Созвучье слов живых гл. 2

       
    Знакомством с монастырем студентка филфака Татьяна Кроль, статная чернобровая дивчина,  была обязана... Лермонтову. Кто бы мог знать, что анализ известного стихотворения «Молитва» так далеко ее заведет. Нет, слово далеко здесь не очень подходит, скорее высоко! В комментариях лермонтоведов она не нашла текста чудной молитвы, о которой так восторженно отзывается поэт, но не отступала. Найду!  Поиски привели к отцу Паисию, отец Паисий, улыбаясь, словно знает о приготовленном Тане среди книжных полок отличном подарке, направил искательницу истины  в монастырскую библиотеку, откуда  она вышла через пять часов изумленной и счастливой.
      В курсовой Татьяна писала, что в XIX веке многие люди занимались так называемым умным деланием, в тишине помыслов читали Иисусову молитву. Ею и восхищается Лермонтов: «есть сила благодатная в созвучье слов живых».

        Отец Паисий  предупредил: занятие это очень серьезное, нужно руководство опытного человека. Кроме того, необходимо прочесть много духовных книг. Татьяна стала читать их запоем. Педагогика святых отцов, которую она «откопала» в этих книгах, сделалась для нее главной ценностью жизни. Татьяна слышала в этих творениях то самое созвучье слов живых, от которого трепетали в душе струны. Иногда её спрашивали работницы или паломницы: хочет ли она совсем остаться в монастыре. Таня отвечала одно и то же: « Как Бог даст». В таких словах не было и капли лукавства. Девушка избегала кардинальных решений. Ей нравилась здешняя духовная атмосфера — аура, как сказали бы её однокурсники.
— В этой питательной среде может раскрыться законсервированная пока моя личность,— рассуждала Таня. — А может и увянуть, если это не мое призвание. Но в семье личность женщины стирается (это девушка знала точно). Вот мама — в юности ходила в горы, была известной альпинисткой, писала стихи, её хвалил Евтушенко. И что же? Все в прошлом! Сейчас папа хвалит её за фаршированную рыбу, а по субботам она вместе с подругами (кстати, мещанских взглядов) ходит в баню. Вот и вся романтика. В монастыре жизнь интересна, потому что всегда что-то новое открывается в душе. Если обнаруживается новая заноза, её вырывают с помощью молитвы, исповеди или записи плохого помысла в блокнотик. И если долго и прилежно эти занозы-сорняки удалять, то в душе начнут произрастать добродетели.
В школе, а потом и в институте Татьяна всегда чувствовала себя инородной, приходилось подстраиваться «под всех». Зато в монастыре была как среди родных. Но уходить ли из мира? Татьяна готова была ко всему, лишь бы знать волю Божию. Семья — значит, семья. Много детей, своих и приемных. Татьяна часто вспоминала мальчика на выставке старинных икон в городском музее. Он долго сидел, прислонив к стенке костыли и что-то выводя в книге отзывов. После его ухода она придвинула к себе тетрадь и прочитала его запись: «Мне понравилась икона «Несение креста».
         


Рецензии