по дорогам войны 3

Целые дни мы ничего не делали. Лично я,в свободное от поисков пищи время проводил на берегу небольшой живописной речки, протекающей через сады, купался,стирал белье или ходил на промысел за помидорами на огород соседней с нами тюрьмы. Моим спутником всегда был Малинин.ночевать конечно,ночевали кому где хочеться. Я ночевал на том же берегу речки в саду, во избежания вшей и сохранения своего чемодана. Иногда приезжали из разных частей за офицерским пополнением какие нибудь начальники, которых обычно называли вербовщиками. Подавалась команда «Стройся» но строились те,кто оказывался случайно в расположении, а те, кто находился в городе, на речке или на базаре – таких было не меньше половины =оставались незамеченными и их никто не учитывал. Словом строились те, кто хотел попасть в часть, а остальные гуляли. Я помню кампанию молодых, только что окончивших какое то артиллерийское училище молодых парней, которые только и делали, что играли на берегу речки в очко. Я не разделял мнения остальных, желающих оставаться здесь дальше, и как можно быстрее стремился выбраться из этого омута в какую нибудь часть. Потому всегда аккуратно вставал в строй, чтобы какой нибудь вербовщик заметил меня и взял в часть. Наконец дней через семь мне посчастливилось.18 октября 1942 года я был направлен со многими другими, в том числе опять с Малининым в Северную группу Зкавказского фронта.в этот же день мы с Малининым уехали из Казаха на станцию Акстафа, и оттуда по железной дороге через Баку, Дербент и Мхачкала в город Грозный. Стало вновь отрадно на душе.
Дорогой,из окна вагона, любовался цветущей природой Азербайджана, без конца на каждой станции с Малининым покупали что нибудь из сьестного. И веселились. В Баку, в том же самом скверике у вокзала, где я был в мае месяце 1942 года, нам пришлось ожидать поезда на Грозный. Хотелось курить, но не было табака.Недалеко от меня сидел какой то военный, довольно пожилой и оборванный солдат и курил хороший табак. Я попросил у него закурить. Незаметно разговорились и он оказался очень интересным человеком. Поляк по национальности, он окончил Варшавский университет, в каком то году, затем завершил свое медицинское образование в Клермон-Ферране на юге Франции, Много путешествовал по Европе и незадолго до войны Германии с Польшей приехал на родину в Данцинг. В поисках спасения от немцев, в 1939 году он перекочевал во Львов, а затем стал советским поданным. А теперь здесь, человек с высшим европейским медицинским образованием находился на положении рядового солдата, санитарного инструктора. «Я никогда не думал» заявил он, «быть в России, Я всегда мечтал уехать в Аргентину, где у меня есть родные». Мы долго говорили с ним о том, о сем. Поистине пути господни неисповедимы! С кем только не приходиться встречаться!
Едем по железной дороге из Баку в Грозный. Я был на этой дороге уже один раз в мае месяце. Но теперь она совершенно непохожа. У стен Грозного фронт, и мы ближе и ближе приближаемся к нему.В Дербенте мы пересели в другой, фронтовой эшелон, и медленно, осторожно поезд двинулся дальше. В эту осень стояли прекрасные солнечные дни. Солнце ласково светило с бездонного голубого неба. На всех станциях стояли войска или ждали их отправки на фронт. Кое где станции были разрушены немецкой бомбадировкой. Но вот наконец, 22 сентября 1942 года утром мы остановились на станции Грозный.
Я сознаюсь, откровенно, ожидал увидеть здесь сломанную и покоробленную прифронтовой полосой жизнь. Но в городе, куда мы вышли со станции, был оживленный базар, на котором можно было купить из сьестного что хотелось.
Были пирожки,хлеб,котлеты,горячий мясной борщ,фрукты. Это меня удивило. Но главное цены! Никакого сравнения с Гори,Тбилиси и Баку! Мы конечно наелись с Малининым и еше с кем то до отвала. Побродив некоторое время по базару мы отправились разыскивать штаб Северной группы Закавказского Фронта. Но он оказывается как мы узнали в комендатуре помещался где то на окраине, на 12 х новых промыслах. Большой красивый город с асфальтовыи улицами и многоэтажными домами был наполовину пуст. Широкие чистые улицы в безоблачные дни сентября были пусты. Только редко прозвонит трамвай. То и дело встречаются противотанковые рвы, надолбы и баррикады. Там и здесь на стенах надписи – «Грозный будет грозным для врага!» к вечеру мы нашли нужный нам штаб и зарегистрировались в нем. Оказалось мы снова попали во фронтовой резерв и нам предложили жить на частной квартире. Здесь резервистов было немного. Им была предоставлена полная свобода жить на частных квартирах и питаться в столовых резерва бесплатно. Питание было очень хорошим ни в какое сравнение с жизнью в городе Казах. Двенадцатые новые нефтяные промыслы представляли собой благоустроенный рабочий поселок пригород Грозного красивые стандартные дома,раскинулись прямыми рядами на холмах.десятки нефтяных вышек,и приветливое рабочее население. В этот вечер я, Геннадий Малинин и младший летейнант Саша Анисимов пошли искать квартиру. Ее найти не составило никакого труда. Наоборот женщины домохозяйки наперебой приглашали нас к себе на квартиру и притом безвозмездно в те дни, когда нефтяная промышленность была законсервирована, многие были без работы и вели полуголодное сушествование. Вот тот адрес где мы нашли тот ласковый и теплый приют на много дней с 13 октября 1942 года город Грозный. Чечено-Ингушской АССР, Октябрьский район, корпус 94 квартира 1, Жимбарова Раиса.


Рецензии