Национализм по - обывательски

В шестой класс школы – интерната  пришёл новенький. Мальчик  плотного телосложения, рослый, выше всех остальных детей в классе.  Спокойный, внимательный , он не  получал никаких замечаний на уроках. На уроках, но не на самоподготовке.
Ребёнок  не был  приучен к самостоятельному выполнению домашних работ,  по – видимому, дома учил уроки  с   постоянными подсказками со стороны родителей. Воспитателю приходилось уделять  больше внимания ему,  а не  остальным  детям. Это вызывало раздражение у других учеников. Нехватка родительского внимания и  тепла отрицательно сказывается на детях. И они   хотели, чтобы и им тоже уделяли столько же времени, как и «новенькому». Но возмущения были устные, никогда не переходившие в более жёстокую форму.  О  национальности никто никогда не упоминал, и, кроме того, никто о ней и не задумывался.
Период адаптации длился довольно долго. Наконец,  наметился  сдвиг в лучшую сторону: не надо было напоминать о необходимости заблаговременно подготовить учебники и тетради, дневник , ручку и карандаш, порядок выполнения домашнего задания,  аккуратность при выполнении и так далее. 
   Воспитательница  знала, что мальчику трудно освоиться в сложном детском коллективе. Интернатовцы – не простой народ. Тем более, что в классе обучались не только дети из неблагополучных семей, но и дети – сироты. А Руслан  -  так назовём мальчика -  из благополучной семьи:   бабушка, дедушка,  мать – врач, отчим.  Но семья была из переселенцев, с  жильём проблемы, и ребёнка привели в школу – интернат. Именно то обстоятельство, что мальчик лучше был одет, ночевал не в интернате, а дома,  могло вызвать конфликт. Именно эти обстоятельства вызывали раздражение  у других детей.  Ребята в классе были разных национальностей: и армяне, и узбеки, и евреи, и даже тат.  Не говоря о русских и украинцах. Но о  национализме не было и речи. Если и возникали конфликты, то чисто ребяческие «разборки». Как –то,  придя на работу, воспитательница класса была оглушена детскими  криками:
- Зинаида Михайловна, Зинаида Михайловна, а сегодня Руслан избил Таню!
-Он повалил её на пол и бил ногами!
-Мы его еле оттащили! – посыпались на воспитательницу реплики со всех сторон.
- Сильно избил? – встревожено спросила Зинаида Михайловна.- Как  это случилось?  Из-за чего драка? Где Таня?
- Таня в медпункте.
-Это случилось на большой перемене.
- Не знаем, из-за чего подрались!
Руслан, сидя за партой, молча и, казалось, безучастно, доставал из портфеля учебники:  готовился  к самоподготовке.
- Руслан, расскажи, в чём дело? Что у вас произошло с Таней? – обратилась воспитательница к мальчику.
Таня, девочка – сирота, отличалась крайне агрессивным и вздорным поведением. Родители  «сгорели» от водки. Двоюродная бабушка оформила опекунство над  девочкой.
В первом классе девочка училась  в обычной общеобразовательной школе.  Но крайне непоседливая, она  не давала вести уроки, раздражая своим поведением окружающих. Последней каплей, переполнившей чашу терпения учителей, стало «представление», устроенное  первоклассницей. На перемене она показала собравшимся детям  …стриптиз.  А так как «стринги» у неё отсутствовали, то простые трикотажные трусики она тоже сняла, чтобы не портили эстетического восприятия.   После этого  «художества» в школе быстренько оформили документы, вызвали опекуншу, вручили ей документы, и девочка оказалась  в школе - интернате. Небольшого роста, щупленькая, она имела весьма независимый характер и никому не давала себя в обиду. Часто бывала зачинщицей ссор. Без колебаний  ввязывалась в драку или сама её затевала.  Хвасталась умением целоваться  «по – взрослому».  Руслан  понравился  Тане, и она всячески оказывала ему различные знаки внимания. Казалось, между ними царило полное понимание и приязнь. И вдруг это избиение… . Да ещё ногами …лежащую девочку!  Это маленькое, хоть и «едкое» создание!  Это уже чересчур!
- Руслан, расскажи,  из-за чего ты избил девочку? Что она тебе такое сделала? - сдерживая эмоции, ровным голосом  поинтересовалась воспитательница. В ответ – молчание.
-Ребята, кто - нибудь  знает причину драки?
- Никто ничего не знает.
- Мы пришли после второго завтрака, а он её тут колотит.
- И на завтрак они оба не пошли.
- Руслан, объясни своё поведение. Как ты мог ногами избивать маленькую девочку? Ты же в два раза крупнее её!? -  пыталась выяснить  Зинаида Михайловна.
В ответ – молчание.
-Руслан, что же произошло? А как же ваша дружба?
 Не добившись ни единого слова в ответ, воспитательница решилась на крайнюю меру: вызвать родителей . Такое решение  сложных ситуаций -  обычная практика  в  школе. Но не в интернате. Родители  многих учащихся 5 – 9 классов  не появлялись многие годы ни на родительские собрания, ни на торжественные мероприятия . Равнодушие взрослых, слепая вера в то, что ребёнок сообщает им истинную правду о своём поведении, обо всем в школе, устраивала некоторых родителей. А часть « предков»  вообще не интересовалась своими детьми.  Основной  воз ребяческих проблем тащила  на себе воспитательница. Если   был в интернате добросовестный знающий психолог, проблемы решались совместно. Ну, а если нет … .
Семья Руслана, на первый взгляд, казалась вполне благополучной: не бомжи, не алкоголики, интеллигентные люди. Зинаида Михайловна решила обсудить возникшую проблему с ними.
-Ну, вот что, дружок. Дай-ка мне твой дневник, я вызываю твою маму на беседу.
Дневник,  без всяких возражений со стороны Руслана,  вскоре лежал на учительском столе.
«Прошу родителей быть в школе во вторник в 14ч. 30 мин. Зинаида Михайловна»
С  Таней поговорить  не удалось:  из  медпункта она убежала к своей опекунше. Наутро не пришла в школу. Опекунша тоже ничего не сообщила.
Зато  в школу явились не только мать Руслана  с мужем, но и бабушка с дедушкой. И вылили на воспитательницу ушат  небылиц:
- Вы  придираетесь к мальчику, потому что он мусульманин!
 - У вас здесь не дети, а фашисты!
 -Его избивают, потому что он татарин! 
-Эта мерзкая девчонка укусила его так, что у него осталась рана от её зубов!
-Какая рана? Где? –удивилась Зинаида  Михайловна. –На нём не было никаких ран! И никаких жалоб на девочку.
- Где? Где? Где..На спине!- истерически  выкрикнула  мать.
-На спине?! –  воскликнула изумлённо воспитательница.- Что – то я Вам не верю. Укусить за спину  сложно: рубашка, свитер – это не реально! Он что, обнажённый был?
Своим последним неожиданным вопросом, заданным с единственной целью:  ошеломить «противника» и немного заглушить наступательный порыв,  Зинаида Михайловна добилась временной  тишины.
Не ожидавшие  такого вопроса родственники смешались, замялись и испуганно замолчали, переглядываясь друг с другом.
Воспитательница «пошла в наступление». Вежливо и спокойно, но твёрдо заявила:
- Я хочу посмотреть  рану. И почему нет  Руслана?  Вы знаете, он вообще ничего не сказал в своё оправдание. А избивать ногами девочку – это садизм, как бы она ни  была виновата перед  ним.
Но родственники не слушали никаких доводов.  Из четырёх глоток начали  утверждать  «ангельское происхождение»  сына и мерзость окружающих  его созданий. Призывали небесную кару на головы  воспитательницы,  детей. Грозили жалобой директору,  в ГУНО.
-Вы можете жаловаться кому хотите. Это Ваше право. Но боюсь, что опекунша Тани обратится в милицию по поводу  избиения её девочки. А свидетели – дети – будут давать показание не в пользу Руслана. Они ведь видели, как он избивал её. А чтобы решить вопрос  мирным путём, нам надо выяснить все детали драки. Пригласим для солидности представителя детской комнаты милиции, чтобы он составил протокол. Давайте договоримся так: поскольку ни вашего мальчика, ни Тани нет сегодня в школе, я вызову опекуншу на субботу. Этот вопрос мы должны решить совместно. Обязательно приведите Руслана.
Но в субботу ни Руслан, ни его родители, ни Татьяна, ни её опекунша  так и не пришли в интернат. В понедельник Зинаида  Михайловна узнала, что мать Руслана забрала документы  мальчика из школы-интерната.  Таня как ни в чём не бывало приехала в интернат в понедельник, здоровая и весёлая.
-Расскажи-ка мне, дорогая, всё о вашей драке. И как ты себя чувствуешь? – обратилась воспитательница к девочке.
-Да Вы не переживайте, Зинаида Михайловна, - затараторила Таня. -  Со мной всё хорошо. Не была  на уроках  из-за насморка и кашля. А подрались… Ну,  подрались и подрались. Я уже забыла!
И только после окончания школы, при случайной встрече, девочка ( уже девушка) призналась, что дрались они из-за того, что Руслан  ел грушу, а ей не дал откусить кусочек. Вот она и пыталась откусить кусочек от него, Руслана. Правда, не сказала, от какой части тела. Но Зинаида Михайловна ей не поверила.
……………………………………………………………………………………………………….
Таты – народ, проживающий в Азербайджане, Дагестане.
ГУНО- городское управление народного образования


Рецензии
Прошло всего двадцать лет с тех пор, как развалилась огромная страна, пожалуй, единственная в мире, где вопрос братства и равенства всех народов и народностей населявших эту страну был по настоящему решён. Вопреки утверждениям современных "нациков" ни один народ в СССР не дискриминировался никоим образом, не считая скрытой дискриминации славян.К сожалению в последнее время национализм стал чуть ли не нормой жизни и не без помощи родителей часто проникает в детскую среду. С уважением, Пётр.

Петр Чванов   12.07.2012 02:12     Заявить о нарушении