Про гросс-МАТа МАйстеров - ШАХущки-МАТущки

Про гросс-МАТа МАЙСТеров - ШАХущки-МАТущки

Как я уже ВАМ раз рассказАл,
В 1927-29-тых годах
Наша семья
(Мои папа-мама, два брата, Аня -
Но ещё - не я!) -
Среди прОчего - выпИсывали и чудЕсный журнал <ВсеМИРный СледопЫт>,
где среди прОчего - уже в концЕ помещАли раздел
с изображением шахМАТной доски и шахМАТных фигур на ней -
КорОны, бАшен, головАстиков-пЕшек-слонОв и конЕй -
эпизоды пАртий знаменИтых в ТЕ 1920-тые гОды -
ХосЕ-Рауль КапаблАнка из слАвной в ТЕ гОды ГавАны,
Макс Эйве из Роттер-ДАма,
НимцОвич из НимцОвии,
АлЁхин, БоголЮбский, Вера МЕнчик из ...
И в непонЯтном мне тексте -
непонЯтные мне словА:
дебЮт, гамбИт, шах
и бОлее-мЕнее - понЯтный мне МАТ.

И вот я - от НЕ-хрен дЕлать -
РешИл ВАМ под начАло ЛЕТа -
Про гросс-МАТа МАЙСТеров -
КОе-какИе ШАХущки и МАТущки рассказАть.

КоролЕвский наш гамбИт -
Был ТОгдв-ТО - знаменИт,
А теперь игрА в гамбИте -
ВСЁ-равнО, что и в <гамНИте>, и в <гавНИте>, -
Не игрА, а - извинИте - ИЗ <гавНИта>!

Да и ТОгдв-ТО -
Даже у знаменИтых -
БывПло ВСЯКое -
ПорОй - хорОшее -
ПорОй - смешнОе и несчАстное,
А тепЕрь - быльЁм порОсшее...

Вот, например, СТЕйница защИта -
По-сУти - лЫком былА шИта.
И НАШ ВелИкий ШАХ и МАТ, и МАГ -
ЧигОрин, хлебнУв немАло гОря - с гОря -
ЕЁ - мгновЕнно раздолбАл,
Но чемпиОном МИРа -
ШТЕйниц СТАЛ, а НЕ ЧигОрин! -
ТЕйниц - ЧигОрю -
ЗАпросто обЧигОрил-объегОрил!
А гениАльный НАШ ЧигОрин -
СпИлся, да и Умер вскОре с гОря!

А потОм чемпиОном МИРа -
Пре-хИтрый ХосЕ-Рауль КапаблАнка
(Из слАвной в ТЕ гОды ГавАны) СТАЛ,
А когдА чутОк устАл -
Макс Эйве из Роттер-ДАма-Амстер-ДАма -
ЧемпиОном МИРа СТАЛ.
А пол-вЕка спустЯ, Макс Эйве интерЕсно -
ЛОРДу БРЭндеджу (ПрезидЕнту МОК) сказАл,
Когда ЛОРД, на 30-лЕтней дАмке женИвшись,
ХвАстаться Этим начАл:
ВЫ, ЛОРД, - в ВАШи 86 лет - глупЕц! -
МоглИ б найтИ и помолОже -
СебЕ - женУ, ЕЙ - женихА, -
А ТАК - получИлась чепухА!

А НАШ эмигрАнт АлЁхин -
ТАК и Умер МИРа ЧемпиОном - НЕ побеждЁнным -
НЕ ДО игрЫ ж было ТОГДА - да в ЧемпиОны -
ВрйнА ж ТАКАЯ шла...

Потом БотвИник МИша стал ЧемпиОном
И тоже ушёл - НЕ побеждЁнным! -
ТочнЕй - ЕГО то побеждАли,
Но через ГОД -
ПОсле МАТЧа-ревАнша -
ЕМУ - корОну - отдавАли! -

И Смыслов ВасИлий -
НосИть дОлго корОну -
НЕ осИлил,
И МИШа Таль из РИГи,
И ПетросЯн из ЕревАна!
А вот ДавИд БронштЕйн -
С БотвИником сЫгрАл - в пре-скУчную вничьЮ...

А вот ПетросЯн из ЕревАна -
И за Это - Очень уважАли,
ХотЯ ПетросЯну из ЕревАна -
ГонорАров - НЕ давАли -
НЕ ТО, ЧТЛ нЫнешнему ПетросЯну НЕ из ЕревАна
И ЕГО женЕ - ПетросЯне -
ТОже - НЕ из ЕревАна!
ЗатО ТигрАна ПетросЯна из ЕревАна -
700 ТЫСяч армЯнов - в БуЭнос-Айресе встречАли
И "- ВмвАи ТигрАну ПетросЯну!" - кричАли!

А <АрмЯнское РАДио>  из ЕревАна -
ТАК отвечАло на вопрОс:
<<- А прАвда, ЧТО ТигрАну из ЕревАна -
За <ЭТО> - чемпиОна МИРа дАли?>>:
<<- Да, прАвда! -
Но МЫ - ЕГО - НЕ ТОЛЬКо За <ЭТО>,
Но ещё и За <ТО>! -
КАК и Юлия ЦЕЗаря НЕ из ЕревАна -
За <ТО>, ЧТО мужикАм <в СебЯ> <давАл>,
И ЧТО САМ - мужикАм <СебЯ> <ТудА> <давАл>-<всовАл>!>>>>

Я ВАМ ещё про БОбби ФИШера, СпАсского,
КАРПова, КасПАРова, про НОнну с НАни и дры -
НиЧЁ не сказАл,
Но я уже устАл,
Да и ЛЕТо календАрное -
ужЕ - настАло,
С ЧЕМ я ВАС ВСЕХ - поздравлЯю,
ЗдорОвья, Счастья, РАДостей желАю!
        Крыленко Владимир  31 мая - 1 июня 2012


Рецензии