Аптека, изменившая мою жизнь

28 апреля 2011 года
03 часа 40 минут
     Сегодня ночью мне опять снился тот жуткий пожар.
     Нестерпимо бешеное пламя, как месть богов, бушевало в стенах старого здания. Как будто оживший демон, случайно  возрожденный к жизни рукой неопытного алхимика, пытался отстоять свое право существовать в этом мире. И поэтому стремительно рвался наружу, с треском прорываясь сквозь балки, с шипеньем опрокидывая все эти склянки, и колбы, содержимое которых вызвало его к жизни…
     ….Закрываясь руками от огня, в марлевой повязке, я быстро спускался вниз, зная, что каждая секунда может отнять у меня сон и вызвать чувство вины. В этот раз я должен успеть!
    Подвальных помещений очень много, они очень старые. Говорят, эти катакомбы были еще до постройки аптеки, в них некий мясодел хранил туши животных.
    Дым  в комнатах поднимался к потолку, и пригнувшись к земле, еще можно было дышать и двигаться.
     Вот он. Тот самый подвал. Дверь заклинило, но я плечом выбил ее. Адреналин сделал меня рыцарем и орденоносцем. Дверь сорвалась с петель, и моему взору открылась жуткая картина: в объятиях пламени, среди полок со склянками этого дымного старинного подземелья, погибала девушка. В длинном синем, испачканном сажей платье, со спутанными черными волосами, задыхаясь и прикрыв рукой рот, другой рукой она прижимала к груди какие-то баночки с лекарствами,  и пробиралась к выходу. Но все ее попытки были тщетны. Черный дым, копоть и едкая щелочь разъедали кожу и глаза. Видно было, что еще пара шагов, и она упадет…
      И, конечно, она, несмотря на свой жалкий вид, была прекрасна. Принцесса из забытой в детстве книги со сказками, попавшая в лапы злого горячего дракона.
      Мне выпала честь спасти ее. И я был счастлив.
      Я преодолел природный ужас перед стихией, и  приблизился к ней, хотя силы мои тоже были на исходе, и трудно было дышать.
      Протянул руки в длинных брезентовых перчатках…но тут раздался страшный грохот,  и на меня полетели горящие бруски обугленных балок. Злой дракон плевался своими зубами…видимо, один из них попал мне в затылок, ибо я почувствовал тупую боль и потерял сознание….

02 часа 23 минуты

     Я вздрогнул, открыл глаза, и, корчась от боли,  сел на кровати. Спина горела, как будто была сплошным ожогом, а в висках стучалось: «Принцесса….что стало с Принцессой? Я не успел…»
     Только когда глаза привыкли к темноте, я понял, что мне опять приснился этот жуткий кошмар.
     Видения  пожаров мучают меня в последнее время очень часто. Особенно этот навящевый сон про мой первый пожар, в тушении которого я принимал участие…И эта девушка. Мучает меня. Своей беспомощностью. Своим совершенством. Своей бездонностью синего платья.
     Я знаю, что тогда, там, она ждала меня. А я не успел. И хоть напарники говорили потом, что никого не было в подвале,  что мне показалось, я не верю.
     Подробностей никому не рассказывал. Изменился как-то. Говорили все. А я просто скучал по ней. И искал…
     А теперь, когда покой не за горами, и старость стирает все видения жизни, этот образ всплывет еще ярче и мучает меня. Я не должен молчать…
Разве в современном мире еще остались такие принцессы, которых можно так полюбить?!
     Опять закололо сердце...сейчас приму валидол и напишу эту историю. Пусть хотя бы внуки знают, что такое бывает на свете!

02 часа 35 минут

     Ну вот, вроде съел таблетку, и стало легче. А раньше я таблетки вообще не пил. Верил в исцеляющую силу духа и в свою Принцессу! Теперь можно и записать все.

02 часа 40 минут

     То, что случилось со мной в последний месяц 1964-го года, я хранил в тайне 55 лет. Но теперь я не боюсь, что меня засмеют или посчитают сумасшедшим. Мне нечего терять. Время докажет правоту одних и разоблачит ошибки других.
     Как все началось.
     В ту эпоху космоса, атеизма и индустрии, я, как и все, был бравым комсомольцем, верил в светлое будущее и собирался построить его собственными руками.
     Мечтал о хорошей работе, машине, квартире, красивой жене. Когда пришел с армии, поступил на курсы пожарных и осенью 64-го пришел в свой первый пожарный отряд. Работа мне нравилась, сотрудники интересные, веселые, да и платят неплохо…
     В свободное от работы время рыбачил на Кану, ну и искал девушку, чтоб жениться и встать в очередь на квартиру.
      Иногда, правда, возвращаясь поздно ночью с танцев домой, взглянув в  бархатное небо на созвездие Весы, вдруг замирал и черное небо впивалось в глаза лучами колючих звезд. И не отпускало. Становилось как-то пусто и тоскливо. И очередная модная девушка, работающая на  текстильной фабрике, толкала меня локтем вбок, мол, не лови ворон, крутила у виска пальцем и мы шли дальше…А я недоуменно смотрел а нее, разве она не видит звезд?
     И читал ей стихи.

Одинокий путник, ночная птица – в небе луна, светит, злится,
Освещая дорогу светом своим.
Он не забыл наставления древних, чтобы выжить – нужно быть первым,
И он твердо следует им.
Воин тьмы – ты не был рабом в царстве теней.
Воин тьмы – ты тысячи лет думал о ней.
Ты искал ее всюду, на далеких планетах, в иных мирах, на континентах,
И нашел ее среди сотен тысяч лет, в древнем замке, войдя в старый  склеп…

     Девушка чаще всего смеялась. Или говорила «здОрово» и тут же забывала о стихах…И я больше не встречался с ними.
    А в декабре, в морозное снежное утро, на рабочей смене пришел вызов: аптека горит. Центральная аптека. Передовик социалистического труда по краю. Та, что стала одной из важных медицинских баз города и района. Та, через которую шли медикаменты и изготавливались лекарства для всех близлежащих больниц.
    Эта организация имела большую экономическую ценность, как я узнал позже. В шести подвальных помещениях хранились все виды медицинских товаров, начиная от хирургических инструментов  и заканчивая зубными и глазными протезами! Были и редкие в то время товары бытового назначения: различные сорта мыла, одеколонов…
    Я был напуган, ведь это первое здание такого масштаба, которое придется тушить. Тем более на территории, принадлежащей зданию, есть деревянные постройки, такие, как склад и сушилка для целебных трав.
     Мы оперативно собрались и выехали на пожар.
     По дороге обсуждали версии вероятного возгорания. Самая правдоподобная – сильно накалилась печь, которую еще топили в этом здании  ввиду отсутствия современного отопления. В такие морозы пожары в отапливаемых  домах вспыхивали довольно часто. (Как позже доказало расследование, персонал аптеки был невиновен в возникновении пожара. На втором этаже располагалась сберкасса, которая отапливалась железной печкой, в то время как в аптеке уже было водяное отопление, но дымоход проходил от подвалов и до крыши здания. В этом дымоходе и обнаружили обгорелые остатки банковских бумаг. Заведующий аптеки, Семен Соломонович, лично контролировал расследование. Не смотря на строгое советское время, к суду никого не привлекли) 
     Когда подъехали к месту возгорания, я поразился количеству дыма и синего пламени. Впервые я видел такой серьезный пожар. Бригадир стал опрашивать работников (благо, аптека работала круглосуточно в то время, и очевидцев было много), хрипло орал, раздавал команды и распределял всех по местам.  Мне досталось осмотреть один из  подвалов.
     Часть бригады принялась заливать водой фасад здания. Было очень тяжко, вода выходила из шланга с трудом и замерзала на ходу, обжигая пальцы, потом шипела и плавилась, попадая на огонь, и, поворчав и съежившись, ложилась бурыми серыми наледями, чтобы вновь превратиться в лед.
     У здания стояли люди, и поговаривали, что внутри вроде кто-то остался. Среди толпы были и старые бабки, которые причитали, вспоминали добрым словом какого-то Денисова и жалели его, что он столько сил приложил, чтоб аптека была, жизнь на это свою положил, и вот, не уберегла советская власть царское наследие…
     -- Ой не везет этому дому, помните, как наводнением в 60-ом затопило, когда вода в Кану до текстильного поднялась, еще на лодках –то плавали, еле потом просушили все медикаменты,  так теперь пожаром уничтожит….ой, как же теперь лечиться-то…
    -- Ето говорят, Цитович с Денисовым на том свете никак по-мирному разойтись-то не могут, вот и не везет нам в городе на аптеки-то…всего шесть или семь, да и то лекарства все только в Центральной…
    -- Шо это за Цитовичи  такие?
    -- Да были тут в городе аптечные магнаты, да всплыли…У-ух, как горит!

      Я слушал этих старушек и не верил, что в наш двадцатый век можно стоять и так причитать, как будто в прошлое время живем. На миг мне показалось, что я попал в девятнадцатый век, но голос бригадира вывел меня из оцепенения:
    -- Никитин, хватить халтурить! А ну выполнять команду! Видишь, здание уже потушили! Быстро в здание на разведку!!!
     Здание вроде бы и было потушено, но по всем признакам видно было, что в подвалах идет серьезное внутреннее возгорание
     Было уже не так жарко от огромного костра, а в живот как будто закатился  ком снега, настолько было страшно мне, молодому пареньку, идти в это пекло. Но делать нечего. Я собрался и ринулся к горящему входу…
     А дальше все было  как в том сне, что преследует меня каждую неделю. Я как будто очутился в сказочном подземелье.
     Может, вдохнул каких-нибудь ядовитых паров, ведь там много  лекарств горело, да еще и старушек этих наслушался с их рассказами, вот и  привиделось это драконье логово…но не это главное.
    Главное, что были рядом более опытные товарищи, которые вовремя нашли и вынесли меня…
    Аптечные подвалы горели еще четыре  дня, огонь вспыхивал то там, то здесь. И наши бригады сутками дежурили возле здания. В то время еще не было специальных средств пожаротушения, которые могут погасить пламя любой природы и сложности. Подвалы залили водой так, как не заливало их во время наводнения четыре года назад. Огонь был как живая многоголовая гидра, которая не хотела погибать и цеплялась за любую возможность остаться в живых. Было в этом что-то мистическое.
    Я несколько дней пролежал в больнице с ожогами локтей…
    Первое задание мне все же  зачли, ведь я проверил подвал, прошел посвящение в настоящие пожарные!
    Но жизнь моя  переменилась. Не знаю точно, что повлияло: галлюциногенные ли  пары, впечатлительность или холостая жизнь, но  с тех пор я стал всюду искать эту девушку.
    Сначала, когда  рассказал напарникам, что там  была девушка, надо мной пошутили, что жениться мне надо, что на кострище ни одной живой души  останков не нашли.
     Но я не поверил. Да и совесть мучила. Я сам ходил на место пожара, спускался в обугленный подвал. До чего же он был не похож теперь на тот, что я видел в пламенном свечении! Я рассматривал его стены, и самому не верилось, что здесь что-то могло мне привидеться, настолько серыми и скучными были теперь его стены. И только бешено колотящееся в груди сердце отбрасывало все сомнения и вновь  заставляло идти на поиски.
     Я спрашивал у бывших работников этой аптеки, раскиданных теперь по другим аптекам города, если случайно узнавал, что они в ней когда-то работали, про свою Принцессу, но по описанию никто не мог ее узнать. Как-то одна из заведующих отделом изготовления лекарств в аптеке на Эйдемана вспомнила, что была во время пожара какая-то молодая девушка,  недавно пришедшая на работу, отличилась особой отчаянностью и смелостью при спасении медикаментов. Но куда она делась, и как ее звали, я так и не смог выяснить.
    И я искал ее всюду. В каждой встречной, в каждой новой знакомой пытался угадать ее черты, ее жесты…
     Когда через два года аптеку восстановили, я использовал любой повод, чтобы лишний раз зайти туда. И хоть было там все новое, и отстроено было все еще лучше и богаче, чем прежде,  мне все равно чудился в воздухе запах едкой гари. И за витринами, среди работниц,  я надеялся увидеть мою незнакомку. Но никто не смог мне помочь. Да я и сам не мог конкретно объяснить, кого я ищу. Ведь я встретил ее при таких необычных обстоятельствах.
     Даже не знаю теперь, была ли увиденная мною девушка той самой, которая спасала медикаменты из огня, или это был лишь образ, навеянный дымом. Эта неопределенность мучила меня и не давала жить спокойно.
      Я разочаровывался в людях, впадал в апатию, ненавидел весь мир.
     Потом настало время, когда я  пытался воссоздать те же условия и  то же свое состояние. Если эта Принцесса --  мое больное воображение, то она в схожих условиях должна вновь прийти ко мне!
     В самых сильных пожарах я кидался в  горячие точки, вытаскивал людей из таких опасных мест, куда другие просто не отважились бы сунуться, особенно часто наведывался в подвалы, но увы…видение не повторялось.
     Коллеги по работе дивились моей храбрости, подшучивали, приписывали геройство молодости и лихачеству. Начальство хвалило на партсобраниях, выписывало путевки и премии, даже не подозревая, что творится в моей душе, и что заставляет меня быть  лучшим рабочим бригады.
     Теперь я понимаю, что человеком всегда движет истинное чувство и духовная потребность, а не меркантильный или мелочный интерес. Только большие чувства и глубокие переживания могут сделать тебя героем.
     Шли годы, и образ Принцессы помогал мне бороться с пожарами…
    В один из дней, когда я очередной раз не нашел желаемое, я, наконец, осознал, насколько утопичны мои поиски и старался забыть образ идеальной для меня девушки.
     Ходил на танцы и в кино, знакомился со всеми подряд. Так вскоре я женился.
     Но никогда не рассказывал жене, которая гордилась моими наградами и званиями, о том, что заставляло меня быть смелым и отважным….

03 часа 30 минут

      Старость не щадит никого, жена умерла, остались дети и внуки, которых я люблю…
      И остался яркий, до боли врезающийся в слепые глаза лучами ночных звезд  образ, который, несмотря на то, что мучает и ослепляет, делает меня молодым…
      В годы перестройки во всей этой суматохе, он почти не приходил ко мне, да и на первых годах пенсии я занимался садом и огородом, не до воспоминаний было. Да и вообще, в современном мире мало кто уделяет место и время воспоминаниям.
      А ведь когда-то наши предки хранили не только личные ранние воспоминания, но и воспоминания своих отцов и дедов, передавая их из поколения в поколение…Не знаю, запомнят ли мои потомки эти видения…Возможно, они даже не прочтут эти строчки. Ведь я не смогу выложить их в Интернете…
      Так пусть хотя бы мой город помнит о них.
      И  теперь, когда одиночество гложет, когда окна моей старой квартиры, по случайному велению судьбы, выходят на здание этой аптеки, в кружевном наряде белых кирпичиков, с ампирными белоснежными воротничками длинных окон, я не могу не думать о моей Принцессе. И я дарю ее городу. Как символ духовности и совершенства.

    P.S.  Иногда, размышляя об этом событии, я прихожу к выводу, что, возможно, это образ, который был дан мне свыше, чтобы вселить храбрость в мое трепещущее сердце, и научить бороться с огнем. Образ, который смог научить смелости такого  сентиментального романтика, как я.
     А еще я думаю, что старинные здания обладают стойкой жизненной силой и душой, вложенной кропотливым человеческим трудом.
     И возможно, тем декабрьским утром, накануне католического Рождества, именно Душа  старой аптеки, а может, и самой госпожи Фармацевтики, явилась мне в своем настоящем воплощении, покидая старую полыхающую огнем обитель…
      Ведь настоящее исцеление человека происходит не с помощью лекарств, а с помощью доброго и душевного отношения, человеческой теплоты, которая всегда чувствовалась в стенах этого здания…Настоящая фармацевтика – духовная…оживляющая душу.

           Ну вот, наверное, и все, что запомнилось…вы уж простите старика, если что лишнее написал…
   
 Воин тьмы – ты не был рабом в царстве теней.
 Воин тьмы – ты тысячи лет думал о ней.
Ты искал ее всюду, на далеких планетах, в иных мирах, на континентах,
И нашел ее среди сотен тысяч лет, в старом замке, войдя в древний склеп…


Рецензии