Обращение

Род проходит, и род приходит,
А земля прибывает во веки.
Восходит солнце, и заходит солнце,
И спешит к месту своему, где оно восходит…

Во многой мудрости много печали,
 Кто умножает познание
Умножает скорбь….               

Екклесиаст

ОБРАЩЕНИЕ
к моим друзьям, знакомым, ученикам и всем тем, которые помнят про мой юбилей и хотели бы по этому поводу проявить себя или высказаться.

Жизнь праздник, и каждый день праздничный. День рождения всего лишь один из таких дней. Поэтому особо выделить какой - то день должны сделать не сами юбиляры, а  окружающие, и только при наличии особых (великих) и значимых заслуг.

Возвращаясь к моему юбилею, считаю, что я не настолько примитивен и тщеславен, чтобы с глупой улыбкой и с тельячим восторгом созерцать как участники «торжества» орут и пляшут с возгласами типа «виват король, виват».

Для чего и с какой целью устраивают юбилейные посиделки и шумные торжества?

Если мои родные хотят выразить свою преданность и любовь ко мне, то искренность этих пожеланий я должен ощущать ежедневно в  отношениях и посредством общения. И я  лучше, чем они знаю, насколько я достойный (или недостойный) наследник моих родителей.

Если члены моей семьи хотят выразить благодарность и признательность мне как мужу и как отцу, то опять - таки, лучше, чем я, никто из них не знает, что я заслуживаю и в чем  провинился перед ними.

Неужели мои ученики способны словами мне передать и представить ту великую роль, которую я сыграл в их жизни в процессе их становления? Как я из  неотесанных, неумелых  и неопытных людей лепил их в самостоятельных и гордых «творцов» науки? Мне ли не знать, как тяжело «синтезировать» интеллект? Неужели словами они собираются мне высказать свою благодарность? Благодарность выражается в ежедневных отношениях и в достойном поведении по отношению к  Учителю.

Если бы только одними пожеланиями здоровья, благополучия, достатка, любви, счастья, успехов и удач (что я там еще забыл?) происходили бы исцеления или обогащения юбиляра, или несчастная жизнь переполнилась бы счастьем, то население планеты разделилась бы не две части: одна половина сидела бы задумчиво и проникновенно, держа в руках бокал и слушала бы, как  вторая половина красноречиво и щедро раздаривает счастье и успехи.

У меня  40-летний стаж произнесения тостов и управления торжествами, и я прекрасно понимаю особенность жанра и логику развития событий.
На мой 50-летний юбилей говорил только я. Иногда были попытки со стороны сказать что - то, но это все я вспоминаю без особого восторга.

Теперь еще раз собирать народ и выступать самому, боюсь, будет скучно. У меня это получается хорошо, когда я веду торжества, посвященные другому юбиляру.

Ничего не предпринять, подумают, что высокомерный. Или, что еще хуже, жадный.

Вот и решил выбрать золотую середину: написать обращение и разослать по адресам, надеясь, что если появится желание вспомнить о моем юбилее, хватит терпения до конца дочитать мое обращение. Ведь наступит когда - то время, когда меня не станет, а мои благодарные ученики или родственники захотят отметить эту дату.  Так будет содержательнее…..

Буду оригинальным. Давнейшая моя мечта, написать эссе - интервью с самим собой. С пребольшим удовольствием сделаю это сейчас и здесь:
Вопрос: Что бы хотел сказать про свою деятельность?

- Не помню, кто сказал, но я часто это цитирую: «Истинно верующий должен молиться каждый раз, как в последний раз,а настоящий писатель должен писать так, как будто он должен жить вечно…»
Я и тот и другой одновременно…..

Вопрос: Как бы ты охарактеризовал себя как учителя или педагога?

-Уже 15 лет работаю преподавателем. Много учеников и аспирантов. Какой я остался или останусь в памяти, время рассудит. Однако я о себе скажу как Уильям Уайт:

Средний учитель излагает
Хороший учитель - объясняет,
Именитый учитель - показывает, демонстрирует,
Большой учитель - вдохновляет.

Считайте меня нескромным, но я всегда старался,  и кажется, мне это удавалось в процессе обучения, вдохновить моих учеников. Мои ученики и студенты не дадут мне соврать. А если это так, то  я Большой учитель. И было бы сейчас застолье, то за это можно было бы выпить.

Вопрос: Что тебе не  хватает или тревожит?

- Мои родители покинули меня и этот прекрасный мир 47 лет назад. С 13 лет я сирота. Это очень тяжелое психологическое состояние. Не дай бог кому-либо это ощущать….
Я страдаю. Я очень скучаю по моим родителям. Мне очень их не хватает. Это мое самое большое горе…

Вопрос: Где ты получаешь вдохновение? Что тебе лечит? Где тебе спокойно.

-В семье я получаю и вдохновение, и зарядку и разрядку и исцеление.

Вопрос:  Доволен ли ты, как тебе оценивают окружающие?

- Лучше чем Чаренц не скажешь:

«Когда я в этот мир пришел с моей любимой кяманчой*,
«А ты, бездельник, здесь зачем? И кем ты зван?» - сказали мне.

Но песни пел я на пирах, желанным гостем всюду став,-
«Твои слова как летний плод – мед и шафран!» - сказали мне.

Мне стало скучно на пирах среди бездушных и чужих,
И я ушел. «Ты горд и злой! Ты грубиян!»- сказали мне.

Чтоб успокоить в сердце боль, я осушил вина стакан,-
«Глядите ко, сдурел Чаренц! Опять он пьян!» - сказали мне.

Зимою в стужу и метель я брел бездомный и босой,
- «Зато в душе твоей тепло в снег и буран!» - сказали мне.

Я крикнул: «Люди вы или нет? Вы ран не видели моих?»
-«Чаренца стойкая душа сильнее ран!» - сказали мне.

Все потешались надо мной, над тем, что беден я и гол,-
«Восторг веков тебе за то наградой дан!» - сказали мне…»
* Кяманча – восточный народный струнный смычковый инструмент
(Перевод с армянского М. Павловой)

Вопрос: Любимый поэт  и любимое стихотворение.

- Обожаю все стихи Чаренца, Есенина, Давояна, Бернса. Например:

Размик Давоян

Я каждый день с тобой беседую тайком,
И каждый день у нас сражение двух сердец
И каждый день я так страдаю - в горле ком,
Что думаю: вот-вот и мне придет конец.

Неправедный конец – от глупости пустой,
Искусственной, чужой, глупейшей из тревог,
От связи призрачной между тобой и мной.
О, сколько боли и наветов, знала бы ты,
Бесчеловечно льётся на мои мечты!

Конец неверный, неестественный, чужой.
И ты, что бархатной улыбкою одной
Воспламенить могла б тоску и серость дня
И даже ложью ласки силу влить в меня,
Ты мягко так и так естественно ушла,
Так задушевно, тихо, молча, без труда,
С такой небрежностью, тепло уйти смогла,
Что я могу от боли рухнуть навсегда.

И не тревожь себя, и не говори теперь,
Что ты искала все же потом пути назад.
А рухнувшего боль известна ли тебе?
Понятна ли  тебе утрата из утрат?
Подняться должен я, и, глядя сквозь туман,
Пускаться должен я в мне неизвестный путь.
Не прихоть будет в том, и не самообман,
И не обиженного срыв какой-нибудь.

Я ухожу. Что в том? И ты уйти должна.
Туманом бархатным иль грустным ветерком
Должна уйти совсем, небрежно и одна,
Однако все же иным,
Увы, иным путем.

(Перевод с армянского Вл. Соколова)
 
Вопрос: Любимые прозаики  и любимые произведения, которые хотел бы еще раз перечитать.

-Все произведения Виляма Сарояна, Булгакова «Мастер и Маргарита», Айтматова «И дольше века….», Макса Фриша «Гомо Фабер». Чехова и Горького все рассказы. Хемингуэй «Фиеста».
Вопрос: Что тебя губит или истребляет, делает тебя беззащитным и ранит?

- Неблагодарность и его любые проявления. Чтобы не оказаться в меньшинстве, скажу, что так же думает и Сервантес устами Дон-Кихота. Вопрос Санчо хозяину:

-Мой хозяин, когда мы представимся к Нему, и будет Суд, какие наши грехи Он нам не простит?

- Мой друг, Санчо, только неблагодарность! Это большой грех…
Вопрос: Что двигает тобой в своей неугомонной деятельности? Чем обусловлена такая многоликость и многообразие твоей творческой и общественной деятельности?

-Все люди  страдают одним недугом. У всех имеется неоплатный долг перед родителями. Чувство вины за неоплатность этого долга по - разному осознается людьми. В моем определении, чем больше страдает человек этим чувством, тем он благороднее. У меня эта боль с собой и ее ощущаю на уровне болезненного инстинкта. Меня никогда не покидает напряжение от сознания, что я сегодня ночью, перед сном, когда я один с самим с собой, чем я отчитаюсь перед ними, когда закрою глаза и буду общаться с ними в виртуальных мирах.
 
Вопрос: За 60 лет жизни, какое событие тебя потрясло и ты мог бы отметить его как пример для подражания?

-За 60 лет, понятно, много всего происходило. Пожалуй, вспомню самый трогательный случай. В Ереване в конце 80-их скончался литературовед и филолог (кажется Сурен Агабабян). На его похоронах выступил Амо Сагьян и прочитал написанный им стих (мой перевод!):

После столь частых похорон близких друзей
Мне остался стыд своего долголетия… 

Для меня этот эпизод остался примером для подражания, эталоном благородности, благодарности, бескорыстия, высокой нравственности, беспредельной преданности и любви к друзьям и близким.

Вопрос: Недавно на прямом эфире тебе  пришлось отвечать вопросам анкеты Марселя Пруста. От предложенной вечности ты отказался. Почему?

- Амо Сагьян на этот вопрос частично ответил (см. выше).
Я постоянно общаюсь с молодежью, с которой меня разделяют какие - то 30-40 лет. Я их уже с трудом понимаю. Просто они другие. У них другие страсти и интересы. Их герой - Гарри Потер.

Недавно в беседе со студентами старших курсов выяснилось, что они понятия не имеют кто такой Жан Габен, Фернандель, Жерар Филипп, Феллини, Антониони, Бергман, Параджанов и т.д.
Если даже постараться не отстать от современных информационных достижений, идя с ними в ногу, все равно они  другие люди, ментальность совершенно другая.
Страшно вообразить, что будет через  200 лет?

Если человек себя идентифицирует как биологический объект, в котором происходят сложные биохимические процессы пищеварения, то от вечности глупо отказаться.

Фаина Раневская, когда интересовались ее  здоровьем, отвечала: «Не дождетесь. Пока не  посмотрю, чем закончиться этот бардак, я этот мир не покину!»

Можно согласиться на вечность, так как всегда интересно, что дальше? Однако…..

Вопрос: На вопрос касающийся  общения с Богом ты ответил: « Я старался как мог. Если что и не так, помилуй». Сейчас ответил бы также?

- Я знаю и понимаю, что так, как я хочу сейчас ответить, непозволительно  (см. Книга Иова в Ветхом Завете).
 
Я бы сказал: «Оказывается,  все -  таки ты есть? А я в этом сомневался, так как не мог понять, почему  ты равнодушно наблюдал, что делалось с моим народом, который заплатил слишком высокую цену за сохранения веры в тебя?»

Хотя сам же знаю, какой тут правильный ответ: «Пути господни неисповедимы…»

Вопрос:  Чтобы бы ты пожелал своим современникам нестандартного: такого, чего кроме тебя никто не придумал бы.
 - Андре Моруа в «Письмах к незнакомке» в разделе «О пределах нежности» цитировал французского лирика, современника импрессионистов Поля Валери:
«Количество нежности, излучаемой и поглощаемой каждодневно, имеет предел». И далее Моруа продолжает: «Иначе говоря, ни один человек не способен жить весь день, а уж тем более недели или годы в атмосфере нежной страсти. Все утомляет, даже то, что тебя любят».
Не был бы химиком, наверно не обратил бы внимание на такой странный пассаж. Примерно так же звучит  закон сохранения материи: «В изолированной системе количество материи величина постоянная». То есть, если рассмотреть чувства как разновидность материи, то кажется, Поль Валери ничего нового не говорил. Однако!

Продолжая эту тему, я бы со своей стороны добавил: чем больше мы излучаем позитивных и нежных чувств, тем больше людей их поглощают. Перестав излучать нежность, а что еще хуже, излучив негатив, ненависть, зависть, ревность и злость, мы обделяем жителей планеты Земля нежностью и лаской.  Им приходиться поглощать негатив. Результат: весь мир, когда то переполнится злостью и негативом.

Выводы, Люди, не перестаньте излучать  флюиды нежности и любви. Не озлобляйтесь! Любите и прощайте друг друга!

Любовь, красота и вера спасут мир….

05.02.2011г.
г. Брянск


Рецензии
Добрый вечер. Если я правильно поняла, у Вас нынче день рождения? Поздравляю от всей души, и пускай сегодня у Вас не юбилей, для родных и близких Вам людей - это большой праздник!
Ваше обращение, в целом, мне понравилось. Уверена, подобный монолог(или диалог с самим собой, как хотите) ведёт хоть раз в жизни каждый. Другое дело, какие ответы он даёт на задаваемые им же, а точнее, его совестью вопросы. «В изолированной системе количество материи величина постоянная», если, как Вы, перевести это на чувства и нежность, то тут главное, постоянна высокая или постоянно низкая. Конечно же, Вы абсолютно правы - должна быть постоянно высокая!
У меня на странице есть работа под названием "Дискуссия". Это не совсем то, что у Вас, но тоже мысли вслух. Будет время и желание, милости прошу. Ещё раз ПОЗДРАВЛЯЮ!!!

С уважением и пожеланиями любви, света, тепла , здоровья, а главное - мира, Нелли.

Нелли Григорян   05.03.2013 17:06     Заявить о нарушении
Я родился в феврале и это дата отмечена в Обращении. Проза Ру хороша тем, что можно праздновать юбилей в непрерывном режиме.
Что касается количества материи, то и нежности и ласки я измеряю количеством а не их интенсивностью. И знаете почему?
Когда они в штуках, так легче раздавать людям и сделать их счастливыми.
Считаете, что в пошутил...
Но было бы не плохо быть иметь громадное число нежностей и бесплатно раздавать их людям и они станут добрее...
Спасибо за посещение и за отклик. Успехов и удач!!!!

Арарат Пашаян   05.03.2013 23:16   Заявить о нарушении
ПРостите, мне показалось, там 03. Слабое зрение, извините. Но, ничего, Поздравления лишними не бывают.

Нелли Григорян   06.03.2013 08:54   Заявить о нарушении
Рад общению! Успехов и удач!!!

Арарат Пашаян   06.03.2013 09:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.