По кресту не дворянин, я просто русский мещанин

Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом:
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.*

----------------
*А. С. П. Моя родословная. 1963. т.3. с. 208. Стихотворение написано в 1830 году, при жизни писателя не публиковалось, но содержание было известно царю Николаю Первому.

В России до 19 века не существовало каких-либо ограничений при возведении в потомственное дворянское достоинство человека, находящегося на государственной службе.*
Однако в 30-х годах 19 века начал широко муссироваться закон о недопустимости совмещения дворянского титула с еврейским происхождением. Христианская Россия, изначальная Киевская Русь, возникла из иудейского Хазарского Каганата, и поэтому обсуждаемый закон, подобно уже принятому в Польше в 1764 году, затрагивал интересы многих россиян, даже если они в прошлом поменяли Иудаизм на Христианство. 
«Меня зовут аристократом» по отношению к человеку, не имеющего ничего общего с содержанием слова «аристократ», звучит иронически-насмешливо. Поэтому «Моя родословная» - это исповедь глубоко обиженного коренного россиянина Александра Сергеевича Пушкина. «Писаки русскою толпой» «жестоко смеяться над собратом» по перу

----------------
*Е. Э. т.7.с.34 «Дворяне-евреи в России».

могли только при общественной поддержке большинства и при полной уверенности в ненаказуемости со стороны властей. И Пушкин, не чувствуя себя связанным с этой толпой ни должностью, ни военным, ни научным званием гордо, в противовес кличке «аристократ», провозглашает себя «просто русским мещанином», но не в честь Мещанской улицы в Петербурге, где «средоточие публичных домов», как закрывая глаза на истину и унижая поэта, комментируют некоторые пушкиноведы.
Естественно, напрашивается вопрос: «Почему Пушкин провозгласил себя именно мещанином?»
Слово мещанин пришло из Польши от miasto «город», созвучно с местечком, так называли еврейские небольшие города, житель которых назывался mieszczanin – мещанин*, а по Далю - «горожанин низшего разряда» без определённой специальности.         
Пушкин с Далем не в ладу и к слову мещанин применяет эпитет – демократ.** Время доказало, что эти «горожане низшего разряда», а по Пушкину-пророку - «демократы» - изменили в начале двадцатого века не только Россию, но и Мир.
Во времена Екатерины Второй Россия завоевала большие территории с еврейским населением, приписанным только к кагалам. В 1780 году, чтобы приблизить евреев к государству, были созданы торгово-промышленные сословия по месту жительства, и тогда почти всё еврейское население вошло в состав мещанства.***
Со словом «мещанин» Пушкин близко познакомился в южной ссылке. В 1821 году в Кишинёв прибыл доктор прав Манега, окончивший в Париже полный курс прав.
----------------
*М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. М. 2004  т. 2 с. 616
**А. С. П. Езерский. 1963. т.4. с. 344.
***Е. Э. т.11.с.441 «Мещане».

Инзов принял его на службу для составления законов в Бессарабской губернии, население которой отличалось от российских национальной пестротой, и «где жидов проживало великое множество во всех здешних городах и местечках».* Молдавские законы Манега писал по-французски, а Пушкин переводил их на русский.** В этом своде законов «все сословия, кроме евреев, будут иметь во временном содержании казенные и частные города, местечки, селения, хутора», только евреи не имели «права владения народом христианского вероисповедания».
Пушкин жил в Кишинёве с 20 сентября 1820 года по 16 июля 1824 года, и, провозглашая себя русским мещанином в 1830 году, он прекрасно знал, что русский мещанин – он же и еврей без креста – наиболее угнетаемый и бесправный российский житель, которому по новому обсуждаемому закону не дано было быть дворянином. Поэтому и появилось в первой восьми строчной строфе: «Я по кресту не дворянин, я просто русский мещанин». Всего в стихотворении «Моя родословная» восемь строф (без “post scriptum”), охватывающих историю России, и в каждой Пушкин провозглашает себя мещанином, а в седьмой утверждает: «И я родился мещанин», то есть евреем.
----------------
*Анатолий Штаркман. Кишинёвский  Дневник. Израиль.  2003 г.  с. 16.
**Устав  образования Бессарабской области. 1818 г.


Рецензии