Моей бабушке

Памяти всех пострадавших от репрессий в советское время посвящается.

   Моя бабушка по материнской линии, Рубцова Прасковья Ивановна, умерла в 1969 году в возрасте 58 лет. Мне тогда было всего 2 месяца от роду, поэтому я её, конечно, не помню. Я знаю о жизни бабушки по рассказам мамы, отца и старшей маминой сестры - тёти Жени. Ещё в семье сохранилось несколько чёрно-белых фотографий с изображением бабушки.

   Дед после смерти жены прожил около 7 лет, он больше так и не женился, не привёл в дом чужую женщину, хотя, наверное,  трудно было одному вести хозяйство в своём доме в деревне. Видно, он любил бабушку.
 
   Семейная легенда гласит, что бабушка была родом из богатой купеческой семьи, жили они в Санкт-Петербурге в большом красивом доме. В 1918 году пришли большевики к ним домой, увели куда-то мать (Анфису), отца (Ивана) и старшего бабушкиного брата 12 лет, больше их никто не видел и ничего о них не знает. А бабушку (ей тогда было 8 лет) и младшую сестру Шуру (4 лет) просто столкнули с крыльца. И всё. И началась борьба за выживание двух маленьких девочек.

  Они вспомнили, что за городом у них было имение, куда они летом ездили отдыхать всей семьёй, туда они и пошли. Но когда девочки туда,наконец, добрались - там уже всё было разорено и разграблено. Тогда они вспомнили, что в Удмуртии живёт брат отца - и пошли сюда. Шли они год. От голода ели землю. Когда мне об этом рассказывала тётя Женя - она плакала. Но всё-же они дошли, видимо, очень жить хотели. Когда вошли в дом к дяде - как раз вся семья сидела за столом, обедала. Их, конечно, приняли в семью, вырастили, выдали замуж за простых деревенских парней. Но бабушка никогда не была счастлива, так как жила в постоянном страхе и напряжении. Ведь, по-сути, она жила не свою жизнь, для другой жизни она была рождена на свет. Судьба распорядилась иначе...
 
  Тётя Шура, младшая сестра бабушки, умерла в 40 с небольшим лет от заболевания сердца, бабушка - в 58 от рака желудка. Мама говорит, что в те годы в их деревне никто не умирал от рака, это заболевание тогда не было так распространено, как сейчас. Да и откуда? Чистый воздух, свои экологически чистые продукты, держали пчёл, всегда был мёд. Она до сих пор удивляется, откуда у бабушки появилось это заболевание. Да и диагноз поставили слишком поздно, никто ведь не мог предположить... Я считаю, что это - последствия той ужасной трагедии, которая настигла бабушкину семью, да и, вообще, весь русский народ.

  Бабушка ведь потом всю жизнь скрывала  свою историю, боялась. Она всем говорила, что её родители умерли от тифа. В 37-м её вызывали куда надо, допрашивали, видимо, была всё-таки у властей какая-то информация. Но бабушке удалось убедить их, что она тогда была очень маленькая, и ничего не помнит. Помнит только, что будто-бы родители умерли от тифа. После этого бабушка пешком бегала за несколько километров в соседнюю деревню к своей сестре Шуре и строго-настрого наказала ей придерживаться той же версии: мол, ничего не знаю, маленькая была.

  Так она и прожила свою не долгую жизнь - в постоянном страхе за себя и детей. Моя мама, когда вспоминает об этом - плачет до сих пор. Говорит, что в душе поднимается такая острая боль, что трудно вынести - очень жалко мамку. Мама говорит, что бабушка помнила, как их любили в детстве родители, баловали, наряжали в красивые платьица. И мама старается об этом не думать.

  Бабушка, мы помним о тебе. И любим. Ведь если бы ты тогда не сумела выжить - нас сейчас не было бы на свете: ни мамы, ни меня, ни моего сына, ни моих сестёр и братьев и их детей и внуков. Ты очень хотела, чтобы мы жили на этой прекрасной земле не смотря ни на что - и сделала невозможное - выжила сама в то лихое время, сумела  сохранить своих детей. Низкий тебе поклон от благодарных потомков.


Рецензии