Дневники Арканда Бальтонари 1

Вот еще некоторые лоскутки. "Дневники Арканда" у меня всегда шли отдельно. Я пока не знаю, куда их присобачить. Наташа, ты знаешь, наверное тут объясняется немного больше о том, почему Домиарн и Арканд удержались вместе шесть лет, несмотря ни на что. Хотя не отвечает на твой вопрос о том, за что можно любить Арканда. Домиарн никогда не задавал себе этого вопроса, он просто его любил. Проблема в том, что я не верю, что у нижеприведенного повествования есть какое-то будущее. Я живу в стране, жестокой к искусству. Комиксы здесь имеют большую популярность, чем книги, и самые популярные фильмы сделаны на основе комиксов. Если я не повторю эту последовательность, роман никогда не станет популярным.



                “- Знаешь, Арканд, если бы у меня была твоя несгибаемая сила воли, то я бы…
                - Ты бы сделал что-нибудь великое?
                - Нет… Я бы, наконец, нашел в себе силы покончить с собой… - И Домиарн взглянул на меня с болью в глубоких черных его глазах, которые с одинаковым успехом смотрели во тьму, в будущее и в мою мятежную душу. Он всегда был для меня темным омутом, в котором не прекращала мерцать тайна.
                Он любил меня, и эта любовь была одним пронзительным отчаянием. В сумерках его глаза иногда светились светло-зеленым матовым огнем. В них, однако, было больше от несчастного человека, чем от невиданного существа, неизвестно как попавшего в наш мир.
                Как-то я стал свидетелем очередной его ссоры с отцом, и Мевилд резко бросил: «Ты совершенно оторван от реальности, Домиарн! Твоя проблема в том, что ты живешь в каком-то своем мире!» И тут последовал полный боли ответ, который запал мне в душу на всю жизнь: «Моя проблема в том, что я живу в вашем.»
                Иногда он приходил в мою комнату, и брал меня за руку. И тогда в его глазах было столько муки, столько невысказанного чувства, что я, далеко не поклонник, а скорее даже стойкий противник греховной любви между мужчинами, брал его на руки и нес в спальню. Он казался мне легким и хрупким. Я обнимал его и видел его слезы. Слезы того, кто заставлял плакать сотни людей.
                Как-то я спросил Мевилда: «Знаете, какое у Домиарна любимое выражение?» «У него их много!» – отмахнулся Гидеалис-старший. – «Ну, какое?» – Спросил он, видя, что я все еще выжидательно смотрю на него. «У меня нет выбора» - Ответил я. Мевилд Гидеалис помрачнел, и никак это не прокомментировал, но я понял, что попал в точку.
                Я не хочу оправдывать деяния своего хозяина. Я всегда был против проводимой им политики, и не боялся высказывать ему это в лицо. Но, быть может, в той беспомощной фразе была квинтессенция его жизни – он знал сценарий, и должен был ему следовать. Был кто-то граздо сильнее него, тот, кто следил за каждым его шагом, чтобы быть уверенным в том, что он делал все так, как было предписано Свыше. Или ему так казалось?
                За годы общения с Домиарном, я, истовый последователь Священных Книг, каким пришел к нему на службу, стал склоняться к мнению, что насчет устройства мира прав был он, а не почитаемые нами Церковь и Священные Книги. Надеюсь, что я буду уже мертв, когда кто-нибудь найдет эти мои записки, ибо не хочу сгореть на костре за то, что написал здесь.
                Я был свидетелем тому, как Домиарн предсказывал события и они сбывались. Я видел отблеск доброты в его душе, когда он лечил своего отца или принимал тяжелые роды. Я знаю, что на самом деле случилось между ним и Даром Ламансвиером. Я также узнал от него совершенно другую трактовку образа того, кого принято считать воплощением зла, и кого мы называем Дьяволом.
                Он говорил, что Тиара Зла на Дьяволе – это суть шутовской колпак, надетый на него нами же. Он говорил, что дьявол не существует извне, но только внутри, а люди никогда не увидят истинного лица Зла, потому что оно скрыто в Добре. Нанося удар по Злу в очередной раз, как правило, попадают по обоим.
                Теперь у моих ног на полу играет маленький ребенок. Мой сын. Под окном во дворе Циса сражается с двумя крепкими мужчинами, моими первыми и самыми искусными учениками. И… кажется выигрывает… Я вижу, как меч ее блестит на солнце сумасшедшей мечущейся молнией. Она размахивает им так, что боюсь, снесет голову кому-нибудь из ребят. Ну что же, я их предупреждал. Кстати, сражается она моим мечом. Тем самым, который Домиарн подарил мне на мой тридцать второй день рождения.
                Там на рукоятке надпись– «Любимому от любящего»… По-тирски, на языке народа, у которого браки между мужчинами – обычное дело.
Когда я в Конви носил перстни на оценку, я заодно показал ювелиру меч. Он был оценен в четыре с половиной тысячи золотом. Но глубину чувств моего хозяина ко мне невозможно было измерить ничем.
                Даже этим бесценным подарком. Ювелир прочитал надпись (видно был из ученых), посмотрел на меня, потом на меч, снова на меня и сказал: «Вы что, тирца убили?». Я мог бы сказать, нет, это мой меч. Но компрометирующая надпись (и факт того, что ее расшифровали!) на секунду лишила меня присуствия духа. Я должен был сказать правду, но не смог. «Я плачу вам, чтобы вы не задавали вопросов» – только и ответил я.
                Здесь, в Тевсаре, тихо и ничего не происходит. То ли дело в Дейкерене… Но я приказал себе забыть о прошлом. Однако не очень-то получается.
Дейкерен снится мне чуть ли не каждую ночь. Мать, братья, наш дом. И отец. Подъезжает вечером к дому, усталый. Я беру его лошадь под уздцы, а он наклоняется в седле и касается моего лба, то ли жалея, а то ли благословляя. На нем его любимый темный плащ с зеленой вышивкой. Тот самый, в котором его хоронили.
                И я знаю, что он знает. А он, смирившись, принимает и мою судьбу и мое бесчестье. И вокруг стоит звон, подавляющий все остальные звуки. То ли это у меня в ушах, а то ли цикады. И сквозь этот звон звучат слова. Отец не раскрывает губ, но я знаю, о чем он спрашивает меня. Он хочет знать, была ли моя вина в том, что я оказался в изгнании. Да, была, отвечаю я. Моя вина в том, что я не пошел на сделку с совестью.
                Меня как-то спросили, что я знаю о судьбе Дейна Гранта. Я ответил, что был в конвое, который вел на эшафот его соратников. И что Дейн был моим другом. Как же так, спрашивают меня. Людям, знающим о Домиарне и событиях в Дейкерене только понаслышке, трудно понять. Им практически невозможно понять, что для моего хозяина не было ничего святого.
                Он мог натравить брата на брата, заставить отца убить сына. Поэтому не случайно из трехста воинов для конвоя Домиарн выбрал меня и еще пятерых. И я думал, что это было моим самым страшным испытанием. Но я ошибался.
                Самым страшным было то, что случилось дальше, и судьба самого Дейна. Циска говорит, что я часто кричу во сне по ночам. Может быть, если бы я рассказал о Дейне, сцены прошлого и его измученная душа оставили бы меня. Но я связан клятвой молчания, и я унесу эту тайну в могилу. И оттого нет, я ничего не знаю о судьбе Дейна Гранта. Прости, друг."

Домиарн считал жизнь фарсом. И часто не пропускал случая добавить свои пять золотых к вышеозначенному жанру.
Однажды мы возвращались поздно вечером из ратуши, где мой хозяин сильно повздорил с отцом (что было не редкостью). Мы ехали молча. Уже на подъезде к замку то и дело печально вздыхавший Домиарн не выдержал копившегося в нем и стал пересказывать мне все обидные вещи, которые наговорил ему Мевилд, заканчивая их фразой “Ну представляешь?!!”.
                Я кивал, не желая принимать ничьей стороны. “А ведь ты знаешь, у меня есть брат!” - Вдруг сказал он. Я замер, не найдясь, что ответить. “Я знаю, что у моих родителей был еще один сын! Я помню его – в детстве... А папаша держит меня за дурака! И притворяется, что я в семье – единственный!”
                “Ну, может умер?” - неуверенно вставил я. “Нет, он жив! Я знаю. Вот, смотри – мой дед – убийца, повесился. Моя мать таинственно исчезла, и мне врут, что она умерла – потому что никто, никто, Арканд, не может вспомнить ее похорон! И ее могилы тоже нигде нет!!! Также у меня есть брат – и он неизвестно где! Ну и семейка!” Несколько минут он мрачно молчал, и потом добавил  - ”В моей семье столько скелетов, что не хватит никаких шкафов!” Я не знал – смеяться мне или плакать...

            Как-то приехал к нам Максигран Синелис. Хозяина не было. Синелис сначала делился со мной последними новостями из Северного Геймтука, а потом мы неминуемо перешли на обсуждение Домиарна. А по-правде говоря – на злословие.
                Поэтому у меня и зубов-то практически не осталось - я много злословил! Но, живя в Дейкерене, просто невозможно было, не встретив знакомого, не перемыть косточки Чернокнижнику... “От него женщины ведь млеют, господин Бальтонари, - Макс рассеянно рассматривал один из привезенных с рудников образцов, клал его на стол, брал другой – падают в обморок от него женщины.
                А он смотрит на мужиков. На Лиатриса этого блатного, прости меня Господи! Как ни приедет к нам он – и что ни вечер – подкатывает к дверям карета Лиатриса – он бежит туда, ног не чуя, и уезжают ****овать...”
            Я слушал господина Синелиса, завороженный блеском драгоценных камней у него на пальцах. Думал – каково это – быть высокорожденным, внуком принцессы?
           “Если бы у меня был такой успех у женщин, я бы все бросил, службу бы бросил, семью бы бросил – и пошел бы по бабам, извините меня! А он – сидит с этим немытым горбуном целыми днями над куском руды, формулы пишут, базарят по-пеневельски, и потом, прямо при людях целоваться начинают!!! Я тут сижу, прислуга – никого не стыдятся! А вы бы видели этого Дорилина, господин Бальтонари, - Синелис закрыл глаза с невыразимой гримасой отвращения на лице, - вас только при виде этого урода стошнилобы прямо там же... Грубый, вонючий... Кричит на меня, обзывает “гевером”.
                Я уже составил словарь пеневельского языка, потому что он орет на меня по-своему, а я же ничего не понимаю. А потом жалуется Домиарну, что я не выполняю его приказаний... Представляете?! Я сначала сам решил учить язык – но в мои годы сложно. И я взял мальчика пеневельского – переводить, все что кричит этот мерзостный Дорилин...
                Так вот мальчик этот, я заметил – переводит только половину. Или даже меньше. Дорилин приходит ко мне в кабинет, кричит, шипит, брызгает слюной минут пять. Мальчик периодически краснеет. А потом переводит всего 3-4 фразы. И я спросил его –а остальное? И он сказал – я вам по существу, мол, перевожу, караин, а остальное – ругательства.” Хотя Дорилин на всех кричит, справедливости ради сказать. И вот с этим, с  э т и м – Домиарн лобызается, как с девушкой какой красоты неписаной... Стыдно. И страшно.”

                Случилось так, что мне нужно было съездить к одному моему знакомому. Жил он на окраине Байзавеля. Домиарн не хотел возвращаться домой один, и поехал со мной за компанию. Я приехал к этому знакомому, но его не было дома. Передал, что нужно было, слугам. И тут, смотрю, Домиарн спешился, и пытается разговаривать с отцом моего знакомого, вышедшим тут с огорода. Я подошел и объяснил, что мужчина этот – глухонемой.
                Домиарн кивнул, и мы уехали.
                - Иметь глухонемого отца! Вот рай на земле! – Сказал мой хозяин по дороге домой. Он пошутил, и сам засмеялся своей шутке.
                Но смех его осел горечью в моем сердце.


Рецензии
Дорогая Дана!
Путешествуя сегодня по твоей драгоценной странице, наткнулся на дневники Арканда. Понимаю, что в роман его воспоминания и наблюдения не войдут, но было очень интересно почитать мысли неукротимого Бальтонари!
А между тем, они очень бесценны и не лишены художественной ценности.

Получился очень яркий и психологический портрет не только Домиарна, но и его самого. Арканд без сомнения живой и запоминающийся персонаж, шедший по жизни с интересом и своим мнением. Были у него драматические и комедийные ситуации, судьба не всегда была к нему благосклонна, но он пытался осмыслить свою жизнь, чтобы понять, где ошибался.

Но, к сожалению, его путь познаний так до конца и не был им пройден. Полагаю, что накопленные обиды и претензии сделали свое дело и он выбрал алкоголь как способ защититься, прежде всего, от себя самого.
В дневнике он не старается приукрасить или приуменьшить собственный характер и Домиарна. Судя по записям, он на тот момент находился в объятом пламени чувств, не светлых и не темных. Он ощутил, что попал в духовно-психологический тупик и, стремясь вырвать из души расширяющийся огонь, начал записывать за собой все до мельчайших подробностей.

Вместе с тем, восхищает его смелость, ибо в те времена средневековья, за подобные «крамольные» мысли, его действительно отправили бы на костер.
Множество открытий преподнесено в его дневнике. Он предстает искренним, способным переживать и испытывать боль. Впрочем, стоит заметить, что в тех главах, что мне довелось прочесть с его участием, даже сквозь алкогольный панцирь, проглядывался образ ранимого и чуткого человека. И, безусловно, уважаемая Дана, создавать такие живые и яркие образы, является одной из твоих литературных прерогатив.

Здесь окончательно расставляются акценты их отношений. Они весьма неровные, с печатью надрывности чувств и болезненных эмоций. Что испытывал к нему Арканд – жалость или любовь? Он испытывал к нему всевозможную гамму чувств, стремясь, время от времени заглушить в себе ростки амурного влечения, из-за впитанной с детства схемы разнополых отношений.

Но и отказать ему он не мог, о чем свидетельствует его запись об их интимных отношениях. В этот момент он влекомый пронзительными глазами Домиарна, заглушал в себе мысли о грехе, чтобы утром с еще большей силой начать о них биться.
В его записях Домиарн предстает глубоко несчастным человеком, пребывающим в кольчуге цинизма и творящим неправедные деяния. Но не думаю, что в ту пору Домиарн упивался черными делами. Он вынужден был из-за своего прохождения выполнить определенную программу, и сеял вокруг себя невинные жертвы лишь потому, что знал, его жизненный путь окончится на предназначенной для него Голгофе.

Нет, его поступки ни в коем случае нельзя оправдать или понять. Но необходимо вспомнить его детство, когда он рос и впитывал окружающий мир. И у этого мира был великолепный шанс принять Домиарна как полноправного человека в свои ряды, но случилось все с точностью наоборот.
Его детская душа была незащищена от ненависти и нелюбви, и явилось одной из главных причин, почему он стал таким впоследствии. Здесь тоже сработала защитная реакция и он, вкусив однажды попытку причинить кому-то боль, принялся приумножать ее и вершить неблаговидные поступки.
И лишь с Аркандом он мог позволить себе быть искренним и нуждающимся в любви.

Вместе с тем, стоит заметить, что благодаря рассуждениям Арканда, мы узнаем, что Домиарн видел свою трактовку благоустройства мира, намного тоньше и проницательнее, чем остальные.
Пока все вокруг кричали о Боге, он старался услышать его истины. Правда думаю, что именно дальнейшая встреча с Релемиллем, помогла ему окончательно осознать, как именно нужно говорить с Богом, чтобы не он услышал, а чтобы человек сам услышал его через себя.

Удивительно мне было узнать, что у Арканда, оказывается, есть сын. Да, ему жизнь многое преподнесла, а он не сумел до конца это оценить, запутавшись на своем пути познаний.
История с мечом мгновенно запечатлелась в сознании. Арканд сгораемый любопытством захотел узнать стоимость подаренного меча. А подарок Домиарна шел от всей искренности чувств и ему хотелось таким образом подчеркнуть значимость Бальтонари в своей жизни.

В его дневнике лорд Гидеалис предстает мрачной и опасной личностью, и его светлая сторона еще запрятана глубоко в его душу. Еще не весь лес обид и невзгод он тогда прошел, но он шел вперед не останавливаясь.
Не думаю, что он был доволен своими поступками и создавшимся положением. Он искал оттуда выход. А, как известно, прежде чем постичь катарсис, необходимо понять и услышать себя. Это понимание приходит не сразу, а известным методом проб и ошибок. А также умением анализировать происходящие события.

Стоит заметить, что дневник Арканда пропитан болью, хотя возможно он не собирался ею делиться. Но все что идет из души, всегда проникнуто искренностью. Например, об этом говорят его воспоминания об умершем отце. По всей видимости, между ними осталась недосказанность и при жизни они так и не успели поговорить по душам.
Но не везде Арканд предпочитает откровенничать. Зловещим намеком веет от его слов о трагедии происшедшей с Дейном и даже бумаге он не может полностью довериться.

Эта сжигающая его изнутри тайна остается с ним и продолжает довлеть над его сознанием.
Но попытаюсь угадать. Наверное, тут речь идет о сожженном Домиарне городе, после которого Дейн воспылав к нему ненавистью, поклялся отомстить?

Стоит также заметить, что Арканд в основном уделяет мысли Домиарну, ибо его присутствие стало одним из значимых в его жизни. Ему некогда было предаваться уныниям, он не переставал удивляться поступкам своего хозяина и искать этому причины.
Читая его дневник, постоянно натыкаешься на тайны, которые хочется раскрыть. Неужели у Домиарна был родной брат? Осталась ли эта линия в основной версии романа?

Но как бы там ни было, замечу, что это, безусловно, интересный ход.
Итак, прочитав его дневник, мы узнаем и проникаемся душевными метаниями Арканда, не без язвительности и даже ревности, говорящим о Лиатрисе в высокомерной форме и горбуне.
Домиарн не был обделен вниманием, но он искал, а не праздновал жизнь. После прочтения дневника, не возникает осуждения и неприязни к нему. Чувствуется, что у него в ту пору имелся шанс выбраться из мрака.

А вот у Арканда, оставившего в этом дневнике надежду, что он пытается духовно развиваться, на самом деле начался период падения в бездну. Думаю, он и не заметил этот переход. И сдавшись обстоятельствам, надел маску балагура, чтобы никто, и в первую очередь он сам, не видел его настоящую душу, незащищенную от него самого.

Мой духовный наставник!
Вот такие впечатления у меня возникли при прочтении дневника Арканда, и захотелось ими поделиться. Очень надеюсь, что трактовка получилась более или менее верной.
Благодарю от всей души и желаю мощного творческого вдохновения!
С глубочайшим почтением и признательностью,

Константин Каронцев   28.02.2013 03:02     Заявить о нарушении
Костя,

Ну ты даешь. Вот это унесло, так унесло тебя! Аж дух захватило. Я совсем забыла про эти дневники, и что они висят на страничке. Эта глава из альфа-версии романа, очень старая. Как ты очень правильно и чутко увидел, она отражает не самые лучшие стороны Домиарна, и вообще все то, чем он был ДО бета-версии. Поверь, это был R-rated, нечитабельный и непечатный персонаж...

Мысли, может, и хорошие, и спасибо за то, что ты считаешь, что в этом есть художественная ценность. Проблема в том, что это очень "статичные" главы (глав "Дневники Арканда" несколько), в них практически ничего не происходит, и в мемуарах Арканда нет действия.

Хотя ясно, мне они очень дороги, но, поскольку они не имеют коммерческой ценности, то в книгу не войдут. Просто не тот формат. Но, конечно, тебе я глубоко благодарна за то, что ты нашел это, вытащил на свет Божий, прочитал и прокомментировал.

Рада даже где-то до слез, но... дневники Арканда написаны не по алгоритмам, а поэтому... А поэтому я всегда могу слить альфа-версию тому, кому так хочется ее почитать :). Для этого ее совершенно не обязательно печатать.

Почему "Дневники Арканда" - ясно, потому что это мой любимый формат. Совершенно некоммерческий, зато при написании оных вылезает много язв души. Это происходит, когда мы смотрим на себя через строки нашей же писанины, когда начинаем вытаскивать из сердца нити, за которые цепляется все то, что причиняет нам боль. Ты очищаешься, уже рассказывая об этом.

Вот почему важно вести дневник. Ежедневные записи не только лечат, но и учат. Ведь только так можно разомкнуть цепь, которая приковывает нас всех к самым главным (для меня, например) врагам - обиде и нищете. Но изменить это, и положение вокруг нас мы можем только изменив мышление, чтобы навсегда искоренить первое – пониманием, и второе – иным восприятием реальности. Однако, над этим нужно работать каждый день, иначе зарастает уже хотя бы бурьяном забвения!

Дневник - потому, что мы забываем даже то, что понимаем. То есть кажется, что мы СЕГОДНЯ все поняли, но, если систематически не записывать, получается, что твоя память все за тебя сортирует, и какие-то события проваливаются в подсознание без следа, какие-то остаются, а какие-то (и вот где самое страшное) искажаются.

И ладно бы мы ничего не помнили – но часто помним не так, как было, а так, как нам бы хотелось, чтобы было, где мы – или вовсе невинные, или в крайнем случае без вины виноватые, и поехало по новой...

В 1986-м году я начала писать дневники, как компромат на реальность. А казалось - на себя самого. И правильно, так как «виноват» не всегда равно «плохой» - но в этом же надо разбираться! А мы не можем починить того, чего сначала не можем измерить и осознать!

Из дневников становится ясно, что мы все все забыли, и бегаем по кругу. Я никогда не разобралась бы, что бегаю по кругу в жизни, и в отношениях, если бы не записывала все за собой каждый день. Но на это мне говорят - а моя жизнь обычная, чего о ней писать... Не надо обижать Бога мыслями о том, что твоя жизнь такая обычная, что она недостойна каждодневного описания. Это первая и главная ошибка, продиктованная скорее ленью, нежели невежеством.

Так, куда меня потащило? Села на любимого конька. А, Арканд. Да, у него потом родится ребенок от девушки по имени Циса Мерелидес из Тевсара, провинция Санатона. Он бежал туда после разрыва с Домиарном. Но ясно, что и ребенок, и дневники случатся после как они с Домиарном расстанутся.

Благодарю сердечно, Костя, ты так меня растрогал, что болтаю, и не могу остановиться!

Дана Давыдович   01.03.2013 09:10   Заявить о нарушении
Дорогая Дана!
А я готов по нескольку раз перечитывать твой драгоценный ответ, помогающий и дальше двигаться.
Прими мое восхищение и глубокое уважение тобой как человеком и автором. Все эти годы ты работала над собой, и тебе довелось побывать в многочисленных лабиринтах души, чтобы в итоге обрести катарсис и начать доносить до людей священные истины.

Действительно, ни у одного человека не бывает серой и скучной жизни. Лишь сам человек определяет для себя подобные рамки. И Бог смотрит на него и грустно качает головой, терпеливо ожидая, когда же тот или иной человек наконец-то начнет не тонуть в своих противоречивых чувствах, а работать над собой.

И, безусловно, дневники являются началом к воскрешению души, ибо на бумаге как ты правильно заметила, начинают отражаться все темные и светлые стороны человека. И постепенно человек уже видит какой он со стороны и каким его видят окружающие.

И тут начинается период испытаний, ибо такое откровение не всегда бывает приятным, даже наоборот, негативным. Но именно с этого момента и нужно начинать усиленно над собой работать.
Мой духовный наставник!
Ко всем этим мыслям, я пришел благодаря тебе. Ты помогаешь тоньше услышать себя и понять.
Благодарю от всей души!
Желаю мощного творческого вдохновения и поздравляю с первым днем весны! Пусть она принесет как можно больше светлых моментов и благ!
С глубочайшим почтением и признательностью,


Константин Каронцев   01.03.2013 20:45   Заявить о нарушении
Костя, спасибо большое. Я очень рада нашей дружбе, глубоко проникающей в наши сердца и души!

Дана Давыдович   01.03.2013 20:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.