Чёртовы пальцы

Хутор Быковский растянулся между холмов вдоль речки Песковатки на севере Ростовской области. Здесь жила моя бабушка в старинном казачьем курене под камышовой крышей.

 Но для меня самым удивительным и уютным местом в этом доме была большущая русская печь.  Я любила наблюдать,  как бабушка ставит ухватом в её  зев большие чугуны с будущим обедом или аккуратно, чтобы не стукнуть друг о дружку, ставит круглые формы с  тестом на почти потухшие угли, набрасывает на заслонку старую фуфайку и плотно закрывает  зев печи. Вскоре весь дом наполняется ароматным запахом выпекаемого хлеба!

Бабушка выставляет все румяные караваи на стол, сбрызгивает свячёной водой, чтобы румяные корочки не загрубели, и накрывает вышитым рушником.

Вечером, укладываясь спать на лежанке этой удивительной печи, я всё ещё чувствую аромат свежего хлеба, парного молока и ещё чего-то такого доброго и родного, связанного с этой печкой.

Но эту печь топили только в холодные времена года, а летом готовили еду в такой же печи, но находившейся в летней кухне.

- Просыпайтесь! Пора скотину в гурт гнать! -  будила  ранним утром бабушка нас, пятерых внучат-подростков. -  На обратном пути поищите на яру чёртовы пальцы, а то мой запас маловат…  Всё на ваши ссадины извела.

Мы шумной ватагой выскакиваем во двор, где нас уже поджидают две коровы и тёлочка. Провожаем их до большого стада по тропинке над речкой мимо огромного мелового склона. На нём-то  надо найти чёртовы пальцы.  Делаем это мы с великим удовольствием.

Расползаемся по склону, уже знаем, что искать их надо в промытых дождём ложбинках и бороздках.  Именно сюда они скатываются вместе с потоками воды, отмываются от белой глины и становятся похожими  на светло коричневые, величиной в палец, ороговевшие  пули с заострённым  носиком с одной стороны и с  небольшим отверстием, уходящим внутрь, с другой стороны. Основание  всегда неровно  отколото. Но мы-то знаем, что если этот скол потереть о твёрдый камень, то он  выравнивается, и чёртов палец превращается в стойкого «солдатика». Их мы выставляли на камне в ряд и сбивали кусочками щебня.  Чей  « солдатик» остаётся последним, тот и победитель. Именно поэтому мы с удовольствием искали чёртовы пальцы. Самые крупные оставляли себе для игры, а мелкие,  раздробленные отдавали бабушке.

 Она их кипятила, а потом ловко скоблила ножом, превращая в белый порошок.  Им-то она и засыпала наши сбитые коленки, порезанные ракушками, при купании в речке, пятки.  Ранки, на удивление быстро, переставали кровоточить, никогда не воспалялись и очень быстро заживали.

Бабушка рассказывала мне, что это первое средство для лечения ран  и ожогов.  Им лечили и растёртые ярмом шеи быков, и порезы, если такое случалось,  во время сенокоса.
Тогда я не задумывалась о происхождении и свойствах чёртовых пальцев. Теперь я знаю, что это роговые панцири животных мелового периода.
 
В память о детстве я всегда храню у себя чёртов палец.
 
Прошло много лет. Я написала несколько художественных романов. Меня, как пишущего человека часто приглашают на встречи с детьми в общеобразовательные учебные заведения города.

Однажды я спросила у ребят: - Вы когда-нибудь видели чёртовы пальцы? Знаете, что это такое?

В классе воцарилась тишина. Ни дети, ни учителя не понимали,  о чём я говорю. А ведь в нашей области   почти повсеместно есть меловые склоны с чертовыми пальцами. Я их поднимала даже у подножья холма при подъезде к станице Вёшенской, на  котором установлен знаменитый на весь мир орёл.

- Раз такое дело… то я завтра же привезу и покажу вам чёртов палец, - пообещала я. – А скажите мне, пожалуйста, кто из вас бывал в ковыльной степи?

Снова тишина. Дети никогда не видели степь, не держали в руках пушистый ковыль.

Потом выяснилось, что никто из класса не слышал пения жаворонка, не видел как поёт скворец, хлопая крылышками.

- Наш город стоит на реке Дон. На Дону вы были?

- Класс зашумел: - Были! Были!

- А какой наш Дон? Кто может рассказать?

Класс снова притих и вдруг мальчишка выкрикнул: - А что, Дон? Кушери, комары, лягушки!

- И всё? Больше вы ничего на Дону не увидели?

- А что ещё?

- Тогда, ребята, попробуйте увидеть Дон моими глазами.  Однажды, будучи на Дону, я написала такие строчки:

Такая синь бывает только на Дону –
Слились река и небо голубое.
Хрустальную не потревожив тишину,
Камыш тихонько шепчется со мною.
Упали в воду косы ивняка,
Любуются зеркальным отражением,
И ленточка хрустящего песка
Пьёт синеву из Дона с наслаждением.

В классе звенящая тишина, дети смотрят на меня так, словно я рассказываю им об удивительной другой планете.

После этой встречи я долго беседовала с преподавателями о том, что если мы не покажем своим детям, внукам красоту и уникальность нашего края, не остановим их внимание на стрекозах, бабочках, птицах, на дико растущих цветах, не покажем земляничные полянки и грибные места, то о какой любви к родному краю можно говорить?

 Только тот ребёнок, который сам соберёт горсточку земляники, постоит у муравейника, увидит разноцветие луга, никогда не станет мусорить в этом прекрасном уголке и не позволит это делать другим.

Наступило лето, прекрасное время для поездки за город. Так не пора ли от разговоров об экологии, о невоспитанности молодёжи перейти к настоящему делу? Показать нашим детям ещё оставшиеся прекрасные уголки нашего края.

- Надежда Георгиевна! Что такое чёртовы пальцы о которых вы упоминаете в своём романе? Что это вы такое придумали? – часто спрашивают меня читатели на авторских встречах.

Я улыбаюсь и достаю из сумочки свой талисман – ЧЁРТОВ  ПАЛЕЦ.


Рецензии
Редакция литературного журнала "Вдохновение" с прискорбием сообщает, что 9 сентября 2012 года, после тяжёлой болезни, на шестьдесят первом году жизни скончалась талантливая ростовская поэтесса и прозаик, издавшая серию романов о Доне и казачестве, донская казачка, участник литобъединения "Ростсельмаш", член Союза писателей Дона, Надежда Георгиевна Дедяева.
Редакция выражает глубокое соболезнование семье Надежды Георгиевны.

Владимир Морж   15.09.2012 22:28     Заявить о нарушении