На земле последних крестоносцев

                На земле последних крестоносцев
                «  Мальтийский вечер               
                двери распахнул,
                наполнилась прохладою Валлетта…»
                Б.  Воронин
               
          Домодедово. Позади    регистрация,    таможенный   контроль, проверка    виз. Самолет Мальтийской авиакомпании набирает высоту и держит курс в юго-западном направлении. В режиме реального времени на мониторах прослеживается полет. Над русской равниной сплошная облачность, в иллюминатор смотреть не интересно. Услужливые, проворные стюарды разносят завтрак. Общение исключительно на английском языке. Мониторы показывают, что самолет пролетает над Румынией, облачность обрывается. Лазурное небо. На севере  в виде подковы просматриваются Карпаты. А дальше все интересней и интересней… Мелькают города Балканского полуострова, отчетливо прослеживаются причудливые сплетения горных цепей и вот уже Греция.  Заливы, прибрежные острова, бухты. Пролетаем Ионическое море и приближаемся к Сицилии. Виден вулкан Этна и береговые поселения.
          Мальта появляется неожиданно. В рассветных лучах  остров  напоминает розовато-белого жука-плывунца, застывшего на золотой глади Средиземноморья. И возникают тревожные мысли: а как же самолет будет садиться на эту крохотную территорию? Но беспокойства напрасны, благополучно делаем посадку в аэропорту г.Валлетты. Аэропорт компактен и изящен. Главный фасад выполнен в виде аркады. Первый глоток мальтийского воздуха заставляет почувствовать одновременно запах цветов, моря и солнца. Автобусы развозят пассажиров по отелям. Дорожный серпантин с двух сторон украшают: тамарикс, пальмы, араукарии, бугенвилии, олеандр. Окружающий ландшафт очень напоминает Палестину или Керченский полуостров.
           Мысленно погружаюсь в историю этого острова. Кто здесь только ни жил! Финикийцы, греки, римляне, арабы, норманны,  французы и англичане. Огромный вклад в развитие островов мальтийского архипелага внесли рыцари  госпитальеры. Полное название этого военно-монашеского ордена: «Иерусалимский , Родосский, Мальтийский державный Военный Орден госпитальеров Св. Иоанна».
           Этим братством в эпоху крестовых походов был построен госпиталь в Иерусалиме, недалеко от храма Гроба Господня. Рыцари должны были охранять и лечить паломников на Святой земле. Этому ордену было суждено пережить все остальные средневековые рыцарские ордена и просуществовать до настоящего времени.
          После изгнания крестоносцев арабами под предводительством султана Саладина  госпитальеры базировались на островах  Крит и Родос, но и оттуда их изгнали турки-османы.       
          Госпитальеры носили на левой стороне груди восьмиконечный белый крест, символизирующий следующее: четыре конца креста символизировали христианские добродетели, а восемь углов  -  восемь блаженств в загробной жизни. Белый крест символизировал безупречность рыцарской чести на кровавом поле войны.
          Двадцать третьего марта 1530 года  в Болонье посол Ордена Св. Иоанна Антонио Босио принял из рук императора Священной Римской Империи Карла V копию акта, согласно которому, в вечное владение госпитальеров передавались Триполи , а также острова: Мальта, Гозо и Камино.  26 октября 1530 года рыцари на галере «Святая Анна» вошли в Большую Гавань Мальты и высадились возле небольшого селения Биргу. Первое знакомство с Мальтой произвело на госпитальеров удручающее впечатление. Каменистый, почти лишенный растительности остров . Мясо, овощи, зерно – все доставлялось из Сицилии, но это был уже свой остров. И рыцари начали его обживать. На кораблях завозили землю, строили фортификационные сооружения, храмы и дворцы. Лучшие архитекторы Европы были привлечены для этой деятельности.
             Высшего расцвета Мальтийский Орден достиг во времена Великого магистра Жана Паризо де ля Валлетта   (1557-1568 г.г.). В этот период госпитальеры отразили довольно длительную осаду турок, войско которых составляла 40 тысяч отборных янычар. Иоанниты сумели выставить против них  700 рыцарей и около 8 тысяч солдат. Четыре месяца подряд мусульмане штурмовали орденскую столицу, но безрезультатно. Потеряв убитыми более половины своей армии, турки отступили. Потери рыцарей составляли 240 кавалеров и 5 тысяч солдат. В 1797 году Наполеон захватил Мальту и рыцари вынуждены были покинуть её. В этот кризисный период для ордена, его Великим магистром был  избран русский император Павел I, который управлял орденом с 1798 по 1801 г.г. Таковы исторические вехи этого ордена. А что он собой  представляет в наше время?
            Мальтийский рыцарский орден пользуется суверенитетом над четырьмя акрами территорий в Риме, на которых расположены – большая вилла на Авентинском холме и старинный дворец на улице Кондотти., где находится штаб-квартира ордена.
            Двадцать второго октября 1989 года Мальтийский орден вернулся на свои исконные земли. Был возвращен форт Сан- Анжело - прежняя резиденция Великого магистра. Нынешний Мальтийский орден выпускает свои почтовые марки, монеты, паспорта и поддерживает дипломатические отношения с 50 странами.
            В 1988 году был избран 78 –ой Великий магистр Эндрю Берти – сельский английский учитель, представитель древнего аристократического рода.
            Когда проезжаешь по Мальте, на некоторых виллах и замках можно видеть красный флаг с белым крестом. Это означает, что здесь находится представитель Мальтийского ордена.
            Столица Мальты Валлетта порождает воображение грандиозными фортификационными сооружениями, храмами, дворцами, удивительной планировкой города, который расположен на полуострове Шиберрас. Недалеко от дворца Великих магистров расположена главная достопримечательность Валлетты – кафедральный собор Св. Иоанна.  Собор построен необычно – вдоль улицы Республики. Фасад собора по-монашески строг. Единственное его украшение – балкон, нависший над входом и опирающийся на две коринфские колонны. Собор построен из местного желтоватого песчаника и выглядит довольно скромно. Интерьер же собора – это рукотворное чудо! Своды главного свода нефа расписаны кистью Матио Проти. 38 лет своей жизни Проти посвятил работе в соборе  Св. Иоанна. Особую историческую художественную ценность имеет пол собора. Осторожно посетители ступают по плитам из цветного мрамора. Это надгробья  356 захороненных здесь рыцарей. Над каждой надгробной плитой рыцаря , украшенной мальтийским крестом, буквы девизов и прославленных аристократических фамилий, заявивших о себе в различных частях света  при битве за Аккру в войне с катарами при Великой осаде .  Некоторые госпитальеры помогали тевтонским псам-рыцарям на Псковщине.
                В соборе нашли последний приют 26 Великих магистров, правивших на Мальте. Выдающиеся Великие магистры де Лиль Адам и ля Валлетта похоронены в крипте под алтарем ( в настоящее время доступ туда закрыт). В соборе есть великолепная картина художника позднего возрождения  Микеланджело Караваджо, которая находится в капелле правого крыла собора. Картина называется «Усекновение головы Иоанна Крестителя».  В творчестве Караваджо мастерское использование света и тени, оказавшие огромное влияние на последующее развитие живописи. За свой талант Караваджо был произведен в Мальтийские рыцари, но имел вспыльчивый и импульсивный характер, и за драку два года просидел в тюрьме г. Валлетты. 
             Мальта – это музей под открытым небом! Здесь все заставляет работать воображение! Мемориальные таблички на стенах церквей и дворцов - своеобразный путеводитель по бурной истории острова…
            
              Как быстро пролетели дни отдыха на Мальте! Когда теперь ещё смогу увидеть это море цвета  густоокрашенного  сапфира, ощутить ласку прибрежных  теплых, чистых волн? И когда ещё смогу увидеть этот праздник цветов в многочисленных парках и скверах?  Завтра улетаем домой. Брожу по вечерней столице…Трудно сразу осознать: в чем кроется очарование Валлетты?
 Возможно мощными крепостными сооружениями, фортами, бастионами, храмами и дворцами, которые сливаются в удивительно гармоничный ансамбль, соединяющий средневековый аскетизм рыцарской архитектуры и гуманизм позднего возрождения.
В закатных лучах щедрого средиземноморского солнца этот ансамбль начинает звучать как слаженный симфонический оркестр.  Звуки этого оркестра созданы вечерней Валлеттой. Узкие улицы озаряют многоцветие красок: флаги и транспаранты бесчисленных карнавалов, религиозных праздников, ярко раскрашенные статуи святых, распахнутые двери и сияющие витрины сотен магазинов для туристов, шум , гомон, музыка, цоканье копыт на брусчатой мостовой…
             
               


Рецензии