолюдные улочки,огромный вокзал,многоэтажные дома большого города и на высокой горе знаменитый «Фуникулер». Вот и все. В Навтмире,насколько помню три дня жил с 8 сентября 1942 года где на общем дворе и в пустых огромных каменных сараях скопилось больше 2000 офицеров всех родов войск, ожидавших назначения и распределения.
11 сентября 1942 года получил путевку в очередной резерв с тем же Геннадием Малининым,мы отправились по железной дороге из Натавира на станцию Акстафа по направлению к городу Баку. Поздно ночью приехали на скверную маленькую станцию в Азербайджанской ССР, в клопах переночевали здесь, а на утро отправились в заштатный,еще более скверный азербайджанский городок Казах, находившийся от станции в километрах 6, где помещался резерв. Но здесь нас ожидал неприятный сюрприз. Нужно было зарегистрироваться в немецкой колонии Гринфильд. И вот утром мы снова пошли из Казаха до Гринфильда. В колонии немцев не было. Но после них остались великолепные каменные стандартные как один с паркетными полами дома,веранды,асфальтированные тротуары и фруктовые деревья на улицах. Неподалеку от колонии находился огромный виноградник в нескольо километров длины и ширины со спелым янтарным виноградом. Мы, насколько помню нас было человека четыре залезли в виноградник и стали рвать тяжелые и спелые кисти. Но как раз не кстати верхом на коне с оружием появился сторож молодой азербайджанец в военной гимнастерке и стал кричать на нас. Нам стало досадно на этого «илдаша» как принято было их называть последнее время в армии.досадно, потому что они в первые дни войны Великой Отечественной целыми пачками сдавались немцам на Керченском полуострове и в других местах, а теперь этот тип, видимо пришедший из армии уже домой,не хочет дать кисти винограда над которым он не трудился, тем кто защищает его родину.
Вполне ясно что мы облаяли его как только могли, едва не побили, затем нарвав винограда еще больше ушли домой в город Казах.тем дело конечно и кончилось. Азербайджанец нас не нашел.Казах это захолустный азербайджанский городок, где едва 10 процентов населения знает по русски. Резерв среднего командного состава не менее чем из 700 артеллерийских командиров, которым ведал 29 запасной артиллерийский полк.
Это был сброд оборванцев,обовшивевших и обленившихся людей.многие из них находились в резерве по пять шесть месяцев и каким то образом ухитрявщихся оставаться там и долее, чтобы избежать посылки на фронт.в часть. Помещались эти люди в грязных бараках на соломе.питались в одной из столовых города,где стояли в очереди часа по четыре за тарелкой горохового супа.в конце концов половине оставшихся не хватало и его.но прежде чем стоять за этой похлебкой нужно было встать в с 4 часов утра у единственного ларька в очередь за очередной порцией 800 гр хлеба,которого также через 3-4 часа ожидания всем не хватало. Это обьясняется лишь полным нежеланием командования резервом устроить жизнь офицеров резервистов.
Воровство друг у друга было повседневным и будничным явлением.воровали все что попадается под руку, деньги,часы,чемоданы,штаны,сапоги и шапки и шинели. А затем все это где нибудь сбывали, продавали на базаре и пропивали. Каждый в сентябрьскую жару не желая расставаться со своими вещами,чемоданами и шинелями, носили их с собой по грроду и базару в том числе и я со своим чемоданом.большинство с утра не надеясь на свою горе столовую, уходили на базар, торговались с местными и питались там.Конечно не составлял исключения и я.


Рецензии