Герой Земли нашей - Великий Князь Светослав Игорев

Светослав Игоревич  - Согласно древнерусским летописям, был единственным сыном великого киевского князя Игоря и Ольги.  Согласно Ипатьевскому списку, Святослав родился в 942 году, Великий Князь Киевский с 964 года (умер 972)

Светослава с детства воспитывал воином варяг Асмуд. Другой варяг – в то время главный киевский воевода Свенельд, обучал молодого князя мудрому руководству дружиной.

В летописи датированной 945 годом, говорится: Светослав, будучи ребенком, принял участие в своем первом сражении. Было это, когда подстёгиваемая чужеземцем, советником Григорием фактический правитель на Руси, княгиня Ольга,  отправилась мстить древлянам, за убиенного ими мужа, князя Игоря. Когда оба войска, киевское и древлянское сошлись, Светослав находился в первых рядах киевской дружины и метнул своё копье в сторону древлянского воинства. Конечно же, поразить копьё никого не смогло, ибо, пущено было не твёрдой рукой четырёхлетнего мальчика. Но, тем не менее, киевские воеводы Свенельд и наставник Асмуд узрели знак начала битвы, сказав: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем». По древнему Покону, только князья могли начинать битву.

Светослав Игоревич, не смотря на уговоры своей матери, оставался верен своему Роду-Изочеству. Множество раз княгиня Ольга пыталась привлечь сына к христианской вере.
«Повесть временных лет» так повествует об этом:
«Жила Ольга с сыном своим Светославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним ... Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают».

Видя, как матушка насаждает в Киеве и окрест чуждую веру Светослав кручинился и отдалялся от неё, обретая славу военачальника в дальних военных походах.
Светослав был прирождённым воином. Не обременяя себя удобствами в походах, был, не отличим от простого дружинника. Сражался с честью и достоинством. Появление его воинства не было неожиданностью для супротивника. Выходя в поход на кого либо,  всегда посылал в чужие земли, своё знаменитое предупреждение: «Иду на Вы».

Устав от подлых набегов хазар, Светослав выступил на них походом в 964 году. Войдя на вятскую землю, Светослав повелел вятичам (в ту пору  являвшимися данниками хазар), не платить дань ворогу. Далее прошёл по землям  волжских булгар, буртасов, хазар, ясов и касогов. Разя супротивников во всех битвах, князь, немногим более чем за три года, захватил и предал огню город Итиль, столицу Хазарского каганата, взял укрепленные крепости Саркел и Семендер. Покорил город Тмутаракань и был признан там как каган.
Беспримерный поход Светослава, широко раздвинул пределы земли Славянской.

В 968 году, князь отправился в поход против Дунайской Болгарии. Византийский посол Калокир, не давая собраться с силами, упросил Светослава оказать военную помощь, Византийскому императору, опираясь на договор о военной помощи заключенному с Византией в 944 г. князем Игорем.
Светослав разгромив болгарское войско, троекратно превосходившее его дружины. Не желая возвращаться в ставший уже почти христианским Киев,  Светослав переименовал захваченый город Малую Преславу в Переяславец, объявил его своей столицей, взяв на щит окружающие земли.
Тогда, болгарский царь был вынужден вступить в тайный от Светослава союз с  императором византийским. Тот, подкупил печенегов, и они по отсутствии великого князя, решились напасть на Киев. Но их планы порушил приход небольшой дружины, воеводы Претича, которую печенеги со страху приняли за передовой отряд Светослава, в ужасе они сняли осаду и спешно растаяли в степи.  Но прознав о том, Светослав  с малой дружиной прибыл в Киев. Догнал и разгромил печенегов. (У Историков А. П. Новосельцева и Т. М. Калининой есть версия, что нападению печенегов на Русь способствовали хазары, а в ответ Святослав организовал второй поход против них, в ходе которого и был захвачен Итиль, а каганат окончательно разгромлен).

Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Не теряя надежды обратить сердце сына ко Христу и на смертном одре не прекращала проповеди, давя на сыновью любовь: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети твои еще малы, а я уже стара, да и больна, - я ожидаю скорой кончины - отшествия ко Христу, в которого я верую. Я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе. Сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет по смерти - вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай. Но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».
«Слыша это, Светослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия чуждой веры.
11 июля 969 года Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди».
Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.

По смерти матери, Светослав наделяет землёю своих сыновей. В надежде на мудрость Олега послал его княжить в смутную древлянскую землю, Владимира - в Новгород,  Ярополка – оставил в Киеве. Сам же, окончательно переселился в Переяславец на Дунае.
Прознав о тайном сговоре византийского императора, Светослав разорвав договор о военной помощи,  разгромив остатки болгарского  воинства, овладел всей страной от Дуная до Балкан. Уже весной 970 года Князь, перейдя Балканы, с ходу взял Филипполь и дошел до Аркадиополя. До Царьграда ему оставалось, четыре дня пути по равнинной местности... Здесь и произошла битва с византийским воинством. Тяжело далась победа Светославу. Древняя летопись гласит: «Святослав вплотную подошёл к Царьграду, но не стал осаждать его, ограничился доброй  данью, включая и на погибших воинов».
Взяв с византийцев откуп, Князь вернулся в Переяславец.

В 971 году, на Болгарию с нескольких сторон двинулись, многократно превосходя числом, византийские воинства. Отбиваясь от наседающего со всех сторон врага, отходили Славянские дружины в город Доростол. Несколько месяцев византийцы осаждали Доростол.
Понимая все тяготы осады и дабы не ослабить голодом воинов, решился на бой. Князь, собрав перед тяжелейшим сражением своих воинов, произнес знаменитые ныне слова: «Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми. Ибо, мертвые срама неймут, а если побежим — покроемся позором. Так не побежим, но станем крепко, а я пойду впереди вас. Если моя голова ляжет, то сами решите, как вам быть». Отвечали ему верные Славянские дружинники: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».
Бой был гибельным и не удачным. Князь отступил обратно в Доростол.
Собрав всех воинов, на общем раздумье, порешили тогда Славяне заключить мир с Византией.
На мир византийцы согласились с радостью.
Условия русов Иоанн Цимисхий – император Византии безоговорочно принял. Святослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов (22 тыс.) запасом хлеба на 2 месяца. Также Святослав вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения.

Византийский летописец Диакон оставил описание внешности Святослава при его встрече с императором Цимисхием после заключения мира:
«Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них…. Умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой».

Светослав покидая Болгарию, решил добраться до Киева на ладьях по рекам.
Тогда  византийцы известили кочевников-печенегов: Мол, случай благоприятный, расправится со славянским Князем, который будет идти Днепром, дюже ослабленный. 
Весной в 972 году на днепровских порогах, Светослав попал в засаду печенегов и погиб.

Гибель Святослава в бою с печенегами подтверждает летописец Диакон:
«Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки — многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех росов, убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места».

Славяне! Вспомним же Великого Князя Светослава, Героя и Защитника Земли Нашей.
Слава Светославу! Слава Богам Родным!


Используемая литература.

Карамзин Н. М. История государства Российского
Карышковский П. О. Византийский временник.
Диакон Лев. История
Ипатьевская летопись
повесть временных лет
Ломоносов М. В. Древняя Российская история
Прозоров Л. Р. Святослав Хоробре. Иду на Вы!


Рецензии
Используемая литература.

Карамзин Н. М. История государства Российского
Карышковский П. О. Византийский временник.
Диакон Лев. История
Ипатьевская летопись
повесть временных лет
Ломоносов М. В. Древняя Российская история
Прозоров Л. Р. Святослав Хоробре. Иду на Вы!

Рада за вас, спасибо за источники.
А то ведь не добьёшься от здешних
такого профессионального подхода.
Ещё бы в конце, как положено и принято,
обращения с монографиями, манускриптами,
другими историческими источниками - сделать
глоссарий слов, терминов, которые употребляются
в тексте. Спасибо.

Милена Кузнецова   02.08.2012 02:39     Заявить о нарушении
3 июля 964 года
Ещё одна просьба - делайте с пометкой
настоящего года 7тыс такой - то год.
Это будет правильное восприятие летописи.
По славянски.

Милена Кузнецова   02.08.2012 02:44   Заявить о нарушении
Пригодилось и то хорошо))

Пётр Карев   20.04.2015 13:34   Заявить о нарушении