Относительность успеха

Встречаются люди, которые достигли всего того, к чему стремились. Они имеют богатство, славу, хорошую семью и уважение окружающих. Но часто в их глазах, если присмотреться, есть что-то говорящее о душевном неблагополучии. И причиной его могут являться отсутствие любви, чувство вины, ощущение потери  чего-то очень важного и т.д. Успех такого  человека содержит все признаки сокрушительного поражения и является относительным.               

     А.Эйнштейн, как личность,  представляет несомненный интерес. Очевидно, в нем есть что-то такое, что позволило ему сыграть в науке такую значительную и противоречивую роль.
     А.Эйнштейн получил степень бакалавра в Политехнической школе в 1900 г. И обнаружил, что найти работу нет никакой возможности. Его не любили преподаватели, как самонадеянного дерзкого студента и сам он под влиянием жизненных невзгод стал считать себя неудачником. Депрессия и мысли о самоубийстве стали его спутниками. Он брался за любые уроки, но поспорил  с работодателем и был уволен. Его подруга Милева Мориц неожиданно забеременела, но на женитьбу у него не было средств. Никто не знает, что в конце концов, стало с его незаконорожденной дочерью. По рекомендации приятеля, он стал скромным клерком в патентном бюро, работа в котором позволяла ему часть рабочего времени тратить на собственные изыскания. Все обстоятельства его жизни подталкивали его к немедленным решениям!
     А в это время в науке сложилась проблема, от решения которой зависело ее дальнейшее развитие. Ученые были единодушно убеждены в существовании эфира – среды, ответственной за передачу электромагнитных волн. Необходимо было только опытное подтверждение существования эфира.
     И такой эксперимент, который стал решающим для развития науки, был проведен в 1880 г.  А, Майкельсоном  и  К. Морли. Описание эксперимента вошло в учебники, а здесь отметим, что он по общему мнению ( в пределах точности измерения ) не подтвердил существование эфира. Голландский физик  Г. Лоренц, считающий эфир неподвижным относительно движущегося тела, предполагал, что тело в направлении движения сокращает свои размеры. Более общие выводы сделал французкий математик  А. Пуанкаре о том, что с помощью любых оптических и электромагнитных явлений обнаружить движение земли относительно эфира невозможно и сформулировал принцип относительности, согласно которому все физические явления протекают совершенно одинаково во всех инерциальных системах координат.
     Другим предшественником  А. Эйнштейна был математик  Г. Минковский, который в 1903 г. обратился к научному собранию в Кельне со словами о том, что представления о независимости пространства и времени должны отойти в прошлое и только их единство сохраняет независимость.
     И, наконец, в 1905 г.  А, Эйнштейн опубликовал свою статью «К электродинамике движущихся тел», в которой изложил свою специальную теорию относительности ( СТО ). Эта статья стала судьбоносной в его жизни. СТО утверждает, помимо всего прочего, что для передачи электромагнитных волн эфир не нужен.
     Молодой клерк из патентного бюро стал известным, его работа широко обсуждалась.  Был ли это успех? И мог ли  А. Эйнштейн пожинать плоды своей работы? Нет, не мог. Прежде всего потому, что его работа опиралась на результаты  Г. Лоренца,  Дж.Дж. Томсона,  А. Пуанкаре и  Г. Минковского. О них он даже не упоминает в своей работе. Неизвестно, испытывал ли он угрызения совести или подобные чувства были ему чужды изначально?
     Теория подвергалась критике со стороны многих оппонентов. Очень показательно отношение к СТО тогдашнего нобелевского комитета, который отказался наградить теорию потому, что она «весьма умозрительна». Сам  А. Эйнштейн очень опасался открытия эфира и говорил, что его теория в этом случае будет признана ошибочной.  И, по-видимому, А. Эйнштейн со временем стал догадываться о том, что его теория ошибочна. Но что это значило для него, целью которого был успех, быть может, любой ценой?
     Убедительные экспериментальные подтверждения существования эфира были получены учеными в течение 20-го в., но СТО к тому времени получила научное признание. В 1933 г.  Д. Миллер опубликовал большую итоговую статью, результирующую многолетние исследования, содержащую доказательства существования эфира и измерения эфирного ветра.  Р. Кларк, биограф  А. Эйнштейна рассказывает о встрече  Д. Миллера и  А. Эйнштейна, который подтолкнул его к заявлению о том, что  Д. Миллер ошибся в своих расчетах. Но сейчас можно утверждать, что в своей работе ошибся  А. Эйнштейн и все его  математическое построение некорректно, а философско-концептуальная основа теории несостоятельна.
               

     Исходное уравнение СТО, устанавливающее связь между показаниями часов  t и Т и координатами  х  и  Х  в движущейся со скоростью  v  системе  k  и покоящейся системе  К  оказалось недостаточно корректным для избранного автором СТО способа решения. Поэтому не были найдены все необходимые решения. Уравнение, устанавливающее прямую связь  Т  и  Х,  как аргументов времени  t,позволило найти дополнительные                решения для различных периодов движения луча:  t1,   t2   и    t3, и время движения луча света  Т3  от зеркала к началу системы  k  (помимо имеющихся значений  Т1  и  Т2 ). Показано, что в соответствии с найденными решениями пространство-время в движущейся системе  k  неоднородно не только относительно покоящейся системы  К,  но и резко изменяется внутри системы на различных этапах движения луча света. Оно не только замедляется, но и ускоряется, а физические тела не только сокращаются, но и увеличиваются в своих размерах. Так оказалось, что  Т1 >  t1,   T2  >  t2,  но T3  <  t3.  Постановка задачи  А. Эйнштейном оказалась ошибочной,  так как не существует однозначной связи между пространством и временем в том смысле, который вкладывал в свою теорию А. Эйнштейн.

     Но время триумфа  А. Эйнштейна наступило в 1919 г., когда он предсказал, что во время солнечного затмения в сентябре 1919 г. свет звезд будет искривляться, огибая Солнце. Королевская Академия наук отправила две экспедиции для наблюдения за затмением.  А. Эддингтон отправился к побережью Западной Африки, двое других ученых – в Бразилию. В Западной Африке было облачно, а в Бразилии погода была лучше. Из 16 фотопластин  А. Эддингтон использовал только две и даже на них свет лишь небольшого количества звезд мог быть измерен. По мнению А. Эддингтона эти измерения подтвердили теорию А. Эйнштейна, по мнению ученых в Бразилии не подтвердили ее. Тем не менее, в ноябре 1919 г. на совместном заседании Королевского общества и Королевского астрономического общества в Лондоне нобелевский лауреат и президент Королевского общества  Дж.Дж. Томсон торжественно объявил, что это «одно из величайших достижений в истории человеческой мысли. Это открытие не отдаленного острова, а целого континента научных идей. Это величайшее открытие в области гравитации с тех пор, как Ньютон сформулировал свои законы».
     На следующий день лондонская «Таймс» вышла в свет с сенсационным заголовком: «Научная революция – новая теория Вселенной – Идеи Ньютона низвергнуты». Этот заголовок определил момент, когда  А.Эйнштейн стал фигурой мирового значения, «посланцем звезд».               

     Широкая публика стала транслятором восторга и поклонения А. Эйнштейну. Народ замирал в восхищении перед витринами магазинов с выставленными в них формулами  А. Эйнштейна. До этого времени не было ни одного ученого, работы которого сопровождались    подобным пиаром.               
     В дальнейшей жизни автора СТО были не только розы, но и шипы. Были обвинения в плагиате. Так он рассчитал перигелий Меркурия и получил результаты очень близкие результатам  П. Гербера, опередившего его на 18 лет.
     Но главный вопрос нашего небольшого исследования таков: если А. Эйнштейн достиг высочайшего успеха, то что он сам чувствовал при этом? Выглядел он амбициозным и уверенным в себе человеком, харизматичным и красноречивым. Однажды он высказал сожаление о том, что его «такая красивая теория будет признана ошибочной». С одной стороны он гордился и восхищался собой, а с другой стороны незадолго до смерти, говоря о рождении новой физики сказал: «Эта физика ничего не оставит от моего воздушного замка, включая теорию относительности».
     Более столетия просуществовала его теория, которая вначале выглядела невероятной, затем стала не только общепризнанной, но и «величайшим достижением человеческого духа и образцом гениальности».
     Во всяком случае нам  А. Эйнштейн своей жизнью продемонстрировал относительность успеха и относительность того, что мы называем истиной.
    
    
 


Рецензии