Как сейчас помню 1962 год

Это ведь ещё была "оттепель" того времени. Никита Сергеевич Хрущёв был в разгаре своих вожделенных замыслов построить коммунизм в стране. Хлеба было вдоволь. Бесплатным был хлеб в столовых, ресторанах, в свинарниках. Всё напоминало идиллию. Даже было разрешено выставить Пабло Пикассо в отдельный показ.

Я тогда был студентом, рисовал самозабвенно, копировал кости, мускулы натурщиков, очертания горшков, ваз, цветов, построения улиц, домов. Да, одним словом, был презренным копировщиком действительности. Как студенту, мне было не положено изображать не так природу и не эдак.
В Москву-то я попал, как выдающийся студент и будущий художник. Нас четверых премировали бесплатным лицезрением мирового искусства в Московских музеях в зимние каникулы.

Да  я бы и не стал расписывать здесь мои похождения по Третьяковке, Музею имени Пушкина, если бы не увидел вчера передачу по телевидению. Снова та же песня. Народ не понимает западное искусство! Какое, к чёрту, западное? Искусство и есть искусство. В нём нет ни запада, ни востока! Ни понимающего народа, ни непонимающего!
Спели "Бурановские бабушки", получили вторую премию. Кто удмуртский язык в мире знает? Никто!
Продолжая путешествовать по залам, я отмечал для себя великолепные работы древних мастеров живописи.

Впечатление моё сильно попортилось в залах советского искусства. Многочисленные, помпезные полотна поражали своей величиной. Многие были попорчены временем. Лица были маловыразительные, глаза мёртвые, движения походили на позы статические. Только средка мелькали живые-то лица. Но их трудно было разглядеть среди этой малоподвижной картинной публики.
Потом-то я попал в зал с произведениями синими, зелёными Пабло Пикассо. Ожидание чего-то необыкновенного сразу натолкнулось на пустоту залов. Единичные посетители смотрели на каждое произведение вскольз, проходили по залу с непозволительной скоростью и исчезали.

Я долго пытался изъять для своего творчества максимум пользы. Разглядывал, носом тыкался.
Стыдно мне признаться, что в отличие от директора Музея, восторженно отзывавшейся о творчестве Пабло Пикассо, я воспринял данного художника в образе глумящегося над почтенной публикой мошенника.

Надо ведь вспомнить, что тогда появились открытия в фотографии. Картины старых мастеров многим критикам показались ненужными. Зачем же копировать природу и человека, когда фотография есть! Художник должен создавать что-то своё! Своё и создавалось. Но только не теми, кто умел рисовать. Один только "Чёрный квадрат" Малевича достаточно упомянуть, чтобы не слишком перечислять всех мошенников от искусства.

Конечно, сейчас кто-то напомнит о картине "Девочка на шаре" Пикассо. Так это было в то ещё время, когда Пабло Пикассо не был уверен, что у него всё начнут расхваливать подряд.
Что будет, если сегодня культурные круги Москвы согласятся, что Пабло Пикассо - мошенник, а картины закуплены у него Министерством Культуры СССР за бешеные деньги да ещё в валюте?
Это ведь был французский коммунист, который нарисовал белого голубя мира! Как же можно?

У меня даже возникло подозрение, что Пабло Пикассо и французом-то стал после революции в России. Уж очень активно у него Министерство Культуры всё скупало! Ведь не секрет, что Французы при царях-то во множестве обретались при дворе самодержца. В семнадцатом году
активно бежали на Родину. Разленившись в России на должностях учителей французского языка,
на Родине о хлебе насущном пришлось задуматься. Тут-то их обрусевший мозг смекнул: а не заняться ли мазнёй? И ведь получилось! Только обалтывать-то пришлось опять же Советскую Россию. Многие тогда объявляли себя коммунистами. Фидель Кастро Рус впереди всех.

И не слабо кормились.
Так я здесь прямо и заявляю - Пабло Пикассо или там - Павел Пикассов - мошенник, сладко поживший на деньги русского народа! Когда Москва старательно пытается пропагандировать западное искусство, надо бы почаще показывать Лувр, Дрезденскую галерею, да и наших прекрасных художников есть немало.

В то время, как старательно сохраняется кукла с внешностью В.И.Ленина, совсем уж невразумительно сохранять в специальном здании малоценные произведения. Среди них как-то не так заметны поистине великие произведения, которые при тщательном отборе сияли бы звёздно и не вызывали бы никакого сомнения, что они достойны всеобщего внимания.

Ижевск, 2012 год


Рецензии