Спор богов

   На рисунке изображён бог Яр. Это видно по знаменитым рогам. Изо рта у него торчит язык. Напротив него высунуты два языка оппонента. Да только по рисунку можно определить, что написано на брактеате. Тем не менее транслитерируем футарк. Ir pri Lu, что по-древнеславянски значит ЯР СПОРИТ С ЛЕЛЕМ. Многочисленные и изображения Леля включают в себя голову бога над конём-оленем. Видимо поэтому два языка.

   В связи с этим изображением возникает интересная мысль о сходстве знака на голове Яра с головными уборами польских шляхтичей.

Источники: rudocs.exdat.com


Рецензии
Здесь явно угадывается западнославянский след. В западнославянском язычестве считался священным образ льва. Вспомним, хотя бы знаменитые статуи из золота в храме полабских славян (полабы, как и поляки, лехиты: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лехиты ) города Аркона (Яромарсбург, см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Аркона_(Яромарсбург) ) на острове Руян (Рюген), среди них была статуя льва. И всё же мне думается, что интерпретация может выглядеть иначе, учитывая, что в сокращении храм Аркона часто писался как Ir (в полном виде Iarkona или Arkona), а под словом Lu часто обозначался "лев". Кстати, полная версия этого слова Lau или "лав". Аналогичное слово мы видим у южных славян сербов и хорватов - "лав". Под "львом", возможно, имеется в виду саксонский герцог Генрих Лев, который захватил город Аркону в 1168 году, а следовательно фраза должна была быть насечена позднее этой даты. Таким образом данную фразу следует интерпретировать следующим образом:

"Яркона при Льве"

Эта надпись означает, что город славян полабов находится теперь при Генрихе Льве. Таково мое заключение, как эксперта. По моему мнению речь не идет о божестве Яриле или Яре, а непосредственно граде Аркона (Яркона) и саксонском захватчике Генрихе Льве.

Валентин Валевский   02.10.2013 01:02     Заявить о нарушении
Спасибо за обширную информацию, Валентин! С тем, что западнославянский след, согласен полностью. Аркона собственно и значит Главный Яр, ибо в этом городе очевидно стояла самая знаменитая или большая статуя этого бога. Но непонятно соотношение Вашей трактовки с изображением на брактеате. Если там изображён Генрих Лев, то кому он показывает язык?
Во всяком случае спасибо за рецензию!

Николай Бузунов   02.10.2013 22:20   Заявить о нарушении
Согласен. По поводу изображения с высунутым языком возникает много вопросов. Однако выражу свою мысль. Мы очень мало знаем об обычаях древних славян... Может быть высунутый у воина на изображении язык означает призыв к войне, как у полинезийцев? У многих народов, даже неродственных между собой, бывают похожие обычаи, но по крайней мере это всё объясняет. Возможно, на изображение также высказано неприятие к захватчику Генриху Льву, отсюда высунутый язык. Подумайте об этом.

Валентин Валевский   03.10.2013 02:56   Заявить о нарушении
Валентин, я думаю, что если бы горожане выпустили такой брактеат при Генрихе Льве, им бы не поздоровилось. Если только подпольно? Мне кажется всё-таки мышление древних больше вращалось вокруг богов, которых они боялись и любили больше чем правителей.

Николай Бузунов   03.10.2013 11:34   Заявить о нарушении