Укрощение строптивой. Ольга Вяткина

      В самом начале зимы бабушка Полина – главная нянька и воспитательница непоседливой пятилетней Оленьки – поскользнулась на лестнице и сломала ногу. И куда ей на одной ноге угнаться за Оленькой, если она и на двух-то за ней не поспевала. Вечером того же дня на семейном совете было решено отправить Оленьку на месяц-другой погостить к другой бабушке – Марии, которая вместе с дедом Василием жила в соседнем поселке. Утром Оленьку собрали, положили с собой запас платьев и белья, и папа отвез ее  к своим родителям.

      Бабушка Мария и дед Василий обрадовались перспективе долгого, а не короткими набегами, как обычно, общения с первой любимой внучкой. Однако, они совсем плохо знали ее нетерпеливый, деятельный характер и совершенно не готовы были с ним управляться, в отличие от бабушки Полины, которая вмиг могла поставить Оленьку на место, употребив, где прут, а где просто шлепок.
Бабушка Полина была женщиной вспыльчивой, но отходчивой и незлобивой. Оленька на нее никогда не обижалась, дружила с ней против мамы, которая устанавливала для них строжайшие правила хорошего поведения, не боялась  наказаний «под горячую руку», но любила ее и уважала.
А в отношении к себе бабушки Марии Оленька, как все маленькие дети, мгновенно почувствовала неуверенность и взяла ситуацию в свои руки. Она начала играть роль начальника над бабушкой. Подражая своей маме, она делала бабушке Марии замечания по поводу недостаточно хорошо выметенных полов, вымытой посуды, чистых полотенец.      
      Дома у них всегда было чисто стараниями мамы и бабушки Полины, да ведь и семья была небольшая: бабушка, мама, папа, да Оленька. А у бабушки Марии было шестеро детей, включая Оленькиного папу, которые, хотя уже и покинули родовое гнездо, но оставили в нем уклад многодетной семьи, где не придавалось большого значения поддержанию идеального порядка.
      Под строгие Оленькины окрики бабушка Мария спешно наводила чистоту. А Оленьке даже в голову не приходило принять в этом участие. Даже  бабушкины просьбы что-то сделать она научилась виртуозно переадресовывать деду.

- Оленька, принеси ведро, оно на крылечке стоит, - просила бабушка Мария.

- Дед, не слышишь, принеси ведро с крылечка, бабушка просит, - не вставая со стула звонко кричала Оленька.

- Ох, и шустра внученька, -  ворчал дед и плелся за ведром .

      Особые требования Оленька установила в отношении меню. Она заявила, что суп без мяса не ест, молоко не пьет, а каши терпеть не может. Бабушка была в панике, чем же кормить ребенка, ведь он пожалуется родителям, что его морили тут голодом. Не знавшая никаких блюд, кроме щей да каши, бабушка бегала по соседям и выспрашивала новые рецепты. Так она научилась запекать в русской печи гуся. Благо их дом стоял на озере, и гусей всегда водилось целое стадо. Жареный гусь пришелся Оленьке по вкусу. 
      Маленькая привередница   любила все печеное. И бабушка Мария старалась чаще печь пирожки. Но они отличались от тех, к которым привыкла внучка.  Оленька сразу же бесцеремонно их критиковала. Она знала в этом толк, ведь мама и бабушка Полина были большими мастерицами по части выпечки, и Оленька была избалована вкуснейшими пирожками с брусничкой, черемухой, клюквой и воздушными булочками.

     Да ладно бытовые дрязги, но ведь Оленьку надо еще было как-то развлекать. На улице стояли морозы, и редкий день обходился без метелей. Особо не погуляешь. Телевизора у дедов не было, да в то время по нему ничего интересного для детей и не показывали. Книг в их доме отродясь не водилось, зато на чердаке нашлась пачка старых, пыльных журналов «Мурзилка», которые когда-то выписывали для младшего сына Володи, который был старше Оленьки всего на восемь лет и учился в большом селе в средней школе.
      Оленька быстро пролистала журналы, изучила все картинки, но этого было мало, и она снова заскучала. И тут бабушка Мария совершила педагогический  подвиг: по этим журналам, не имея никакого представления о методиках обучения, она, неведомо как, всего за несколько дней научила Оленьку читать. Любознательная девочка прочла все журналы от корки до корки, упиваясь своим новым умением.

      Но, ребенок есть ребенок, и ему нужно общество себе подобных, и Оленька затребовала у бабушки подружек. Бабушка повязалась теплой шалью и в непроглядный буран пошла по улице к людям, у которых была девочка на пару лет старше Оленьки. Добрые люди с радостью откликнулись на приглашение их девочке пойти в гости и отпустили ее. Так Оленьке была предоставлена первая подружка. Однако не прошло и двух часов, как Оленька заявила бабушке, что эта подружка ей не нужна, потому что она глупая, и пусть она уходит. Бабушка, испытывая неловкость, собрала девочку и отвела домой. Такая история с подружками повторилась еще пару раз, а потом кандидатуры подружек закончились, потому что детей в поселке было совсем немного.

      И тут бабушке Марии пришла в голову гениальнейшая мысль – отвести Оленьку в школу. Школа в поселке была только начальная, и единственным учителем в ней был ветеран Великой Отечественной войны Николай Владимирович. Он без лишних слов разрешил присутствовать Оленьке на уроке во втором классе. Оленька села на последнюю парту, сложила ручки, как все ребята, и замерла. Она с жадностью слушала, что говорит учитель. Потом учитель стал спрашивать учеников по домашнему заданию. На дом было задано прочесть небольшой отрывок из какого-то произведения.  Девочка, которую спросил учитель, что-то совсем невнятно бормотала, не могла по слогам прочитать текст. И тут Оленька с последней парты громко сказала:

- А можно я прочитаю?

- А ты умеешь читать? – Спросил учитель.

- Да, умею, - важно ответила Оленька.

- Ну, попробуй, - сказал он и подал ей учебник «Родной речи».

Оленька изо всех сил старалась показать свои знания и, пытаясь не растягивать слова по слогам, прочла тот небольшой отрывок. У нее и на самом деле вышло неплохо, и учитель похвалил ее, сказав нерадивой ученице, что ребенок-дошкольник читает лучше ее – второклассницы. Оленька вся светилась от гордости.
Теперь у бабушки Марии не было проблем с развлечением Оленьки. Каждое утро, ни свет ни заря, она вставала и собиралась в школу. Так и пролетели последние денечки ее пребывания в гостях у бабушки Марии и деда Василия.
В выходные за ней приехали мама с папой. Оленька безумолку щебетала, рассказывая родителям о своих школьных успехах, а те только удивлялись и благодарили бабушку Марию. А бабушка Мария хоть и со слезами на глазах провожала Оленьку, но в душе испытала огромное облегчение. Да, вырастив шестерых сыновей, она и не знала, что с детьми бывает так трудно…

      А Оленька поступила в полное распоряжение бабушки Полины и зажила, как раньше: пакостила, хулиганила, получала от бабушки шлепки, а от мамы нотации. 
Но зато были в ее жизни чудесные моменты, когда она затихала над какой-нибудь детской книжкой и с удовольствием читала бабушке Полине, которая прожила очень нелегкую жизнь и грамоте была совсем не обучена…


Рецензии
Каждая бабушка внесла свою лепту в воспитание внучки.
А на месте бабушки Марии, после замечания внученьки,
я бы приняла растерянный вид и смущённо сказала:
"Покажи, детка, как надо делать".
С теплом и улыбкой,
Татьяна

Богатова Татьяна   06.06.2015 17:40     Заявить о нарушении
Думаю, строптивая и находчивая девочка и
на это нашла бы чем ответить:) Как верно
замечает автор, дети очень чутко ориентируются,
определяя тон и правила игры-общения, их не проведешь
уловками и напускной строгостью:)

С признательностью,
Карина Романова

Литклуб Листок   06.06.2015 18:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.