Литературный обзор Людмилы Козловой Кузнецовой

Обзор  работ, представленных на конкурс «День Победы»
члена Жюри Людмилы Козловой Кузнецовой

Произведения участников конкурса «День Победы»  можно условно отнести  к нескольким  группам:
А) художественные произведения с  ярко выраженным  авторским  началом;
Б) произведения, в которых информативная база используется для создания художественных образов;
В) произведения, написанные в  ключе газетного очерка,  в которых преобладает информативная часть;
Г) декларативные тексты, не содержащие новизны;
Д) произведения в ключе эстрадной миниатюры, характеризующиеся облегченным стилем;
Е) малохудожественные тексты.
Ясно, что первые три группы произведений наиболее соответствовали требованиям конкурса. Ниже приведены примеры оценочных судейских подходов, которые использовались для анализа некоторых конкурсных работ. Номер слева означает номер участника конкурса.
1. Стихотворение, написанное с намеренной раскачкой ритма, основанное на перекличке гласных и согласных, и на внутренних рифмах. Поэтому отсутствие некоторых концевых рифм  совершенно не портит текст. Тема раскрыта, тональность выбрана правильно – звучит мотив душевной тоски по мирной жизни и любви.    Минус - за  некоторую декларативность авторской речи «поймёшь…. что больше выстрелов и боя – звук прибоя, песнь мирного дыхания весны…». Ясно, что Л.Г. и так всё это понимает. Допущена неточность в выражении « что больше выстрелов и боя – звук прибоя…» Слово «больше»  выбрано для  сравнения неудачно. Выстрелы и бой (так у автора) не могут быть БОЛЬШЕ  звука прибоя. Могут быть «громче», «сильнее» и т.д.   
4. Очерк о герое Великой отечественной войны Андранике Абрамяне. Очерк интересен благодаря историческим фактам из жизни воина-героя. Текст написан в строгом информативном стиле, без метафорических отступлений. Есть несколько неловких (ученических) выражений, например: «… красноармейцы выбрасывают к подножию Мавзолея боевые знамёна фашистской Германии». Точнее было бы употребить глагол «низлагают». Или вот здесь: «В первых рядах находился и Андраник Абрамян, единственный со всего Закавказья в этом историческом действии». Точнее было бы сказать «единственный участник  этого исторического события». Ещё одна стилистическая  неловкость «Это живой осколок героического прошлого и гордость нашего народа». Андраник Абрамян – не  осколок, а герой и гордость нашего народа.
6. Профессионально написанная реалистическая  проза. Сюжет о гибели троих сыновей, стойкости духа отца-старика  и невестки. О похоронке на последнего сына, пришедшей в последний день войны – в день Победы. Образы героев живы, эмоционально наполнены, психологически точны,  поэтому вызывают  сопереживание  читателя. Отклик идёт на уровне души и сердца.   
7. Фактически, это дневниковые записи 1939 года  о начале войны в Польше, поэтому  заметно явное преобладание документальной составляющей, точная детализация картины происходящего. Картины, которую невозможно забыть (гибель слепого старика от рук забавляющихся фашистов). Текст, при всех его технических недостатках (бытовой язык, уличный сленг), оказывает мощное психологическое воздействие на читателя.
8. Страшная по своей безжалостной реалистичности вещь! Это тот случай, когда  нельзя ограничиться художественной правдой, и автор  нашёл  мужество написать о реальной жизни, о цене этой жизни человеческой, отданной за Победу! Вернее, о  том, что для  карательной машины диктаторского режима жизнь  героев войны ( да и любая другая жизнь)  никогда  не стоила   ни гроша.
12. События, описанные в тексте таковы, что выдумать  их, а также все детали повествования, невозможно  (спасение от раны на фронте  не лекарствами, которых не было, а с помощью насекомых, отказ в льготах фронтовикам-женщинам, вернувшимся с фронта инвалидами). Недостатки -  натуралистическое описания событий и журналистский стиль изложения. Тема раскрыта, текст  производит сильное психологическое воздействие на читателя, хотя  в нём и  показаны негативные  страницы военных и  послевоенных событий.
18. Рассказ  об отце, герое войны, и его друзьях, на основе  материалов, записанных со слов отца. В повествование вложено много эмоций – восхищение, преклонение, любовь к отцу, поэтому его образ и образы его друзей  получились живыми,  с присущими им  особенностями. Не хватает метафоричности авторскому языку. Информативность преобладает над  художественностью. 
22. О встрече в Бремене через полвека врагов: русского солдата Деева и рыжего солдата-немца, столкнувшихся на войне в одном бою. Написано без сантиментов, реалистично и достоверно. Язык героев персонифицирован. Рассказ имеет второй философский план (подтекст). Но…вызывает сомнение завязка рассказа: мог ли немец  броситься бежать в тыл к противнику – только поэтому Деев и немец оказались в поле во время боя один на один. Если у него (немца) всё было в порядке с мозгами (а это так!), то не мог он бежать ОТ СВОИХ.
24. Очерк о службе в тылу конкретного человека Василия Плаксина – строитель – матрос Северного флота, потом – запасного аэродрома в Заполярье: голод, холод, без горячей  пищи – фактически, условия гулага. В день Победы матросов накормили пельменями и 11 человек от этого умерли ( сытная пища с непривычки). Написано скупо, в основном – этапы биографии, но текст вызывает эмоциональный отклик.
27. Скупое повествование о подростках-бандитах из семей элиты, пытавшихся ограбить ветерана войны. О суде, где ему же (ветерану!)  грозили 7 лет тюрьмы. Типичная картина сегодняшнего времени. Правда без прикрас. Но ветеран всё-таки победил и в этом бою – за счёт того, что снял  разбой на мобильник. Вот это несколько идеалистично – вряд ли в жизни ветерану удалось бы выиграть суд.
30. Возвращение солдата с войны домой, где вместо дома – воронка от бомбы. А там – исхудалая, но живая дочка. Далее – прыжок в эту воронку, где в луже отражается небо (!) – великолепное авторское решение! Написано ярко, поэтично, кратко, но каждая строка, каждый образ имеют  закадровую глубину – это редкость и признак таланта.
34.  Концлагерь «Аушвиц». Повествование от первого лица не оставит равнодушным никого!
36. Дневниковые записи о начале войны. Транспорт с банковскими деньгами – эвакуация. Необычный авторский сюжет. Повествование детализировано и достоверно. Читать интересно, что бывает нечасто!
38. Война глазами ребёнка – папа, вернувшийся с фронта, воспринимается как чужой дядя – великая травма для психики ребёнка. И это тоже раны войны, которые  пришлись на детские сердца и души. Текст эмоционально вовлекает читателя в события. 
40. Профессионально написанная проза. Война во впечатлениях родных и в письмах матери от погибших восьмерых сыновей. Не возможно остаться равнодушным при чтении.
41. История любви военного времени. Профессионально написанный текст, кроме последнего стихотворения, которое нельзя отнести к шедеврам – неудачно выбран ритм (бодрый, почти частушечный), хотя  стихотворение должно быть написано в тональности печали,  слаб поэтический текст и в техническом отношении, за счёт этого общее сильное впечатление снижено.
44. Профессионально написано. Клуб интернациональной дружбы, богатая жизнь «побеждённых» в Лейпциге и нищая жизнь победителей – в российской коммуналке. Хотя сюжет не нов, но автор нашёл оригинальный ход – переписка немецкой девочки и русского мальчишки – позволивший увидеть  бытовой контраст.
____________
Многое  в восприятии  литературного произведения решает особенный авторский стиль повествования и эмоциональный фон. Если автор не сумел  вложить  в текст  свои эмоции, оно не найдёт отклика в читательском сердце.


Рецензии