Быть России или быть Московии?

Один из читателей газеты «Свободная газета+», выходящей в дальневосточном городе Свободном, прочитав статью «Москва расширяется Сибирью?», не согласился с этим предположением и раздражённо спросил: «Когда все страдальцы за судьбы России ныть перестанут?». Одним из главных таких страдальцев и «нытиков» нужно считать нынешнего главу министерства по развитию Дальнего Востока Виктора Ишаева. И даже Президента России Путина, который побывав в Благовещенске в 2000 году, сказал, что «если ничего не предпринимать, то скоро здесь будут говорить по-китайски». Он-то и поручил Ишаеву, как Председателю ассоциации «Дальний Восток-Забайкалье», подготовить предложения по исправлению кризисной ситуации.

15 мая 2001 года глава администрации Хабаровского края  Виктор Ишаев на заседании Президиума Российской академии наук выступил с докладом о стратегии развития Дальнего Востока, который закончил словами: Необходимо чётко себе представлять, что в сложившейся ситуации, когда Россия практически свалилась в пропасть, одних только мер экономического регулирования недостаточно. Нужно нечто большее, а именно – консолидация общества с целью восстановления и развития государства на базе конкретной программы.
О том, какая судьба ждёт Россию, если стратегия развития Дальнего Востока не будет реализовываться, прозвучало в выступлениях учёных при обсуждении доклада. Член-корреспондент РАН М.Л. Титаренко сказал: «Развитие Сибири и Дальнего Востока – это вопрос будущего страны: БЫТЬ РОССИИ ИЛИ БЫТЬ МОСКОВИИ.
В докладе и прозвучавших выступлениях справедливо подчёркивалось, что сугубо рыночный подход превращает сам регион – Дальний Восток и Сибирь в товар. В погоне за максимальной прибылью некоторые горячие головы, как вы знаете, уже выдвигали идею продажи Дальнего Востока по примеру продажи Аляски Соединённым Штатам Америки».
Академик Н.Л. Добрецов: «А если к тому же китайские трудовые ресурсы хлынут в Сибирь и на Дальний Восток, то произойдёт фактическое отделение региона от страны».

20 лет подряд (после раздела Советского Союза) Сибирь и Дальний Восток грабила российская «элита», утверждая устами своих президентов о, якобы, существующем приоритете развития Дальнего Востока. Так как «элита» эта находится в Москве, а президенты в Кремле, то Москва стала, как в сказке о царе Салтане, расти «не по дням, а по часам». Россия стала мировой энергетической «державой», за счет распродажи энергоносителей, а Москва стала мировой столицей миллиардеров, обогнав по их количеству Нью-Йорк.

И тогда стали российские азиаты голосовать против такого «приоритета» ногами, перебираясь поближе к богатеющей и расширяющейся Москве. И стала в результате этого процесса российская Азия обезлюживаться, причём, чем дальше на восток, тем больше. А это уже в ближайшее время может привести к тому, что расширяющаяся и богатеющая Москва станет нищей. Почему? Потому что лишится она своих восточных колоний, за счёт распродажи природных ресурсов которых богатеет. Почему колоний? А потому, что уровень жизни среднего москвича на порядок  выше, чем сибиряка и, тем более, дальневосточника, и повышается за его счёт. Я говорю среднего москвича, потому что есть и нищие москвичи. Но если суммировать доходы сотни московских миллиардеров, ста восьмидесяти тысяч  долларовых миллионеров  и остальных москвичей, то окажется, что доход среднего москвича в даже более, чем на порядок превышает доход среднего дальневосточника. И льгот у московских ветеранов и пенсионеров больше, чем у дальневосточников. Это подтверждают бюджетные планы московских чиновников. Руководитель департамента социальной защиты населения столицы Владимир Петросян  24 января этого года довёл до сведения льготников присоединяемых к Москве территорий: «На присоединяемых территориях, по нашим данным, 77 тыс. льготников, из них 50 тысяч пенсионеров. С 1 июля льготники присоединяемых территорий будут получать все московские льготы в полном объеме. В частности, неработающие московские пенсионеры ежемесячно будут получать доход с учетом городской надбавки не менее 12 тыс. рублей». К таким пенсионерам относится и моя жена, учительница на пенсии. Зарегистрированы мы в московской квартире дочки и зятя, и, если перерегистрируемся в дальневосточную квартиру моей тёщи, за которой по старости нужен уход, то жена половину пенсии своей потеряет.
Одной из причин того, что  рухнула вся дальневосточная экономика, является отказ государства компенсировать транспортные расходы на комплектующие части и материалы для дальневосточных предприятий, на горючее и сельхозтехнику для сельского хозяйства, на товары для населения. Всё по отношению к федеральному центру сильно подорожало, и стала не жизнь, а выживание. Для того, чтобы не потеряла Россия свой Дальний Восток нужно создавать такие условия, чтобы дальневосточники оттуда не уезжали, иначе не будет самой России. Об этом говорил на предновогодней пресс-конференции 30 декабря 2005 года глава администрации Хабаровского края Виктор Ишаев: «Все предшествующие руководители, как бы они не относились к своему народу – и цари, и коммунистическое наше управление, всё-таки относились по-другому. И приоритет отдавали сюда, и развивали стройки, и привлекали умы. Наука тоже относилась по-другому. И давали вакансии сюда на Дальний Восток, для привлечения и отправки специалистов…. А сегодня нет таких возможностей.
Дальний Восток – это 13 субъектов федерации. Два миллиарда 600 миллионов на их развитие – это хорошо? А одному Татарстану – 14 миллиардов, Да ещё плюс Казань – 1 миллиард 700 миллионов!
Реплика из зала: «Но это было тысячелетие Казани!».
 - Извините, тут я с вами не соглашусь. На Казань несколько лет выделялось миллиард 700 миллионов, а территориям Дальнего Востока (вместе взятым) такие суммы не выделялись в течение всего времени. Поэтому говорить о том, что Дальний Восток в приоритете я не могу».

Прошло ещё 7 лет. Может, за это время что-то в приоритетах изменилось? Как бы не так. Тот же Петросян сообщил, что в 2012 году на все социальные выплаты из городского бюджета будет израсходовано 142 миллиарда рублей, из которых 107 миллиардов - на городские доплаты пенсионерам. И становится ясно кто в нашем государстве в приоритете, если только за один год (!) на доплаты московским пенсионерам в разрастающейся Москве тратится больше, чем на весь Дальний Восток за 20 лет!
А Дальний Восток всё больше и больше превращается в сырьевой придаток Китая. Вместо создания рабочих мест для дальневосточников за счёт распродажи наших природных ресурсов создаются рабочие места в пограничных с Россией новых городах Северного Китая. В результате дальневосточники уезжают поближе к богатеющей Москве, и скоро там не останется людей, чтобы удержать 40% самой богатой природными ресурсами территории России за Россией. Уже сейчас в приграничной 200-километровой полосе на одного русского приходится 12 китайцев. Но это в приграничной полосе. А если сравнить населённость равных по площади территорий Китая и Дальнего Востока, то на одного дальневосточника приходится 200 китайцев! 6,5 миллионов дальневосточников удерживают за Россией территорию равную территории Китая с населением в миллиард 300 миллионов человек. Виктор Ларин, директора института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН утверждает: «Для жителей региона предлагаются смешные льготы. Мы регулярно проводит опросы, и знаем, что уже сегодня до 70 процентов населения в городах Дальнего Востока готовы отсюда уехать, и такими программами людей не удержать».

Московский мечтатель директора Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов выдвинул грандиозный проект создания Свободненского дальневосточного космического кластера (СДКК) на базе космодрома Свободный. « Я убеждён, что Амурская область - это ключевой, решающий регион Дальнего Востока, а опережающее развитие Дальнего Востока - основа развития России. Отсюда и приоритетный интерес к Амурской области. Космодром «Свободный» и ЗАТО «Углегорск» играют здесь ключевую роль», - сказал он в мае 2005 года, когда решался вопрос о строительстве космодрома «Восточный». Миллиарды на строительство главного космодрома пошли, а город «Свободный», который при рациональном подходе должен стать столицей развивающейся области, пока этого не почувствовал. Центральную улицу города, улицу Ленина, можно назвать улицей продажи китайских товаров, потому что отечественных нет. А вот белорусская обувь и одежда есть. За 7 тысяч вёрст с Белоруссии везут. Россия распродаёт свои ресурсы, а Белоруссия свою продукцию. О бедности Белой Руси природными ресурсами писал Якуб Колос: «Сторона моя родная – лес, болота и песок…». Но там, ни одного предприятия, ни одного колхоза не порушили, потому и рабочие места есть. А в Свободном всю промышленность уничтожили. Куда идти работать? Теперь появилась надежда, связанная со строительством объектов космодрома. Ведь через это строительство, как мечтал Юрий Крупнов, получит опережающее развитие весь Дальний Восток и вся наша необъятная Россия.
Ну, а Свободный, бывшая столица самого крупного концентрационного лагеря советских времён, станет столицей Приамурья. Оденется в гранит набережная Зеи, в сторону которой  показывает рукой от администрации города великий Ленин. Теперь у нас есть великий Путин, и на месте свободненских трущоб, появятся проспекты, парки и скверы. Появится новый аэропорт с беспосадочными перелётами до столицы…. А может, столицей всей России Свободный сделать, как предлагал Юрий Крупнов. Пока он ещё не переехал в Свободный из Москвы, но скоро переедет, когда Свободный столицей станет. Мечтать не вредно!


Рецензии